1 2 Утверждена приказом директора ДДТ «_____ От «____» ___________20___г Директор ДДТ___________________ Н.В.Тимофеева Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Бичурский дом детского творчества» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Стилизация и моделирование народного костюма» художественной направленности Возраст обучающихся: 15 - 17 лет Срок реализации программы - 3 года Составитель: Афанасьева Татьяна Леонидовна, педагог дополнительного образования. Бичура 2020г. 3 Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа «Стилизация и моделирование народного костюма» составлена на основании: - Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; - Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14.Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014г. №33660). Общеразвивающая программа «Стилизация и моделирование народного костюма» имеет художественную направленность, является модифицированной. Программа направлена на формирование у обучающихся практических трудовых навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса. В программе сочетаются различные виды практической работы по изготовлению костюмов, а также открывается прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Обучающимся предоставляется возможность для освоения навыков ручного и машинного шитья, конструирования, приобретения навыков работы с необходимыми инструментами. Рукоделие благотворно влияет на развитие ребенка, способствуют развитию мелкой пальцевой моторики, координации движений рук и глаз. Участие в конкурсах и различных мероприятиях в костюмах, сшитых своими руками, сказывается на эмоциональном благополучии детей, развивается стремление к самосовершенствованию своих умений и знаний, росте творческой активности. Программа «Стилизация и моделирование народного костюма» предусматривает использование здоровье сберегающих технологий, которые способствуют устойчивому формированию здорового образа жизни обучающегося. Актуальность программы состоит в том, что она не только дает обучающимся практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но и развивает интерес к народному творчеству и традициям с умениями и знаниями способов и возможностей применения и использование компьютерных технологий. При создании костюмов обучающиеся приобретают навыки работы: портного, конструктора, модельера, технолога, а также закрепляют полученные в кружке знания при работе с журналами мод, умения работать на швейной машинке. Таким образом, осуществляется профориентация обучающихся. При выполнении отделочных работ по костюмам дети учатся выполнять аппликацию на ткани, приобретают навыки работы с различным декоративным материалом. Новизна образовательной программы заключается в интегрировании видов творческой деятельности: раскрой и шитье костюмов, изготовление сценических и театральных костюмов, конструирование и моделирование в гармоничном сочетании традиционных и современных подходов. Педагогическая целесообразность состоит в развитии интереса к историческим особенностям при выполнении костюма. Создание ребятами костюмов для себя и своих сверстников способствует не только развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, но и на творческое самовыражение обучающихся. 4 Благотворное влияние костюмированных праздников на зрителей, в костюмах созданных своими руками самих выступающих, нельзя недооценивать – это является источником положительных эмоций. Цель программы: Создание возможностей для творческого развития детей, приобщение детей к культурным ценностям, освоение ребенком элементарных трудовых навыков при работе с тканью. Задачи: образовательные: формировать знания, умения, навыки по созданию продуктов творчества использованием ИКТ; формировать навыки ручного труда; обучать основам кройки и шитья; обучать технологии и последовательности изготовления швейных изделий; обучать качественно выполнять работу, рационально используя материал и время; обучать приёмам самоконтроля и взаимоконтроля. с воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность и усидчивость; воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе; воспитывать чувство красоты, вкуса и индивидуальности; воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач; воспитывать интерес и любовь к родному краю. развивающие: развивать творческие способности, художественный вкус; создавать базы для творческого мышления; развивать активность и самостоятельность; способствовать сохранению и возрождению художественных традиций, творчества многонационального крымского народа. Отличительные особенности программы В программе учитываются местные условия и возможности, национальные традиции в разработках и оформлении изделий. Знания и умения способов и возможностей использования ИКТ в творчестве. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, могут изменяться в зависимости от заготовленного материала, его цвета и фактуры, а так же от умения и навыков обучающихся. Большое внимание в программе отводится знаниям, умениям и навыкам применения в работе ИКТ, эстетическому воспитанию детей, развитию их фантазии, художественного вкуса. В первый год обучения дети знакомятся с ручной швейной работой, историей возникновения одежды, моды, занимаются моделированием. Второй год обучения рассчитан на обучающихся с навыками ручной швейной работы и имеющих опыт работы с выкройками. Обучающиеся продолжают обучение моделированию, сами разрабатывают изделия, учатся строить выкройки. Предусмотрены индивидуальные занятия (ИГЗ) с одаренными детьми. 5 Программа третьего года обучения рассчитана на обучающихся, прошедших курс 1 и 2 года обучения. Обучающиеся продолжают творческую деятельность и получают навыки работы на швейной машине. Предусмотрены занятия с одаренными детьми – ИГЗ. Формы и режим занятий Программа рассчитана на 3 года обучения, для обучающихся с 15 до 17 лет. На первый год обучения принимаются все дети без предварительного отбора по заявлению родителей или законных представителей детей. Занятия в группе проходят 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год. Второй год рассчитан на обучающихся, освоивших программу первого года обучения. Также могут быть приняты дети, пришедшие вновь и прошедшие специальное тестирование. Занятия – 2 раза в неделю по 3 часа, 216 часов в год. На 3-ем году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, 216 часов в год. В проведении занятий используются формы коллективно-группового творчества и индивидуальной работы. Основной формой работы являются комбинированные занятия. Теоретическая часть даётся в форме лекций, бесед с просмотром иллюстративного материала, и подкрепляется практическим освоением темы. Кроме учебных занятий, в кружке проводятся следующие формы учебно-воспитательной работы: - открытые занятия; - отчётные и тематические выставки; - участие в муниципальных и региональных праздничных мероприятиях и конкурсах. Ожидаемые результаты реализации программы: К концу первого года обучающиеся должны знать: - начальные сведения о видах декоративно – прикладного искусства; - историю народного костюма; - понятия « моделирование» и «стилизация»; - материалы и инструменты, используемые в работе; - правила техники безопасности с инструментами; - основные виды и свойства тканей, цветовая гамма. должны уметь: - выполнять ручные швы «назад иголка», «через край», «тамбурный», сметочные, потайные и копировальные стежки; - копировать выкройки, рационально использовать ткань, изготавливать лекала, выкраивать детали изделия из ткани и других материалов; - пришивать пуговицы, тесьму и другую фурнитуру; - рисовать эскизы одежды. К концу 2 года обучающиеся должны знать: - обозначения основных мерок; - правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом. должны уметь: - изготавливать петли; - снимать и записывать мерки; - самостоятельно разрабатывать выкройки изделий; - овладеть приемами моделирования одежды при помощи раздвижки деталей; - применять цвет и рисунок ткани в изделии; - применять гармоничное сочетание цветов. К концу 3 года обучающиеся должны знать: - технику безопасности при работе с утюгом и на швейной машине; - приемы моделирования на основах готовых лекал; 6 - технологию пошива различных узлов изделия. должны уметь: - разрабатывать эскизы костюмов и изготавливать по ним изделие; - подбирать цвет в соответствии с характером изделия; - применять знания в творческих работах; - работать с утюгом; - Работать на швейной машине. Программа позволяет: - ориентироваться в правах и обязанностях обучающихся кружка; - оценивать достоинства и недостатки собственной работы; - участвовать в обсуждении возникающих творческих предложений в процессе работы; - использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельных творческих работ; - представлять продукты творческой деятельности в выставках, смотрах и конкурсах; - обосновывать собственную позицию и представлять аргументы в ее защиту; - осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи; - самостоятельно, или при консультационной поддержке педагога, извлекать и структурировать информацию из различных источников; - ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении заданий; - отбирать инструменты и материалы для выполнения практической работы. Формы подведения итогов реализации программы Программа предполагает входную, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Цель аттестации – оценка успешности усвоения обучающимися разделов программы. Входной контроль осуществляется в начале учебного года, и направлен на диагностику начального уровня обучающихся. Промежуточная аттестация В течение года среди обучающихся проводится промежуточная аттестация в следующих формах: полугодиям); Эффективными формами аттестации являются просмотры рабочего материала, участие в создании костюма, участие в конкурсной деятельности. Важной формой промежуточной аттестации может быть успешное участие в муниципальных и региональных конкурсах по направлению деятельности. Итоговая аттестация проходит в форме практического зачета. Формы и методы отслеживания результатов вки. 7 Цель первого года обучения: - Развитие интереса к шитью. Задачи: - Знакомство с историей швейного ремесла - Обучение технике выполнения ручных швов и стежков - Знакомство с цветовой гаммой - Воспитание подхода к качественному выполнению творческих работ - Формирование умений и навыков обучающихся в работе с тканью № Учебно-тематический план (первый год обучения) Темы. Разделы. 2 Вводное занятие. Знакомство с коллективом, обсуждение плана работы на год. Техника безопасности. Вводный и первичный инструктаж по ТБ. Работа с инструментами. Правила поведения в объединении. Ручные швы и стежки. Сметочные и копировальные стежки. Швы « назад иголка», «через край». Потайные стежки. «Тамбурный» шов. Самостоятельная работа по пройденному материалу. 3. Работа с фурнитурой. 1. Знакомство с понятием «фурнитуры». Образцы 4. 5. Всего часов 2 Теория 2 Практ ика _ 12 2 2 2 2 2 2 3 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 9 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 4 1 2 2 2 1 1 0.5 0.5 0.5 0.5 фурнитуры. Пришивание пуговиц. Пришивание бусин и бисера. Самостоятельная работа по пройденному материалу. Работа с выкройкой. Знакомство с понятиями – выкройка, лекало. Копирование выкроек. Изготовление и хранение лекал. Рациональное использование материала. Правила раскроя ткани. Самостоятельная работа по пройденному материалу. 1 0.5 0.5 0.5 0.5 10 2 4 1 6 1 2 2 0.5 1 1.5 1 2 2 1 0.5 1 1.5 Сценический костюм. История сценического костюма Русский народный костюм 66 6 30 8 6 1 58 29 8 Русский стилизованный костюм 30 1 29 6. Моделирование. Зарисовки эскизов предложенных изделий. Каркасы для будущих изделий. 12 8 4 2 1 1 10 7 3 7. Итоговые задания Отчетная выставка Итого 2 - 2 144 24 120 Содержание тем ( 1 год обучения) Теория: знакомство с коллективом. Беседа о целях кружка. Обсуждение плана работы на год, наглядных пособий, литературы. Практика: рассматривание и обсуждение наглядных пособий и литературы. Техника безопасности. Теория: проведение вводного и первичного инструктажа по ТБ, правила работы с колющими и режущими инструментами, порядок на рабочем месте, правила поведения на занятиях в кружке. Практика: игра на закрепление теоретического материала. Ручные швы и стежки. Теория: рассказ о видах ручных швов и стежков, их назначении и применении. Практика: упражнения в выполнении стежков (сметочные, копировальные, штуковочные, потайные) и швов («назад иголка», «через край», «тамбурный»). Самостоятельная работа на закрепление знаний. 1. Работа с фурнитурой. Теория: знакомство с понятием фурнитура. Образцы фурнитуры ( пуговицы, бусины, бисер, тесьма, атласные ленты и т. д.), назначение и применение в декорировании изделий. Практика: упражнения в пришивании фурнитуры, самостоятельная работа на закрепление знаний. 2. Работа с выкройкой. Теория: знакомство с выкройкой, лекалом. Рассказ о назначении, применении и хранении лекал. Практика: упражнение в снятии мерок, их запись. Копирование выкроек, изготовление лекал, увеличение и уменьшение выкроек. Самостоятельная работа по разработке выкроек и на закрепление знаний. 3. Сценический костюм. Теория: рассказ об истории костюма, разновидности национального костюма. Практика: изготовление национального костюма. 4. Моделирование. Теория: рассказ о назначении и применении моделирования. Практика: зарисовки эскизов изделий, упражнение в моделировании одежды. Самостоятельная работа. 5. Итоговые задания. Отчётная выставка. 9 Цель второго года обучения: - Развитие умения выразить и воплотить свои идеи в создании образцов одежды. Задачи: - Совершенствование умения и навыков ручного шитья. - Воспитание стремлений к разумной организации своего свободного времени. - Развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса. - Обучение построению выкроек. Учебно-тематический план (второй год обучения) № 1 2 3 4 5 6 7 Темы. Разделы. Введение. Обсуждение плана работы на год. Техника безопасности. Вводный и первичный инструктаж по ТБ. Работа с инструментами, электроприборами. Правила поведения в объединении. Ручные швы и стежки. Повторение пройденного материала. Изготовление петель. Работа с фурнитурой. Повторение. Самостоятельная работа. Работа с выкройкой. Повторение. Самостоятельная работа по копированию выкройки. Снятие мерок. Разработка выкроек игрушек. Разработка выкроек одежды для куклы. Увеличение и уменьшение выкройки. Сценический костюм Эстрадный Моделирование. Зарисовка эскизов изделий, из предложенных лоскутов ткани. Ремонт изделий при помощи декоративных заплат и фурнитуры (зарисовка, оформление альбома). Костюмы для положительного и отрицательного героев (рисование). Моделирование юбок на основе выкройки прямой юбки. Итоговые задания Отчетная выставка Итого Всего часов 2 Теория Практика 2 _ 4 2 2 1 0.5 0.5 3 1.5 1.5 2 2 20 2 0.5 0.5 9.5 0.5 1.5 1.5 10.5 1.5 2 6 8 2 1 3 4 1 1 3 4 1 104 32 32 40 20 4 8 2 2 4 2 0.5 96 30 30 36 18 3.5 6 0.5 5.5 4 0.5 3.5 6 0.5 5.5 2 216 29 2 187 10 Содержание тем (2 год обучения) 1. Вводное занятие. Теория: обсуждение плана работы на год. Практика: выставка домашних работ, выполненных в летние каникулы. Техника безопасности. Теория: проведение вводного и первичного инструктажа по ТБ, повторение правил работ с колющими и режущими инструментами. Работа с утюгом. Практика: техника безопасности в рисунках. 2. Ручные швы и стежки. Теория: повторение материала первого года обучения. Практика: изготовление прорезных и воздушных петель. Самостоятельная работа на закрепление знаний. 3. Работа с фурнитурой. Теория: повторение материала первого года обучения. Практика: самостоятельная работа (пришивание пуговиц, тесьмы и т. д.) 4. Работа с выкройкой. Теория: рассматривание и обсуждение литературы. Практика: упражнения в снятии мерок, их запись и обозначения. Разработка изделий и выкроек к ним, увеличение и уменьшение выкроек. Самостоятельная работа на закрепление знаний. 5. Сценический костюм. Теория: Разновидности сценических костюмов. Практика: Изготовление национального костюма. 6. Моделирование. Теория: работа с литературой. Практика: зарисовка эскизов, моделирование изделий на картоне. 7. Итоговое занятие. Теория: повторение пройденного материала. Практика: отчётная выставка. 11 Цель третьего года обучения: - Развитие творческого воображения при разработке изделий. Задачи: - Формирование определенных трудовых умений и навыков, знаний технологической последовательности. - Воспитание умения самовыражения, самостоятельной творческой деятельности. Учебно-тематический план (третий год обучения) № Темы. Разделы. 1 Вводное занятие. Обсуждение плана работы на год. Техника безопасности. Вводный и первичный инструктаж по ТБ. Работа с инструментами, утюгом и швейной машиной. Правила поведения в объединении. Работа с выкройкой. Снятие мерок, повторение. Повторение материала по увеличению и уменьшению выкроек. Построение выкройки фартука. Построение выкройки юбки – солнце. Построение выкройки изделия по снятым меркам. Сценический костюм Русский народный Русский сценический Эстрадный костюм Моделирование. Ремонт изделий при помощи декоративных заплат и фурнитуры (зарисовка, оформление альбома). Зарисовка эскизов изделий, из предложенных лоскутов ткани. Моделирование рукава. Повторение моделирования. Выставка рисунков. Работа на швейной машине. Заправка верхней и нижней нитей. Регулирование строчки. Отработка прямой строчки. Отработка строчки «зигзаг» Контрольная работа по выполнению строчек. 2 3 4 5 Всего часов 2 Теория Практика 2 - 20 2 2 5 0.5 0.5 15 1.5 1.5 4 4 8 1 1 2 3 3 6 100 30 30 40 20 8 10 3 3 4 2.5 0.5 90 27 27 36 17.5 7.5 4 0.5 3.5 4 2 2 0.5 0.5 0.5 3.5 1.5 1.5 20 2 2 4 4 5 0.5 0.5 1 1 15 1.5 1.5 3 3 2 6 0.5 1.5 1.5 4.5 2 - 2 216 31.5 184.5 Строчка по рисованным линиям. 6 Итоговые задания Отчетная выставка Итого 12 Содержание тем (3 год обучения) 1. Вводное занятие. Теория: обсуждение плана работы на год. Практика: экскурсия в ателье. Техника безопасности. Теория: проведение вводного и первичного инструктажа по ТБ, повторение правил работ с колющими и режущими инструментами, электроприборами. Правила безопасной работы на швейной машине. Практика: письменное тестирование по технике безопасности. 2. Работа с выкройкой. Теория: работа с литературой, повторение пройденного материала. Практика: снятие мерок, построение чертежей выкроек по снятым меркам, увеличение и уменьшение выкроек, построение выкройки юбки – солнце, фартука. 3. Сценический костюм. Теория: работа с литературой. Практика: творческие работы по изготовлению костюмов. 4.Моделирование. Теория: работа с литературой. Практика: зарисовки эскизов изделий. Моделирование рукава. 5. Работа со швейной машиной. Теория: виды швейных машин, основные части машины. Практика: упражнения по заправке нитей, регулированию строчки. Отработка прямой строчки. 6. Итоговые задания. Теория: повторение пройденного материала. Практика: выставочные работы. 13 Методическое обеспечение программы (1 год обучения) № Темы, Форма Приемы и Методический Техническое Форма разделы занятий методы и оснащение подведения организации дидактический занятий, итогов материал материалы, инструменты Вводное Коллектив Беседа, Литература, Кусочки ткани, Беседа 1. занятие ная обсуждение образцы швов и иглы, ножницы Техника игровая инструктаж материалов и т.д. безопасности Наглядные Ручки, пособия карандаши, альбомы для записи и зарисовки. Ручные швы и КоллективОбъяснение, Наглядные Ткань, иглы, Самостоя2. стежки ная, разъяснение, пособия, нитки, тельная индивидуупражнение образцы швов, ножницы. работа. альная литература Работа с КоллективОбъяснение, Образцы, Нитки, иглы, Самостоя3. фурнитурой ная, разъяснение, наглядные тесьма, тельная индивидуупражнение пособия, пуговицы, работа. альная литература бисер, бусины и т.д. Работа с КоллективОбъяснение, Литература, СантиметроСамостоя4. выкройкой ная, разъяснение, образцы лекал, вая лента, тельная индивидуупражнение наглядные ткань, работа. альная пособия ножницы, нитки, мел, карандаши, бумага. Сценический КоллективБеседа, Литература, Ткань, нитки, Готовые 5. костюм ная, объяснение, готовые изделия иглы, изделия, индивидуразъяснение, фурнитура, выставка альная практическая ножницы, внутри работа утюг, мел, объединения, карандаши, концерт. картон. Моделирова КоллективБеседа, Литература, Альбомы, Самостоя6. ние ная, игровая практическая наглядные карандаши, тельная работа пособия ткань, работа, ножницы выставка внутри объединения. 14 Методическое обеспечение программы (2 год обучения) № Темы, разделы Форма занятий Приемы и методы организации Методический и дидактический материал 1. Вводное занятие Техника безопасности Коллектив ная игровая Беседа 2. Ручные швы и стежки 3. Работа с фурнитурой 4. Работа с выкройкой 6. Сценический костюм Коллектив Беседа, ная, объяснение, индивиду - разъяснение, альная практическая работа Коллектив Практическая ная, работа индивиду альная Коллектив Объяснение, ная, разъяснение, индивидупрактическая альная работа Коллектив Объяснение, ная, разъяснение, индивидупрактическая альная работа 7. Моделирование Коллектив ная, игровая. Техническое оснащение занятий, материалы, инструменты Литература, ручки, бумага. Бумага, карандаши. Форма подведения итогов Литература, готовые изделия. Наглядные пособия (картинки и т.д.) Наглядные Иглы, нитки, пособия, ножницы, мел, образцы швов, ткань. образцы петель Беседа. Вопросник по технике безопас – ности. Само стоя – тельная работа. Образцы Иглы, нитки, ножницы, ткань, пуговицы, бисер, бусины, тесьма. Линейки, карандаши, мел, бумага, ножницы, картон, ткань. Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши, бумага. Само стоя – тельная работа. Само стоя – тельная работа. Готовые изделия, выставка внутри объединения, концерт. Самостоя – тельная работа, выставка внутри объедине ния. Литература, наглядные пособия, готовые изделия Литература, готовые изделия Практическая Литература, работа, беседа. готовые изделия, образцы. Карандаши, бумага, нитки, иголки, фурнитура, картон. 15 Методическое обеспечение программы (3 год обучения) № Темы, разделы. Форма занятий 1. Вводное занятие Техника безопасности Коллектив ная. Экскурсия, беседа, обсуждение Инструктаж 2. Работа с выкройкой. Коллектив ная, индивиду– альная. Объяснение, разъяснение, практическая работа 3. Сценический костюм Коллективная, индивиду– альная. Объяснение, разъяснение, практическая работа 4. Моделирование Коллективная, индивиду– альная. Объяснение, разъяснение, практическая работа 5. Работа на Коллектив- Инструктаж швейной машине. ная, индивиду– альная. по ТБ, объяснение, разъяснение, упражнение, конспекти – рование Объяснение, разъяснение, практическая работа 7. И.Г.З. Работа на Коллективвыставки ная, индивиду– альная. Приемы и Методический и методы дидактический организации материал Литература, экскурсия в ателье по пошиву одежды Наглядное пособие (техника безопасности в картинках) Литература, наглядные пособия (готовые чертежи выкроек, обозначения мерок) Литература, зарисовки, эскизы, готовые изделия Литература, готовые лекала и изделия Образцы Техническое оснащение занятий, материалы, инструменты Бумага, ручки Форма подведения итогов Карандаши, бумага, ножницы, мел, ткань, линейки. Самостоя тельная работа. Карандаши, бумага, ножницы, мел, ткань, швейные машины, утюг, нитки, иглы Линейки, карандаши, альбомы, иглы, нитки, фурнитура, ткань Нитки, ткань, Готовые изделия, выставка, концерт. Беседа Вопросник. Самостоя – тельная работа, выставка. Оформление машинных швов мел, ножницы, утюг, швейная машина альбома. Литература, готовые изделия Нитки, ткань, мел, ножницы, утюг, бумага, карандаши, линейки, фурнитура Участие в конкурсах, готовые изделия. 16 Список литературы для педагога 1.Буфеева И.Ю. «Традиции народного костюма и современная мода», 1989г. 2.Калмыкова Л. «Народная одежда», Тверь, 1995г. 3. Кирсанова Р.М. «Костюм в русской художественной культуре», Москва, 1995г. 4.Маслова Г.С. «Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и образах XIXXХ веков», Москва, 1984г. 5.Пармон Ф.М. «Русский народный костюм, как художественно-конструктивный источник творчества», Москва, 1994г. 6.Сидоренко В.И. «История стилей в искусстве и костюме». 2004; 7.Комиссаржевский Ф.П. «История костюма»; 8.Киреева Е. В. История костюма, М., 1976; 9.Захаржевская Р. В. История костюма; 10.Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. 1993; 11.Лотман Ю.А.. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г. 12.Л.В.. Ефимова - Русский народный костюм (18-20вв.)., 1989г. 13.Б. Д. Греков, М. И. Артамонов. История культуры древней Руси, 1951г. 14.Горожанина С. В., Зайцева Л. М.. Русский народный свадебный костюм,2003г. 15.Андреева А. Ю. Русский народный костюм: путешествие с севера на юг, 2005. 16.Вейс Г. История культуры народов мира. Костюм. Украшения. 2004. Список литературы для обучающихся Брун В., М. Тильке «История костюма» М., Эксмо, 1995г. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками» Ярославль «Академия развития», 1997г. Орлова Л.«Азбука моды» Просвещение, 1998г. Супрун А «Почему мы так одеты» М., Молодая гвардия, 1990г. Чернякова В.Н. С-Петербург, 1997г. «Технология обработки ткани» Юдина Е.Ю., «Для тех, кто шьет» Лениздат, 1985г. Подборка журналов «Бурда» 2010-2014г.г. 8. Калинич М., Павловская Л., Савиных В. - Рукоделие для детей / - Мн.: Полымя, 1997.201с.: ил. 17