Программа Современный дизайн и моделирование изделий из шесрти

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БИЧУРСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Рассмотрена Утверждена приказом
на методическом совете директора МОБУ ДО ДДТ

№ ___ «____»_____ 2020 г. _________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
художественно-эстетической направленности
"Современный дизайн и моделирование изделий
из шерсти"

Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
первой категории Новикова Александра Павловна.

Возраст детей: 14-17 лет
Срок реализации: 2 года

Бичурский район 2020 год

Содержание программы:
1.Пояснительная записка.
1.1 Актуальность программы.
1.2 Педагогическая целесообразность программы.
1.3 Отличительная особенность данной программы.
1.4 Цели программы.
1.5 Задачи программы
2 Организационные условия реализации программы.
2.1 Возраст детей.
2.2 Режим занятий.
2.3 Наполняемость.
3 Обеспечение программы.
3.1 Дидактический материал.
3.2 Материально техническая база.
4 Учебно-тематический план.
1.1 1 года обучения
1.2 2 года обучения
5 Содержание программы.
5.1 1 года обучения.
5.2 2 года обучения.
6 Прогноз результативность.
6.1 Критерии оценки.
7 Список литературы и интернет ресурсы.

Пояснительная записка
Настоящая программа ориентирована на приобщение детей к искусству
войлоковаляния – древнейшему виду текстильного искусства, которое в наше
время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из
жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного
выражения, реализуемая программа имеет художественно-эстетическую
направленность.
В современном мире валяние - это несложный вид рукоделия, с помощью
которого можно делать замечательные вещи: одежду, поделки для дома или
аксессуары; которые могут иметь плоскую форму, или объемную.
Программа по дополнительному образованию детей «Современный дизайн и
моделирование изделий из шерсти», являясь прикладной, носит практикоориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся
стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, создавать изделия
декоративно-прикладного характера. Обучение по данной программе создаёт
благоприятные условия для знакомства обучающихся с основными
вопросами теории войлоковаляния, законами художественной формы,
цветового решения и саморазвитию творческих способностей посредством
расширения кругозора в области дизайна современной одежды.
Художественно-эстетическая направленность программы помогает
воспитывать в себе художника и подчеркнуть индивидуальность ребёнка.
Актуальность программы в том, что она привлекает детей старшего звена,
стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области
современного декоративно-прикладного искусства. Как неотъемлемая часть
декоративно-прикладного искусства, войлоковаляние всегда было и остается
почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и
культуры. Детей старшего звена
Программа является формой углубления интересов учащихся, развития
творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по
теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её
художественного оформления. Особенно это важно в юности, когда
складываются вкусы, формируется представление о гармонии, приобретает
очертания склад личности.
Анализ ситуации на рынке труда показал важность формирования
индивидуальных траекторий жизненного и профессионального
самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их
интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка
труда. Социальный заказ в работе такого кружка, освоив азы валяния дети
будут иметь возможность зарабатывать деньги и обеспечивать себя. В связи с

этим вопрос профессионального самоопределения молодежи становится
чрезвычайно важными.
Педагогическая целесообразность программы заключается в занятости
детей и их профессиональном развитии, а также раскрывает творческий
потенциал личности и побуждает к достижению поставленных целей
обучения.
Программа «Современной дизайн и моделирование изделий из шерсти»
интегрирует знания и умения, создает благоприятные условия для
творческой самореализации личности.
Отличительной особенностью реализации программы является
информатизация образовательного процесса: применение компьютерной
техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого
наглядного материала, использовании ИКТ при проведении практических
работ.
Программа составлена с учётом дидактических принципов: принцип
индивидуального подхода, принципов наглядности и доступности,
сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний,
умений и навыков. Ребёнок продвигается по образовательному маршруту
постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не
является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на
полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Основные приёмы работы
изучаются с нарастающей сложностью и многократно повторяются в течение
учебного года.
Наряду работы с группами обучающихся, программа предусматривает
широкое использование методов индивидуальной работы с ребёнком. Право
выбора наиболее комфортного темпа и полноты объёма принадлежит
ребёнку.
Программа предполагает применение щадящих приёмов и методов. Чтобы не
повредить зрению, на каждом занятии проводится гимнастика для глаз. Во
время занятий практикуются физкультминутки, а также физкультурные
паузы, главная задача которых снять напряжение с мышц спины, шеи и
кистей рук.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческих
способностей обучающихся и развития их эстетического вкуса через
овладение основами войлоковаляния, дизайна одежды и её художественного
оформления.
Задачи программы:
1.Обучающие:
• познакомить обучающихся со сферой деятельности дизайнера одежды
• научить владеть основными приемами и методами работы с войлоком;

• научить основам композиции;
• познакомить с этапами процессе моделирование одежды
• сформировать знания необходимые для создания оригинальных моделей
• познакомить с формами деталей и отделкой и их использованием в дизайне
одежды
• сформировать знания, умения и навыки проектирования, моделирования и
конструирования одежды
• обучить технологии пошива некоторых видов одежды
• сформировать навыки работы на швейном оборудовании
2. Развивающие:
• формировать интерес к различным видам декоративной отделки
• побуждать желание совершенствоваться в данном направлении
декоративно-прикладного искусства.
• развивать способности детей к творчеству самовыражению и
самореализации
• воспитание способности мыслить, моделировать и создавать оригинальные
изделия.
3. Воспитывающие:
• воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения
планировать свою деятельность.
• формирование творческого отношения к качественному осуществлению
трудовой деятельности.
• развитие ответственности и самостоятельности, индивидуальности.
• формирование у детей уверенности в себе, стремление преодолевать
собственную скованность и закомплексованность.
• формирование у обучающихся чувства уважения к традициям своего
народа, своим историческим корням.
Адресат программы: дети старшего школьного звена.

Организационные условия реализации программы
Образовательная программа «Художественный войлок» предназначена для
детей 14-17 летнего возраста и рассчитана на 2 года обучения по 144 ч. (288
учебных часa).
Занятия проводятся во внеурочное время в хорошо проветриваемом и
освещенном помещении.
Условия набора:
В группы 1 года обучения принимаются все желающие дети без
предварительного отбора (на основании заявлений родителей). При наличии
свободных мест дети могут приниматься в группы 2 года обучения, по
результатам собеседования и просмотра педагогом ранее выполненных
детьми работ.
Обучение на занятиях осуществляется на основе метода проектов. В методе
проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и
формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый
результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся.
Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу
школьников — индивидуальную, групповую или коллективную.
Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать друг
друга, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого,
групповая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам;
обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе
обучения; воспитывает обязательность выполнения задания в определенные
сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их
отстаивания, аргументации, но в то же время требует терпимости к чужой
точке зрения; позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует
дух соревнования и соперничества.
При работе над групповым проектом возможно создание достаточно
большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Это важно,
особенно при выполнении такой объёмной работы, как создание коллекции
одежды.
Режим занятий:
I год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (144 часа);
II год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (144 часа);

Продолжительность занятий 45 минут, перерыв 15 минут. В неделю 1 час
отводится для работы с одаренными детьми.
Наполняемость групп:
I год обучения – не менее 12 человек;
II год обучения – не менее 10 человек;
Обеспечение программы методическими видами продукции
Дидактический материал:


тематические альбомы, поузловая обработка



наглядные пособия: сочетание цвета (цветовой круг, дополнительные
цвета), образцы материалов и фурнитура;



образцы готовых изделий;



раздаточный материал: технологические карточки;



специальная и методическая литература по моделированию и
конструированию одежды с различными иллюстрациями.



электронные презентации по разделам программы

Материально-техническое обеспечение


Работа кружкового объединения проводится в кабинете технологии,
отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется
хорошее дневное и вечернее освещение. Люминесцентные лампы
обеспечивают общее освещение, близкое к естественному свету, что
очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной
отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается,
температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С.



Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 12
человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети
сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое
место.



Для выполнения машинных работ используются бытовые швейные
машины с электрическим приводом, которые располагаются на
рабочих столах таким образом, чтобы естественный свет падал с левой
стороны.



Для утюжки изделий имеется гладильная доска и утюг с пароувлажнителем.
Интерактивная панель используется для демонстрации схем, эскизов,
рисунков.



В учебном помещении имеются шкафы-витрины для размещения
постоянно действующей выставки лучших работ кружковцев. Нижняя
часть шкафов используется для хранения незаконченных работ
кружковцев, материалов и приспособлений



наличие большого ноутбука для проведения репетиций и занятий;



Раскройный стол



Шлифовальные машинки для уваливания шерсти.

Материалы, инструменты и приспособления.


Лента гребенная для рукоделия.



Волокно овечьей шерсти тонкое и полутонкое, сливер, пряжа
шерстяная, вискоза.



Москитная сетка или ткань (полиэстер) 40 х 40 см. 10 штук;



Воздушно-пупырчатая плёнка 40 х 40 см. 10тук;



Бытовая вибро-шлифовальная машина 10 штука;



Иглы для фильцевания 100 штук;



Скалки 10 штук;



Мыльный раствор (жидкость для мытья посуды);



Полотенца для рук или салфетки хлопчатобумажные 10 штук;



Рамы со стеклом:



Флизелин;



Клей-карандаш 10 шт.;



Губки поролоновые 10 шт.;



Ткани, материалы и нитки для выполнения программных работ ;



линейки масштабные для построения чертежей конструкции в
масштабе;



лекало закройщика, для раскроя изделий;



сантиметровая лента для раскроя изделий и швейных работ;



булавки портновские;



ножницы для проведения раскроя, швейных работ;



напёрсток для предохранения пальца от укола;



пяльцы для выполнения вышивок;



колышек металлический, для образования отверстий в ткани;



игла швейная для выполнения швейных работ;



игла для вышивки с удлиненным ушком;



калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;



миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе



тетради для записей



выставочные шкафы



стенды



Ноутбук



Стол раскройный



Стул ученический.



Швейная машинка.



Утюг.



Гладильная доска.



Бисер, пайетки, бусины



Проектор.



Спецодежда (фартук, перчатки )

Учебно-тематический план
I года обучения
№

Название темы

Всего часов

В том числе
Теория

Практика

1 Вводное занятие

2

2

-

2 Знакомство с основами
цветовой грамотности и
законами композиции

2

1

1

3 Техника живопись шерстью

44

2

42

4 Техника сухого валяния.
Игрушки.

44

2

42

5 Техника сухого валяния.
Нетканный гобелен

44

2

42

6 Оформление работ

4

-

4

7 Заключительное занятие.

4

-

4

144

8

136

Итого

II года обучения
№

Название темы

Всего часов

В том числе
Теория

Практика

1 Вводное занятие

2

2

-

2 Дизайн одежды

4

3

1

3 Конструирование,
моделирование и
изготовление одежды из
шерсти.

46

8

38

4 Декорирование одежды
войлоком.

20

2

18

5 Техника мокрого валяния.
Объемные цветы.

12

2

10

6 Техника мокрого валяния.
Клатчи и сумки.

18

1

17

7 Техника мокрого валяния.
Аксессуары.

10

1

9

8 Техника мокрого валяния.
Жилет.

20

2

18

9 Подготовка к показу.

8

-

8

10 Заключительное занятие.
Показ коллекции.

4

-

4

144

20

124

Итого

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I года обучения
Тема №1 «Вводное занятие» (2ч.)
Теоретическое занятие
-определение целей и задач курса;
-просмотр работ учащихся;
-основы ТБ работы с инструментами, инструктаж безопасной работы;
- просмотр видеофильма «История войлока»;
-посещение выставки ДПИ.
Тема №2 «Знакомство с основами цветовой грамотности и законами
композиции» (2 ч.)
Теоретическое занятие: (1ч)
- о понятиях «композиция», «цвет», «тон», «колорит», «пропорции»,
«светотень», «объем», «ритм», «перспектива», «пространство»;
Практическое занятие (1 ч.)
Выполнение рисунка с учетом теоретического материала.
Тема № 3 «Техника живопись шерстью»(44 ч.)
Теоретическое занятие (2 ч.)
-свойства шерсти;
- разновидности шерсти и волокон;
-основные приемы работы при вытягивании шерсти: вытягивание, щипание,
настригание, смешение цветов.
-советы для начинающих.
Практические занятия (42 ч.)
Панно натюрморт - «Лилии», «Мак», «Ромашки», «Подсолнухи», «Ирисы»,
«Полевые цветы», «Розы» и т.д.
Панно пейзаж - «Времена года»
Тема № 4 «Техника сухого валяния. Игрушки.» (44 ч.)

Теоретическое занятие (2 ч.)
- Ознакомление с приспособлениями и инструментами для сухого валяния
(классификация игл для сухого валяния).
- оформления носа у валяных игрушек;
- оформление глаз;
- вшивание глазок, приваливание век, приклеивание ресниц,
-основы сухого валяния (работа с формой, наращивание объемов);
- жесткое и шарнирное крепление лапок;
-выглаживание, шлифовка поверхности;
-тонирование валяных изделий .
Практические занятия (42 ч.)
Изготовление игрушки «Любимые мультгерои», «Новогодний подарок»,
«Смешарики»
- Формирования частей тела (голова, ноги, руки)
- Проработка мелких деталей головы, проработка мимики (глаза, нос, уши)
- Прикрепление частей тела к туловищу.
-Шлифовка изделия и придание окончательного вида игрушки.
Тема № 5 «Техника сухого валяния. Нетканый гобелен»(44 ч.)
Теоретическое занятие (2 ч.)
-история гобелена;
-история вышивки лентами;
-основные швы в вышивке лентами: узелок, вытянутый стежок, петля с
прикрепом, петля с глазком и т.д.
- подбор материала и инструмента для работы;
-классификация игл для валяния;
-строение игл;
-основные приемы работы в технике фелтинг.
Практические занятия (42 ч.)
Изготовление коллективной работы в смешанной технике «Цветочный сад»
Тема № 6 «Оформление работ» (4 ч.)
Практические занятия (4 ч.)

Оформление работ в паспарту и в рамки. Оформление пояснительной
записки к творческим проектам.
Тема № 6 «Заключительное занятие.» (4 ч.)
Практические занятия (4 ч.)
Выставка работ обучающихся. Защита проектов.
II года обучения
Тема №1 «Вводное занятие» (2ч.)
Теоретическое занятие
-определение целей и задач курса;
-просмотр работ учащихся;
-основы ТБ работы с инструментами и швейной машинкой, инструктаж
безопасной работы;
- просмотр презентации «Детский театр моды»;
- просмотр творческих проектов по технологии;
-посещение выставки ДПИ.
Тема №2 « Дизайн одежды» (4ч.)
Теоретические занятия: (3ч)
- художественное моделирование одежды из шерсти;
- фигура человека и ее пропорции;
- композиция костюма;
- художественное оформление одежды ;
- мозговой штурм «Создание коллекции одежды».
Практическое занятие (1 ч.)
Выполнение эскиза своей будущей модели по заданной тематике.
Тема № 3 «Техника мокрое валяние. Конструирование, моделирование и
изготовление одежды из шерсти.»
(46 ч.)
Теоретические занятия (8 ч.)
-снятие мерок;
-конструирование изделия;

-моделирование изделия;
-раскладка изделия;
- обработка . валяние;
-работа на машине.
Практические занятия (38 ч.)
Изготовление изделия на себя.
Тема № 4 «Декорирование одежды войлоком» (20 ч.)
Теоретическое занятие (2 ч.)
-способы декорирования войлоком одежды;
-просмотр фотографий и эскизов одежды, декорированной шерстью;
-основные швы в вышивке.
Практические занятия (18 ч.)
Декорирование одежды войлоком.
Тема № 5 «Техника мокрого валяния. Объемные цветы» (12 ч.)
Теоретическое занятие (2 ч.)
-раскладка шерсти;
- инструменты и материалы для работы;
-основные приемы создания цветов и листьев;
-декорирование цветов бисером и ирисом;
Практические занятия (10 ч.)
Изготовление объемных цветов: маки, васельки, ромашки, лилии,
подсолнухи и т. д.
Тема № 6 «Техника мокрого валяния. Клатч и сумки» (18 ч.)
Теоретическое занятие (1 ч.)
-основные техники мокрого валяния;
- инструменты и материалы;
-этапы работы в технике мокрое валяние;
-технология раскладки шерсти: прямая классическая раскладка, ровный край;
-капустная" раскладка - края-воланы;
-края с фантазийными элементами (шнурочки, лепестки и т.п.);

-раскладка-паутинка;
-плавные и четкие цветовые переходы;
-декоративные волокна - эффекты;
-декорирование сумочек.
Практические занятия (17 ч.)
Изготовление сумочек, клатчей , кошельков
Тема № 7 «Техника мокрого валяния. Аксессуары» (10 ч.)
Теоретическое занятие (1 ч.)
-Изготовление шарика из войлока. Варианты.
Практические занятия (9 ч.)
Изготовление бус, сережек, браслетов.
Тема № 8 «Техника мокрого валяния. Жилет» (20 ч.)
Теоретическое занятие (2 ч.)
- работа с выкройками для жилета;
-этапы работы в технике мокрое валяние;
-технология раскладки шерсти: прямая классическая раскладка, ровный край;
-капустная" раскладка - края-воланы;
-края с фантазийными элементами (шнурочки, лепестки и т.п.);
-декорирование жилета;
-плавные и четкие цветовые переходы;
-декоративные волокна - эффекты;
Практические занятия (18 ч.)
Изготовление жилета в технике мокрого валяния.
Тема № 9 «Подготовка к показу» (8 ч.)
Практические занятия (8 ч.)
Репетиция показа. Подбор музыкального сопровождения. Подбор причесок.
Завершение образа.

Тема № 10 «Заключительное занятие» (4 ч.)
Практические занятия (4 ч.)
Выступление коллектива с коллекцией одежды на школьных, районный и
республиканских мероприятиях.
Методические формы реализации программы
Основной формой реализации образовательного процесса является учебное
занятие, наряду с которым используются такие формы как конкурсы,
праздники, выставки, экскурсии, открытые занятия, мастер-классы для
педагогов и родителей и др.
Во время проведения занятий педагог использует фронтальную,
индивидуальную и мелкогрупповую формы работы.
Фронтальная форма предполагает работу со всей группой (при
демонстрации основных приемов работы, показ электронных презентаций и
т. д.)
Индивидуальная форма предполагает постановку задач индивидуально
каждому ребенку с учетом его способностей, желания, уровня подготовки.
Анализ результатов выполнения задания также может проводиться
индивидуально.
В основе мелкогрупповых методов лежит работа в малых группах:


совместно-индивидуальная форма

При такой форме каждым ребенком выполняется определенная часть
коллективной работы;


совместно-последовательная форма

В этом случае младшие дети выполняют наименее сложные элементы,
старшие – дополняют их, или собирают в композиции, выполняют
окончательное оформление изделий;


совместно-взаимодействующая форма

При такой форме одну работу делают двое, самостоятельно распределяя
обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные или
выставочные работы.
При обучении

по источнику информации:
- словесные:


рассказом или беседой начинается, например разговор об истории
одежды, о законах композиции костюма, и т.д.;



объяснение особенностей выполнения тех или иных приёмов,
способов, технологии изготовления изделий и др.;



инструктаж по технике безопасности.

- наглядные:


демонстрация образцов изделий, рисунков, таблиц, приёмов
выполнения работы и т.д.

- практические:


выполнение ребенком изделий, разработка дизайн проекта, эскизов,
упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др.

по уровню познавательной активности:
- объяснительно – иллюстративный:


ребенок получает и осваивает готовую информацию;

- репродуктивный:


ребенок воспроизводит те или иные действия педагога в соответствии с
принципом «делай как я»;

- частично-поисковый:


ребенок вносит изменения в швейные изделия;

- творческий:


самостоятельная постановка задачи и самостоятельный поиск ее
решения. При выполнении творческих заданий ребенок самостоятельно
выбирает тему, разрабатывает эскиз, подбирает отделку, технологию
изготовления, выполняет изделие и выбирает способ оформления.

Прогноз результативности
I год обучения:
К концу учебного года дети приобретут
знания:
- об особенностях работы с приспособлениями и инструментами для работы
с шерстью;

-основ цветовой грамоты;
- законов и правил работы над композицией;
- об особенностях работы над изделием в технике живопись шерстью;
- об особенностях работы над изделием в технике сухого валяния;
-об особенностях работы над изделием в технике нетканого гобелена.
умения и навыки:
- безопасного использования иглы в технике нетканого гобелена.
- правильного положения корпуса и рук при работе шерстью;
- правильного определения пропорций для изображения натюрмортов,
пейзажей их цветовое решение;
- соблюдение последовательности выполнения работы;
- исполнения приемов в технике живопись шерстью.
II год обучения:
К концу учебного года дети приобретут
знания:
-правила работы на швейной машине;
-свойства шерсти;
-порядок снятия мерок;
-конструирование изделий из шерсти;
-моделирования и технологии изготовления изделий из шерсти;
- технологии обработки изделий из шерсти;
-об особенностях работы над изделием в технике мокрого валяния;
умения и навыки:
-устранения простейших неполадок в швейной машине;
-снятия мерок с конкретной фигуры;
-строения чертежа основы блузки (или платья из шерсти);
-производить простейшее моделирование;
-кроить и валять изделия на себя;
-исполнения приемов в технике мокрого валяния;

-декорирования одежды войлоком;
-демонстрировать изготовленные изделия.













Форма подведения итогов данной программы
Выставки, фестивали т.д.
Изготовление подарков к различным тематическим праздникам.
Форма контроля на занятиях:
На различных этапах обучения используются различные виды контроля:
предварительный, текущий, тематический и итоговый.
Предварительный контроль: направлен на выявление знаний, умений и
навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться.
Приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы
спланировать свою работу, педагог должен знать, кто что может и знает. Это
поможет ему определить, на чем следует больше задерживать внимание
учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только
остановиться, поможет определить индивидуальный подход к каждому
ученику.
Текущий контроль: осуществляется в повседневной работе с целью
проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях
учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического
наблюдения учителя за работой учеников в целом и каждого ученика в
отдельности на всех этапах обучения.
Тематический контроль: осуществляется периодически по мере
прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний
учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих
занятий и подготавливает к контрольным мероприятиям.
Итоговый контроль: приурочивается к концу учебного курса,. Это —
контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени.. При этом
учитываются результаты текущего контроля и, кроме того, по ряду
предметов проводятся контрольные работ по разным материалам.

Критерии оценки:
Низкий уровень – обучающийся не внимателен, плохо владеет зрительномоторной координацией, мелкой моторикой рук, не понимает простейших
устных инструкций педагога, изготавливает изделие только с помощью
педагога.
Средний уровень - обучающийся внимателен, средне владеет зрительномоторной координацией, мелкой моторикой рук, понимает простейшие
устные инструкции педагога, изготавливает изделие частично с помощью
педагога.

Высокий уровень - обучающийся внимателен, владеет зрительно-моторной
координацией, мелкой моторикой рук, понимает устные инструкции
педагога, изготавливает изделие полностью без помощи педагога.
Список литературы для учителя
Нормативные документы.
1. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» - М.,
2007
2. О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Об образовании». – Уфа,
2008
3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях: Сан Пин 2.4.2. 1178-02. М., 2003 (2011г.)
4. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.
5. Комплексная программа развития РБ на 2009 -2013 гг. – Уфа, 2009.
• Одаренные дети;
• Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные,
девиантные;
• Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.
6. Концепция и программа развития национального образования. – Уфа,
2004 (2010 г.)
7. Концепция и программа формирования гражданина. – Уфа, 2004 (2011г.)
8. Программа духовно – нравственного воспитания подрастающего
поколения. – Уфа, 2004.
9. Программа профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. –
Уфа, 2005.
Рекомендуемая педагогическая литература.
1. Педагогика /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие
России, 2007.
2. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.
3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.
4. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией
С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М:
Народное образование, 2006

7.«Дополнительное образование» журнал для педагогов
8.Андреева И.А.Популярная энциклопедия РУКОДЕЛИЕ М. 1982
9.Демидова И. Ваш гардероб – стиль – имидж –Минск: Миринда 2000
10. Дудникова Г. П. История костюма. Серия «Учебники XXI века»- Ростов
н/Дону : Феникс, 2001
11.Ерзекова Н. В. Искусство красиво одеваться – Рига: Импакт , 1992
12.Егорова Р.И. Учись шить.—Москва просвещение 1988
13.Рене Берг «От стандарта к индивидуальности». Выкройки –«НиолаПресс» 1995
14.Саймон Треверс-Спенсер Справочник дизайнера –Москва 2008
15.Несонова О.А. Организация проектной деятельности – Волгоград 2009
Список литературы для детей и родителей
1.Чернякова В.И. Технология обработки ткани – Просвещение 1999
2.Яицких В. Шьем со звездами –Москва ЭКСМО- 2006
3.Современная энциклопедия Мода и стиль – Москва 2002
4. Журналы мод разных лет
5.РачицскаяЕ.И Моделирование и художественное 6.Оформление одежды.
Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
7. «Шерстяные панно своими руками» Анна Пипер издательство НИОЛАПРЕСС 2007.
8. «Картины из шерсти» Петра Гофман АРТ-РОДНИК 2007.
9. «Войлок. Все способы валяния» Ксения Шинковская Москва АСТ-ПРЕСС
2011.
10. «Аппликация из ткани» ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2011.
11. «Художественный войлок» Екатерина Хошабова ПИТЕР 2011.
12. «Игрушки из войлока» Надежда Мичеева Москва «робинс» 2011.
13. «Фильц» валяные фигурки животных Екатерина Курчак, Людмила Заец
Москва «эксмо» 2012.
14. «Фелтинг валяние из шерсти» Диброва А.А. Ростов-на- Дону «Феникс»
2012.
15. «Игрушки из шерсти» Елена Смирнова Питер 2012
Интернет- ресурсы:

1.Клуб любителей валяния «СЕЗОН»www.season.ru
2.Урок по валянию malahitovaya.ru
3.Сайты по шитью www.forum.softweb.ru
4.Кройка и шитье из шерсти www.top1000.nnov.ru
5.Школа золотого валяния www.pravmir.ru
6.Стиль и имидж http://www.elitarium.ru
7.Школа кройки и шитья fashion-school.narod.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Тест
по теме «Валяние.»
1. Как называется процесс получения войлока путем сцепления
шерстинок между собой в мыльном растворе?
а) валяние
б) вкропление
в) втирание
2. Как называется способ объемного валяния с помощью пробивных
игл?
а) фелтинг
б) фильцнадель
в) нуновойлок
3. Как называется способ мокрого валяния непряденой овечьей шерсти?
1. мокрое валяние
2. фелтинг
3. нуновойлок
4. Какой материал используется для валяния?
а) пух
б) шерсть
в) шелк
5. Как называется расчесанная овечья шерсть, используемая как основа
для валяния?
а) сливер
б) выбеленка
в) грубая
6. Как называется шерсть, которая используется для создания светлого
фона?
а) сливер

б) выбеленка
в) полутонкая
7. Какая шерсть используется для декора и отделки изделий?
1. выбеленка
2. сливер
3. полутонкая
4. ангора
8. Каким свойством обладает натуральное шерстяное волокно?
а) усадкой
б) сволачиваемостью
в) гигроскопичностью
9. Шерсть каких животных обладает наилучшей сволачиваемостью?
а) ангорской козы
б) австралийского мериноса
в) верблюда
10. Что получается в процессе валяния?
а) войлок
б) драп
в) фетр
11. Что может ускорить процесс валяния?
а) толщина слоев шерсти
б) скорость валяния
в) теплый мыльный раствор
12. Как называется плотный войлок?
1. фетр
2. драп
3. брезент
13. Из чего готовится мыльный раствор?
а) мыло
б) порошок

в) чистящее средство
1. От чего зависит толщина валяного полотна?
а) шерсти
б) количества слоев настила
в) времени процесса валяния
15. В каком положении сушат полотно после валяния?
а) горизонтально
б) вертикально
в) на весу
16. Сколько раз необходимо потереть ладонями войлок, чтобы он
получился плотным?
а) 50 раз
б) 100 раз
в) 150 раз

Ответы: 1а, 2б, 3в, 4б, 5а, 6б, 7вг, 8б, 9б, 10а, 11в, 12а, 13а, 14б, 15а, 16б

Актуальность выбора направления деятельности
Валяние из шерсти (фелтинг-англ., фильцевание-нем.)—это особая техника
рукоделия, в процессе которой из непряденой шерсти для валяния создаётся
рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные
элементы, предметы одежды или аксессуары. Мягкий на ощупь и фактурный
войлок, позволяет комбинировать шерсть, шелк и пряжу, добиваться самых
разных оттенков и создавать произведения удивительной красоты. В
последнее время фелтинг получил широкое распространение по всему миру,
благодаря доступности и экологичности используемых материалов, а также
высокими эстетическими свойствам готовых изделий.
Различают два вида валяния шерсти—сухое и мокрое. При сухом валянии
шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния
сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой,
образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется
при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается
изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят
процесс валяния.
Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — игрушек,
бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров
на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Мокрое валяние
подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских
изделий.
Шитьем и вязанием уже никого не удивишь, а вот валянием из шерсти
вполне. Это одно из модных и активно набирающих обороты рукодельных
увлечений. Я расскажу об истории этой техники, о том, какие инструменты
применяются и как выглядят готовые изделия из шерсти. Вы сможете
убедиться, что валяние вполне по силам каждому, а великолепные валяные
работы,которые вы увидите, обязательно подвигнут вас к тому, чтобы
попробовать эту древнюю, но очень современную технику в деле.
Цель урока педагогического мастерства—передача личного
профессионального опыта, уникальных авторских разработок при
использовании техник валяния.
Задачи урока педагогического мастерства:

1. Создание условий для вовлечения, профессионального обогащения и
стимулирования роста творческого потенциала в таком виде декоративноприкладного искусства, как фелтинг.
2. Распространения передового педагогического опыта на примере
изготовления изделия в технике валяния.
3. Внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Исторический ракурс и современное развитие техники валяния
История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками,
которые одомашнили овец. У натуральной шерсти есть способность
сваливаться, т.е. образовывать войлок. Никакой другой материал к этому не
способен. Это происходит из-за того, что шерстяные волокна имеют верхний
чешуйчатый слой. Чешуйки волокна шерсти под воздействием горячей воды
и пара могут сцепляться друг с другом. Однако шерсть дикой овцы почти не
валяется, так как у нее нет чешуйчатого слоя.
Ученые говорят о том, что валяние из шерсти – самая древняя техника
создания текстиля. Но, как же человек догадался, что шерсть можно свалять?
История валяния связана также с легендой о Великом потопе. В ней
рассказывается о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе
которых были и овцы. Им приходилось находиться в маленьких помещениях,
их шерсть падала прямо на пол, по которому они ходили. Куски шерсти то и
дело попадали под копыта животным, а когда Потопу пришёл конец, и овцы
были выпущены, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным
ковром.
Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства
войлока. Они делали из шерсти дома, одежду (стельки, бурки и мужские
головные уборы), предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки),
скотоводческое снаряжение (детали седла, чепраки и попоны для коня,
большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), утварь (мешки для
хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для
новорожденных телят.
Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали
войлочной попоной. Войлок оберегал их от злых духов и вражеских стрел,
спасал от жары и холода. Они использовали свалянную шерсть даже в
кузнечном деле и медицине (при лечении переломов костей) и др.
На Руси войлок появился в эпоху монголо-татарского ига. Гораздо позже,
около двухсот лет назад, в России научились валять из шерсти валенки. Но

кроме валенок на Руси изготавливалось также сукно, которое было
достаточно популярным, войлоки для хозяйственных нужд и валяные шапки.
Мастерство валяния из шерсти передавалось из поколения в поколение. В
технике валяния по прошествии многих лет практически ничего не
изменилось. Однако в наше время выводят новые породы овец мериносовые. Они славятся более тонкой и мягкой шерстью, из которой
можно получить исключительно нежные изделия.
Сегодня войлоковаляние превратилось в интересную форму
художественного самовыражения. Художники по войлоку умудряются даже
изобретать новые приемы валяния шерсти. Уже давно в моде войлочные
аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки.
Неожиданными становятся сочетания войлока с керамикой, металлом,
стеклом.
Что касается валенок, то их история на Руси началась не так давно, примерно
три века назад. Первыми русскими изделиями из шерсти были банные
колпаки, шляпы и легкие башмаки, которые назывались «чуни». Людей,
которые их изготавливали, на Руси называли шерстобитами.
Первое упоминание о войлочных сапогах нашлось в «Слове о полку
Игореве» (12 век). Но эта обувь была скроенной и сшитой, она имела хотя бы
один шов. Валенки в виде цельноваляного сапога появились только в конце
18 века в Нижегородской губернии. Однако жители городка Мышкин в
Ярославской губернии настаивают на том, что это они первые сваляли
валенки.
У валенок много названий – чесанки, катанки, валенцы, пимы. А валенки из
козьей шерсти называли – волнушечки и выходки.
Поначалу валенки стоили очень дорого, так как мастеров, которые их валяли,
было мало, а технология производства держалась в секрете и передавалась от
поколения к поколению.
Валенки берегли и передавали по наследству. Молодой человек в валенках
считался в те времена завидным женихом.
Царские особы также носили валенки. Петр I после бани зимой всегда
требовал себе валенки. Именно во время правления Петра I производство
валенок получило широкое распространение. Екатерина Великая тоже
носила чесанки, так как у нее были больные ноги. А Анна Иоанновна
разрешила придворным дамам надевать валенки с парадными платьями.
Ленин и Сталин в ссылке в Сибири тоже носили валенки. А Никита Хрущев
провел в валенках все детство.

В период войны зимой наши солдаты носили только валенки. Освоение
северных регионов без валенок оказалось бы также невозможным.
В наше время валенки носят подразделения МВД, МО, МЧС, различные
охранные структуры, а также рыболовные и охотничьи хозяйства. Для
военной разведки в свое время были изготовлены специальные валенки
разведчика, которые были белого цвета.
В последние несколько десятилетий русские зимы стали более мягкими и
слякотными, поэтому валенки заменили на влагостойкую обувь. Однако уже
сегодня людей в валенках все чаще можно встретить на улицах. А для
модельеров и дизайнеров валенки стали актуальным предметом творчества.
Цель и задачи урока педагогического мастерства по передаче личного опыта
и профессионального обогащения коллег я хотела бы достичь на примере
изготовления валеночек в технике мокрого валяния. Помимо техники
мокрого валяния в своей творческой деятельности я использую технику
сухого валяния, которая позволяет создавать невероятной красоты объемные
изделия: игрушки, сувениры, украшения.

Практическая часть
Подбор материалов и инструментов
Для валяния используются разные сорта шерсти.Нужно отметить, что от
качества выбранного материала будет зависеть качество готового изделия.
Ещё пару лет назад в России практически не было возможности найти
шерстьдля валяния, и этот вид рукоделия был многим попросту недоступен.
Теперь она есть в каждом магазине для рукоделия, но свойства ее различны.
Тончайшую высококачественную шерсть дают австралийские и
новозеландские мериносы, поэтому она особенно ценится среди мастерицваляльщиц. Из этой шерсти можно изготовить очень тонкий войлок
художественной выделки. Шерсть мериноса – это основной вид шерсти,
который используется для валяния.

Разновидности шерсти:
Грубая шерсть или остевая. Используется для валяния изделий, не
соприкасающихся с кожей, например, валенок, полусапог, сумок). Из нее
можно также валять игрушки, но они получатся «лохматые».
Сливер – расчесанная овечья шерсть без остевых волосков. Используют как
основу для валяния. Сверху накладывают шерсть других цветов.

Очес – ворс, оставшийся после чесания, состоит из коротких волосков. Он
используется при создании фетра, а также для наполнения игрушек.
Полутонкая шерсть – это шерсть для валяния от 25 до 29 микрон в
диаметре. Она широко используется валяльщицами для сухого и мокрого
валяния.
Тонкая шерсть—шерсть от 19 до 25 микрон в диаметре. Предпочтительнее в
использовании, чем полутонкая. Легче валяется, изделия получаются тоньше.
Топс—самая тонкая шерсть до 19 микрон и самая дорогая.
Выбеленка—отбеленная овечья шерсть, расчесанная и вытянутая. Можно
использовать как основу. Легко окрашивается в домашних условиях.
Верблюжка—расчесанная шерсть верблюда. Не требует шерсти-основы.
Мохер (ангора)—шерсть ангорских коз. Его можно использовать для
отделки. У него приятный шелковистый блеск.
В качестве добавки при валянии используют, также, множество других видов
шерсти и волос животных, позволяя получать неожиданные и эффектные
результаты.
Например, шелк для валяния или смесь волокон шерсти и шелка, волокна
сои, волокна бамбука, волокна крапивы, хлопок, вискозу, акрил для валяния
и другие виды синтетических и натуральных волокон, шерсть ангорского
кролика, альпаки, ламы, бизона, собачью шерсть.

Изготовление изделия в технике валяния (на примере валеночек)
Перед тем, как начать работу, необходимо поставить перед собой задачи:
- разработать конструкцию изделия, которое должно быть скомпоновано по
форме, цвету, стилю;
- проявить свои знания и умения, чтобы валенки получились стильными и
практичными;
- провести анализ изделия.
И сейчас я готова поделиться с вами своим опытом, подробно рассказать, как
свалять микроваленки из шерсти.

Материалы и приспособления, необходимые для изготовления валеночек:
Шерсть для мокрого валяния (80 — 100 гр),

Упаковочная пленка (с лопающимися шариками),
Москитная сетка или фатин,
Горячая вода,
Моющее средство для посуды,
Кастрюля,
Скалка,
Губка для мытья посуды.
Игла для валяния.
Ножницы.
Ручка и лист бумаги.
Заключение
Валяние из шерсти требует большой усидчивости и терпения, однако
вознаграждает мастера великолепными изделиями. В своей учебнопедагогической деятельности я активно использую Фелтинг, как вид
декоративно-прикладного искусства с глубокими корнями, не требующий
сложных приспособлений и редких материалов, имеющий высокую
практическую направленность.
С помощью валяния можно одеться, обуться и сделать дом уютным. Валенки
и тапочки, пальто и жилет, теплая шапка и забавная шляпка, украшения,
игрушки, картины. Вы ограничены только своей фантазией, а она, мы знаем,
безгранична.
Я работала почти год в технике валяния. Какие выводы я могу сделать:
Во-первых, это абсолютно безопасно и эколгично.
Во-вторых, чрезвычайно увлекательно. Создавая произведение, человек
забывает о своих проблемах, неприятностях.
В третьих, данный вид работы способствует развитию творческих
способностей. Из шерсти можно сделать, как очень простые (бусины, цветы),
так и очень сложные (сумки, картины, панно, верхнюю одежду) изделия.
Развивает фантазию. Из шерсти можно создать любой цветок, он будет
удивительно неповторим, т.к. шерсть такая же нежная как цветы. Игрушки из
шерсти очень теплые и милые.
В четвертых, валять из шерсти могут не только взрослые, но даже маленькие
дети, например - бусины или толстые веревочки, из которых, с помощью

взрослых, можно сделать игрушку (например, забавную гусеницу или
бабочку) или украшение - это очень полезно для развития моторики.
В пятых, работать с шерстью очень приятно - это мягкий, теплый и живой
материал.
В седьмых, это выгодно с экономической точки зрения: для семейного
бюджета этот вид рукоделия - настоящая находка.
На уроках учащиеся охотно приобщаются к технике валяния и участвуют в
творческих проектах по созданию готовых изделий, так как в результате у
них появляется возможность украсить себя, окружающую обстановку, а
также сделать чудесные подарки родным и близким.

Список использованной литературы
Анна Зайцева. Войлок и фетр. Большая иллюстрированная энциклопедия/
Эксмо, 2011. 208 с.
Смирнова Елена. Игрушки из шерсти шаг за шагом. Техника валяния/ Питер,
2012. 128 с.
Анна Зайцева. Цветы из войлока и фетра. Коллекция модных украшений/
Эксмо-Пресс, 2011. 80 с.
Шинковская Ксения Александровна. Войлок. Все способы валяния/ АСТПресс 2011. 176 с.
Анна Зайцева Тапочки ручной работы: новые модели для взрослых и детей/
Эксмо, 2010. 64 с.
Смирнова Елена. Игрушки из шерсти: пошаговый мастер-класс/ Питер, 2013.
32 с.
Семпелс Е. Б. Валяная игрушка: Забавные брелки. Сувениры. Игрушки/ МСП
2008. 96 с.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013341684, 89503988200

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».