Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Художественная обработка дерева

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Бичурский Дом детского творчества»

Утверждена приказом директора ДДТ№
от«

»

2016 г
Директор ДДТ
Н.В. Тимофеева

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА
ДЕРЕВА»

Направленность:Художественная
Возрасть детей: 7-15лет
Срок реализации: 3года обучения
Составитель:Гаврилов Михаил
Климович,
педагог дополнительного образования

Бичура 2016

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………
1.1.Краткая характеристика предмета…………………………………………..
1.2.Направленность образовательной программы…………………………….
1.3.Новизна,актуальность
1.4.Цель образовательной программы…………………………………………..
1.5.Задачи образовательной программы………………………………………..
1.6.Отличительныи особенности…………………………………………………
1.7.Возраст детей, учавствующих в реализации данной программы………...
1.8.Сроки реализации данной программы………………………………………
1.9.Режим занятий………………………………………………………………….
2.Учебный план образовательной программы «Художественная обработка
дерева»
2.1.Задачи первого года обучения……………………………………………….
2.2.Ожидаемые результаты первого года обучения…………………………..
2.3.Задачи второго года обучения……………………………………………….
2.4.Ожидаемые результаты второго года обучения…………………………..
2.5.Задачи третьего года обучения………………………………………………
2.6.Ожидаемые результаты третьего года обучения…………………………..
3.Методическое обеспечение образовательной программы …………………..
4.Воспитательная работа……………………………………………………………
5.Список литературы………………………………………………………………..
5.1.Для педагога…………………………………………………………………….
5.2.Для детей и родителей…………………………………………………………

2

Пояснительная записка
Программа «Художественная
эстетическую направленность.

обработка

дерева»

носит

художественно-

Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В качестве главной цели общего образования определено формирование «личности,
способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических
условиях». Для достижения этой цели выделен ряд задач, среди которых специально
рассматривается развитие у учащихся творческих способностей, а также умения применять
полученные знания в различных видах практической деятельности. Для решения этих задач
разработана программа кружка художественного творчества «Веселый художник». Занятия
по программе должны стать отправной точкой, толчком для развития способностей,
раскрытия потенциала каждого ребѐнка, неиссякаемым источником творческих решений.
Программа «Художественная обработка дерева» это увлекательный цикл занятий, который
поможет детям поверить в свои возможности, открыть способности, о которых они не
подозревают, получить удовлетворение от художественного творчества. Помимо работы с
бумагой и природными материалами; овладеют нетрадиционными техниками резьбы по
дереву.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может
жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что развитие способности к творчеству в детстве –
залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и
отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в
себе мастера, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая
личность – это достояние всего общества.
Известно, что творческая деятельность – это деятельность специфическая для детей,
позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое
отношение к изображаемому. Ребенок в процессе работы с деревом испытывает разные
чувства – радуется созданному им красивому, огорчается, если что-то не получается,
стремится преодолеть трудности.
3

Резьба по дереву является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического воспитания, так как она связана с самостоятельной практической и творческой
деятельностью ребенка. В процессе резьбы у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Работая резцом,
ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку
формы, ориентирование в пространстве. Также развиваются специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности
обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое,
интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно –
творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных,
печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное,
приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого
ребенка.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть
одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даѐтся возможность каждому ребенку
активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы,
входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы дают возможность почувствовать разное изображение предметов, что
влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие,
познавательных способностей.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в
изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой
индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы
технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования
художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его
представлением на выставках.

4

Отличительные особенности
На протяжении трех лет обучающиеся изучают одни и те же темы, изучение которых
происходит с различной глубиной погружения в теоретический и практический материал.
Приобретение последующих знаний по теме опирается на ранее изученный материал.
Следующей особенностью данной программы является возможность использования в
основе обучения проектный метод, который широко используется в дополнительном
образовании. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход,
который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении программы
на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это
позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и
использовать знания социальных и культурологических дисциплин.
Цели данной программы

- Развивать творческие способности у учащихся посредством формирования их познавательных
интересов, самостоятельное мышление, удовлетворение потребностей в труде и подготовка к
свободному и сознательному выбору направления будущей профессиональной деятельности.
- Совершенствовать умения и навыки работы с наиболее распространенными инструментами и
приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.
- Развивать образное, механическое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с
помощью эскиза, рисунка, простейшего чертежа, схемы).
- стимулировать смекалку детей, находчивость, изобразительность и устойчивый интерес к
поисковой творческой деятельности.
Для реализации этих целей важно решить следующие задачи:

- создать условия для развития личности каждого учащегося, раскрыть его способности к
творчеству, использовать их на пользу обществу;
- включить учащихся в практическую деятельность, научить формировать анализ поставленной
перед ними задачи находить целесообразные варианты их решения, прогнозировать возможные
ситуации получить желаемый результат;
обеспечить взаимное сотрудничество педагога дополнительного образования и учащихся, а
также их родителей и представителей заинтересованной организации;
- создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым учащимся;
- обучать и воспитывать учащихся с учетом их возраста, различной системой подготовки,
способностей, характера, условий жизни в семье.
Набор учащихся производится с учетом их способностей степени способности к технике,
художественному моделированию, декоративно-прикладному искусству, а также устойчивому
желанию мастерить своими руками. Поэтому при формировании групп рекомендуется
дополнительно провести собеседование со школьниками, помочь в выборе направления
дополнительного образования.
5

Данная программа предусматривает дополнительное обучение по развитию творческих
способностей детей школьного возраста.
Основная цель - удовлетворить интерес школьников к труду и токарному делу и развивать его
до осознанной потребности участвовать в ответственно- полезном деле. Более подготовленным
учащимся можно поручить выполнение функций своего рода «отдела технического контроля»
(ОТКО, т.е. тщательную проверку важности и качества каждого изготовленного предмета перед тем
как передать его по назначению.

Основные задачи:

- пробуждать любознательность и интерес к технике и устройству простейших технических
объектов, развивать стремление разобраться в их построении и желание трудится над созданием
технических объектов;
- -совершенствовать умения и навыки работы с наиболее распространенными инструментами и
приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов;
- развивать образное мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с помощью
рисунка, простейшего чертежа, схемы);
- формировать потребность чтения графических чертежей, создание мысленного образа в
процессе изготовления изделия;
- способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать механические задачи в
процессе изготовления моделей простейших технических моделей простейших технических
объектов (выбор материала, способы обработки, планирование предстоящих действий,
самоконтроль, умение применить полученные знания, умения и опыт в изготовлении других
объектов);
- анализировать смекалку детей, находчивость, изобразительность и устойчивый интерес к
творческой деятельности.
С целью развития возможностей необходимо подготавливать для учащихся задания с
неполными данными; ставить вопросы так, чтобы дети могли анализировать техническую
ситуацию, делать выводы, проявлять находчивость, смекалку, самостоятельно принимать
технические решения и полученный опыт использовать в работе с другими объектами.
В процессе практической работы по изготовлению изделий учащиеся должны:

- распределять труд по операциям;
- выбирать нужные инструменты для работы по каждой операции;
- выполнять операции разметки;
- выполнять определенные операции с использованием необходимых инструментов по ходу работы;
- выбирать способ соединения деталей;
- производить сборку при помощи проволоки, гвоздей, шурупов, тисков;
- вносить изменения в конструкцию изделий с целью его усовершенствования;
- создавать изделия своей конструкции;
- применять новый вид внешней отделки по своему собственному замыслу;
- переносить полученные знания, умения, опыт в новую ситуацию;
6

- находить в процессе работы способы повышения прочности и устойчивости изделия, устранять
недостатки;
- бережно относится к инструменту и оборудованию;
- экономить материалы, затраты трудовых условий, время;
- соблюдать правила санитарии, безопасности труда.

7

1 год обучения
Ознакомительный этап
Мир школьника красочный и эмоциональный. Для ребенка необходим определенный уровень
графических навыков, важно научится чувствовать свет. Ребенок более свободно владеет
различными художественными и техническими средствами. Этот этап позволяет ребенку
самовыразиться.
В процессе занятий, у детей расширяется политехнический кругозор, воспитывается интерес к
столярному делу, любовь к природе, желание и умение трудиться. Развиваются способности
мастера.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 часа в день, 2 раза в неделю.

Прогнозируемые результаты.
Должны знать и уметь:

-

выполнять работу по готовому образцу;
выполнять творческую работу;
правило заготовки материалов;
этапы конструирования;

Учебный план
№

Тема

Теория
(кол-во
час.)
2

1 Вводное занятие

Практика
Всего Формы аттестации
(кол-во час) (кол-во час)
(контроля)
4

6

наблюдение

2 Инструменты,
материалы.
Организация рабочего места.
Правила труда. Графическая
подготовка.

2

10

12

Опрос
Практическое
задание

Начальное техническое
моделирование с элементами
художественного
конструирования

4

40

44

Практическое
задание

простейших

2

16

18

5 Технологические
занятия
и
декоративно-прикладные работы.

4

14

18

Практическое
задание
Зачет
Практическое
задание
Зачет

3

4 Изготовление
изделий.

6 Техническое
моделирование
из
готовых
деталей. Простейшие токарные
работы.
7 Организация
проведение

выставки
Итого

и

4

ее
18

26

30

Практическое
задание
Зачет

16

16

Участие в
выставке

126

144

9

Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие.
Значение техники в жизни людей. Режим работы кружка. Ознакомление с планом работы.
Дополнение и изменение плана с учетом интересов и подготовки учащихся. Рассмотрение готовых
поделок, выполненных в прошлом учебном году.
Практическая работа: выполнение поделок на свободную тему с целью ознакомления с
подготовкой учащихся.

2. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правила
трудаЭлементарные понятия о картоне, древесине, бумаге и средствах их применении. Инструменты
и приспособления, применение в работе, правила пользования ими. Организация рабочего места.
Правила труда при использовании режущих и колющих инструментов. Художественное
оформление и способы сборки поделок.
Практическая работа: изготовление из плотной бумаги обложки, закладок для книг, игрушек
со сгибом бумаги по оси симметрии.

3. Закрепление знаний о чертежных инструментах и
принадлежностях. Знакомство с линейными чертежами.
Расширение понятия об оси симметрии. Умение делить окружность на 3,4,6,8,12 частей.
Инструменты, материалы и правила безопасности работы. Основные приемы обработки
конкретных материалов. Элементарные понятия о техническом моделировании. Начальные понятия
о художественном конструировании и его отличие от технического моделирования. Знакомство с
элементами художественного конструирования и художественного оформления изделий.
Практическая работа: изготовление из бумаги, картона, фанеры простейших моделей.
Изготовление подарочных упаковок оригинальной формы и конструкции с элементами
декоративного оформления.

4. Изготовление простейших изделий.
Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Способы перевода чертежей и переноса
выкроек на кальку, бумагу, картон, фанеру и другие материалы.
Практическая работа: изготовление (по образцу, рисунку, чертежу, представлению и
собственному замыслу) силуэту моделей с разными
силуэтами. Изготовление объѐмных моделей из разных материалов. Художественное оформление
изделий.
10

5. Технические занятия и декоративно-прикладные работы.
Выпиливание и выжигание - самые распространенные технологические операции по
изготовлению бытовых предметов. Особенности организации рабочих мест для выпиливания и
выжигания. Орнамент - средство выразительности. Декоративные работы из природного материала.
Практическая работа: изготовление игрушек и сказочных персонажей с применением
выпиливания и выжигания и окрашивания. Изготовление разделочных досок, сувениров с
художественным оформлением их, путем выжигания, резьбы (работа индивидуальна).

6. Техническое моделирование из наборов готовых деталей.
Простейшие столярные работы. Основные элементы механизмов, их взаимодействие.
Первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях. Приемы сборки и склеивания моделей
из пластмассовых и деревянных деталей. Понятие о профессии. Инструменты и принадлежности
столяра.
Практическая работа: сборка моделей машин, самолетов, катеров из готовых деталей (по
образцам, по рисункам из альбомов, по собственному замыслу). Изготовление простейших изделий
столярным способом.

7. Организация выставок, их проведение.
Подготовка изделий для выставки. Отбор лучших работ, выполненных в течение учебного
года.

8. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы за год. Обсуждение плана работы на следующий год обучения.
Рекомендации по работе летом. Награждение лучших кружковцев.

11

2 год обучения
Развивающий результат
На занятиях в кружках сочетают различные виды работы по изготовлению подделок сувениров. Открывают детям прекрасный мир народного творчества, который несет в себе
многовековые представления о красоте и гармонии. Вызвать интерес детей к народному
творчеству, желанию создать различные поделки - одна из основных задач педагога.

Учебный план
№

1

2

Тема

Вводное занятие

Изготовление изделий
из бумаги и картона

Теория
(кол-во
час.)

Практика
(кол-во час)

Всего
(кол-во
час)

Формы
аттестаци
и
(контроля
)
опрос

2

4

6

4

14

18

Практичес
кое
задание

3

Обработка древесины

4

68

72

Практичес
кое
задание
Зачет

4

Художественное
оформление изделий

8

66

74

5

Организация выставки
и ее проведение

40

44

6

Заключительное
занятие

2

Практичес
кое
задание
Выставка
в кружке
Практичес
кое
задание
Проведени
е
выставки
Опрос

Итого

24

4

2

Подведени
е
итогов
192

216

12

Содержание программы 2 года обучения
Вводное занятие
Краткие сведения из истории. Правила поведения в учреждении. Знакомство с планом работы
кружка. Безопасность труда.
Практическая работа: обработка навыков работы простейшими инструментами.

1. Изготовление изделий из бумаги и картона.
Сведения о видах, свойствах, производстве и применений бумаги и картона. Понятие о
техническом рисунке, чертеже, эскизе. Понятие о масштабе.
Практическая работа: обработка навыков работы по шаблонам и трафаретам. Разметка
деталей: технологические операции, монтажные операции, изготовление игрушек, моделей, макетов
бумаги и картона.

2. Обработка древесины.
Строение древесины. Основные механические средства древесины, фанеры. Инструменты и
оборудование по обработке древесины. Правила хранения инструмента и его расположение при
работе на верстаке. Правила безопасности труда. Способы соединения фанерных и деревянных
деталей.
Практическая работа: изготовление принадлежностей письменного стола. Изготовление
настольных игр и игрушек. Изготовление несложных моделей и механизмов.

3. Художественное оформление деталей.
Понятие о технической эстетике. Изготовление технических объектов. Понятие цветовой
гаммы для художественного оформления поделок.
Практическая работа: шлифование: оклеивание цветной бумагой, лавсановой пленкой,
покраска готовых изделий экологически чистыми красителями.

4. Организация выставок еѐ проведение.
Подготовка материала для выставки. Отбор лучших работ, выполненных в течение всего года.

5. Заключительное занятие.

Подведение итогов за прошедший год. План на следующий год.

13

3 год обучения
Развивающий результат
Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и результатом творчества.
Вид фабричного изготовления не так сильно захватывает ребенка, как поделки, над которыми он
трудится сам. Поделка как его собственное произведение становится особенно привлекательной.
Вещь, над которой он трудился, вкладывая свой труд, выдумку, фантазию и любовь, особенно
дорога ему.

Учебный план
№

Тема

Теория
(кол-во
час.)
2

Практика
(кол-во час)

Всего
(кол-во час)

2

4

Формы
аттестации
(контроля)
опрос

6

10

16

опрос

1

Вводное занятие

2

Древесные материалы

3

Инструменты
приспособления
работы с древесиной

и
для

2

6

8

Опрос
Зачет

4

Изготовление деталей из
древесины

10

40

50

Практическое
задание
Творческий
проект

5

Сборка деталей из
древесины

6

40

46

Практическое
задание
Зачет

6

Художественная
обработка древесины

10

66

76

Практическое
задание
Творческий
проект

7

8

Организация выставки

12

Заключительное занятие

4

Итого

40

176

12

Практическая
работа
Участие в
выставке

4

Опрос
Подведение
итогов

216

15

Содержание программы 3 год обучения
1. Вводное занятие.
Значение и применение древесины в народном хозяйстве. Достоинство древесины как
конструктивного материала: широко распространена, низкая стоимость, легкое обращение.
Основные виды обработки древесины: резка, сушка, обжигание, прессование, распаривание.
Составление и обсуждение плана возможных изделий из древесины.

2. Древесные материалы.
Основные древесные работы применяемые в солярном деле: сосна, береза, осина, липа, дуб,
орех их свойства. Распространенные местные породы. Понятия о пиломатериалах.
Практическая работа: составление и оформление пособий: «Древесные породы», «Деревья
родного края», «Новые древесно-синтетические материалы». Заготовка материалов для намеченных
целей.

3. Инструменты и приспособления для работы с древесиной. Станки
Столярный верстак, распиловочный ящик, струж. Принадлежности для разметки. Строгальные
инструменты. Лучковые пилы, лобзики, ножовки столярные. Стамески, долота, молотки, пилки.
Токарные станки для точения по дереву. Правила безопасности труда при работах.
Практическая работа: ремонт инструмента. Изготовление распиловочных ящиков разных
размеров, подставок для хранения сверл, рубанков, приспособление для нарезания тонких реек.
Изготовление различных приспособлений для намеченных работ.

4. Изготовление деталей из древесины.
Черновая обработка материалов. Распиливание досок по прямым и кривым линиям. Понятие о
пилении вдоль и поперек волокон. Выпиливание лобзиком. Требование безопасности труда при
работе пилой.
Практическая работа: составление чертежей или эскизов, разметка по ним деталей. Ремонт
мебели.

5. Сборка деталей из древесины.
Соединение деталей из древесины различными способами. Простейшие шиповые соединения.
Виды клеев: животного происхождения, казеиновый, из синтетических смол. Требование
безопасности труда при выполнении сборочных работ.
Практическая работа: Сборка изделий из заготовленных деталей. Участие в ремонте
учебного оборудования в кабинете.
Художественная обработка древесины.
Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание. Рельефное выпиливание. Мозаика из дерева.
Резьба по дереву: геометрическая, контурная, плоскорельефная, рельефная. Обжиг, выжигание.
Роспись.

6.

16

Точеные изделия, местные художественные промыслы. Требование безопасности труда.
Практическая работа: выполнение различных видов художественной обработки.

7. Организация выставки и ее проведение.
8. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Рекомендации по работе летом

17

Воспитательная работа.
1. Провести беседы на темы профориентационного направления «Работа столяров, токарей,
художников, резчиков по дереву».
2. Организовать экскурсию на производственную базу «ИП Гамаюнов» . С целью ознакомления с
работой столяра, токаря на токарных станках по дереву, плотника. Ознакомление с работой
заготовки пиломатериала.
3. Принимать активное участие во всех мероприятиях, проводимых в Доме детского творчества.
4. Организовать поход в лес. С целью ознакомления с природой и заготовкой материала на
следующий год.

18

Для педагога:

Список использованной литературы

1. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. Москва
2.
3.
4.
5.

2001г.
Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. Москва 2004 г.
Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Москва
2001г.
Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. Тверь 2002г.
Основы художественного ремесла. Пособие для руководителей кружков. Москва 2009г.

Для детей и родителей

1.
2.
3.
4.
5.

Буглий Б.И. Технология отделки древесины. Москва 2010г.
Журадлева А.П. Что нам стоит флот построить? Екатеринбург 2009г.
Прозоровский Н.Н. Технология отделки столярных изделий. С- Петербург 2007г.
Подшивка журналов «Сделай сам» за 2011 год.
Подшивка журналов «Школа и производство» за 2009-2010 год.

19

Анализ программы «художественная обработка дерева».
Выполнение программы - 100%
Сохранение контингента - 90%
Достижения:
Районные олимпиады по технологии (призовые места)
Районные выставки (призовые места)
Республиканские выставки: «Сувенир Бурятии», «Юное дарование», «Дети, техника,
творчество», «Хрустальный мир» (призовые места).
Изменения в программе:
Больше часов нагрузки на разделы: изготовление деталей из древесины, сборка деталей из
древесины, художественная обработка древесины.
Выполнение данной программы способствует профессиональной направленности обучающихся
в кружке.
Приобретенный опыт и навыки, при обработке древесины, помогают детям в выборе профессии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013341684, 89503988200

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».