Содержание программы Пояснительная записка Новизна программы Актуальность программы Педагогическая целесообразность Цель программы Задачи Отличительные особенности образовательной программы Характеристика группы Формы занятий Ожидаемые результаты и способы их определения их результативности . Формы подведения итогов Критерии оценки результативности реализации программы Прогнозируемые результаты и способы их проверки Тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Учебный план Учебный–план первого года обучения Учебный- план второго года обучения Учебный - план третьего года обучения Содержание программы Содержание курса первого года обучения Содержание курса второго года обучения Содержание курса третьего года обучение Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Материально-техническое обеспечение Принципы обучения и воспитания Воспитательная работа а кружке «Забава» Литература для педагога Литература для воспитанников Ресурсы интернета 2 Паспорт программы Образовательная программа «Забава» Руководитель программы : Васильева Т.А Организация –исполнитель: МБОУ ДОД «Бичурский дом детского творчества» Адрес организации –исполнителя : с.Бичура ,ул.Коммунистическая 55 «Б» Телефон : 83013341684 Email: dom-pionerov 57 @mai.ru Составитель программы: Васильева Т.А педагог дополнительного образования первой квалификационный категории. Программа реализуется в МБОУ ДОД «Бичурский дом детского творчества» Возраст детей : 5-15лет. Срок реализации- 3 года. Направленность : художественная Виды программы - модифицированный. Уровень реализации – среднее общее образование. Уровень освоения - общекультурный. Способ освоения содержания образования – креативный. 3 Пояснительная записка. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Кружок помогает развивать творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий. Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением 4 многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. Новизна программы Состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью игрушек, изоните , аппликации из соломки , работа с бумагой квиллинг, лепка из соленого теста работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить. Актуальность программы Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться. Педагогическая целесообразность: дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Цель программы – формирование эстетического восприятия и развитие творческих способностей у детей средствами народного декоративно – прикладного искусства. Задачи программы: Обучающие: раскрывает перед ребенком многогранные возможности ДПТ; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; позволяет воспринять образование в детском объединении как единый целостный организм, в котором все и всѐ взаимосвязаны, где не запрещены переходы от одного вида творчества к другому; Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия; пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства; 5 развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение; совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами; развивать мелкую моторику рук; Воспитывающие: осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей; воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире; воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству; прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность; воспитывать желание доводить начатое дело до конца Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с видами декоративно прикладного творчества. Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить: комплексность — сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами); преемственность — Взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение; не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся Программа кружка рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 – 16 лет, на 3 года обучения. Занятий проходит с 15 минутным перерывами через каждые 45 минут для отдыха детей и проветривания помещения . 1 год -144 часа в год (4аса в неделю) 2 год –216 часа в год(6 часов в неделю) 3 год –216 часа в год(6 часов в неделю) Формы занятий Основными формами организации образовательного процесса являются: 6 Групповая ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и качественнее. Фронтальная- предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе. Индивидуальная - предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Предполагаемый результат после 1 года обученияЗнания правила техники безопасности и грамотного обращения со всеми необходимыми для рукоделия инструментами, базовую систему понятий квиллинг, аппликации изонть, лепки из соленого теста, приемы работы в данных видах творчества, основы цветоведения, историю возникновения данных видов творчества, народные обычаи, традиции, связанные с ними. Умения организовывать рабочее место, готовить необходимый материал, переводить рисунок на ткань, картон, работать с копировальной бумагой, поэтапно вести работу, проявлять аккуратность и усидчивость, работать индивидуально и в коллективе. Предполагаемый результат после 2 года обучения Знания закономерности гармоничного, художественного и стилистически выдержанного исполнения изделий, историю разных видов рукоделия, их народные корни и современное развитие, технологию подготовки теста, соломы к работе, приему изготовления поделок, композиций. 7 Умения использовать разные виды швов при шитье мягкой игрушки, самостоятельно готовить эскизы, выкройки, выполнять работу согласно определенной технологии, оформить рабочее место, Предполагаемый результат после 3 года обучения Знания Законы композиции и цветовой гармонии. Технологию выполнения работ из теста, соломы, бумаги, шитья мягкой игрушки. Умения Вести исследовательскую работу в поиске цветового решения. Самостоятельно выполнять работы, используя приобретенные навыки. Составлять проект работы и защищать его Работать в коллективе. Формы подведения итогов реализации программы Выставка работ детского творческого объединения «Забава» в образовательном учреждении копилка детских работ в различных техниках исполнения; портфолио творческих достижений объединения «Забава» (грамоты, дипломы, сертификаты и др.); отзывы обучающихся объединения о выставках, экскурсиях и мастер-классах, в которых они принимали участие или посетили. Форма отслеживания результатов Усвоения дополнительной образовательной программы предполагает: индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися; тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала. Форма подведения итогов Выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся. критически оценивать не только чужие работы, но и свои. 8 Учебный план первого года обучения № Тема урока 1 2 Вводное занятие Материалы и инструменты. Техника безопасности 3 Лепка Лепка овощей Лепка фруктов (дольки) Лепка животных Лепка птиц Лепка Новогодней игрушки символ года Лепка композиции цветов 50 8 8 8 8 4 6 6 6 6 2 2 2 2 2 2 14 10 4 Бумагопластика квиллинг 43 Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования цветной бумаги Изготовление цветов ромашки Изготовление Новогодней открытки 10 8 2 6 6 4 4 2 2 Изготовление Чудо дерева 11 9 2 Изготовление панно птенчики 10 8 2 Ниточная страна 43 ниточной 4 2 2 скрученных 10 8 2 4 2 109 35 4 Аппликация крошки Аппликация ниток из из Ко лич ест во час ов 4 4 изонить итого 144 Практика Теория 4 4 Формы аттестации и (контроля) тестирование выставка самооценка выставка 9 Учебный план второго года обучения Тема урока № Количе ство часов Прак Теория тика 1 2 Вводное занятие 4 Материалы инструменты техника 4 безопасности 4 4 3 Лепка Чайник из мастики Лепка подсвечник кот 60 10 6 45 8 4 15 2 2 Лепка Не разлучная парочка на ветке из теста 8 6 2 Лепка из соленого теста веселые улитки 6 4 2 Лепим на пасху Лепим животных Лепим пингвина Лепим ежа Лепим розы холодный фарфор 6 4 4 4 12 4 3 3 3 10 2 1 1 1 2 Золотая соломка Изготовление из плоской аппликации орнамент Изготовление поделки куклы из соломки и ниток Изготовление объемной аппликации из соломки 60 25 54 23 6 2 8 6 2 27 25 2 Изготовление игрушек из носочков Пудель Черепаха Бегемот Букашка Кактус Гриб Кошка Курочка Ежик Попугай Лев итого 88 77 11 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 216 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 184 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 5 6 Формы аттестации (контроль) тестирование выставка выставка Самооценка Итоговая выставка 10 Учебный план третьего года обучения № Тема урока Количество Практи часов ка 1 Вводное занятие 4 4 Формы аттестации(конт роль) Тестирование 2 Материалы инструменты техника безопасности Золотая соломка Заготовка соломки Объемная аппликация Декор шкатулки в технике аппликация соломкой 4 4 Тестирование 3 Теория выставка 4 Вязанные игрушки самооценка 5 Изготовление кукол Кукла в семейском сарафане Кукла в бурятской национальной Кукла одежде, героев сказок мультиков . выставка итого 216 Итоговая выставка 11 Содержание дополнительной образовательной программы Содержание курса первого года обучения Вводное занятие. История возникновения соленого теста. Техника безопасности. Основы работы с тестом. Обработка теста. Рецепты. Техника оформления фигурок. Создание различных фактур поверхности. Создание опорных шляпок. Использование фольги. Пустотелые фигурки. Приемы декоративного оформления изделий из теста Оформление барельефов и картин. Изготовление рамок для картин. Создание мраморного эффекта. Картины из объемных фигурок. Картины с рамками и без рамок. Декоративные рамочки для фото. Рамка с горшком цветов. Рамка с хризантемами. Растительный мир в соленом тесте. Создание изящных цветов, колючек. Декоративная тарелка с кактусом. Цветы и листья. Деревья. Ягоды, фрукты, овощи. Грибы. «Корзинка с фруктами». Натюрморт с рябиной. Натюрморт с самоваром. Натюрморт со шторкой. Корзинка с розочками. Корзинка с ромашками. Лепка животных и птиц. Зоопарк в бело-коричневых тонах. Сова и одна неясыть. Миленькие зверюшки. Фигурки животных. Лебедушка. Наседка. Украшения, сувениры, открытки. Праздничные предметы. Украшения. Приход Деда Мороза. Поздравительная открытка. «Спящий ангелочек». «Дед Мороз». «Ангел». Рождественские сувениры. Пасхальные украшения. Настенные панно, декоративные тарелки. Последовательность выполнения настенного панно, декоративной тарелки. Декоративное панно «На завалинке», «Рыбки», «В подсолнухах». Декоративная тарелка «Сельский пейзаж», «Пейзаж с лодками». Бумагопластика Знакомство с технологией бумагопластики. Отличительные особенности бумагопластики от аппликации. Хризантема. Циннии. Лепестковые цветы. Колокольчик. Технология изготовления лепестковых цветов. Колокольчик Лепестковые цветы. Роза. Технология изготовления лепестковых цветов.. Гофрировка. Листики.Гофрировка. Конструирование изделий из гофрированной бумаги. Коллективная работа «Корзина с цветами». 12 Ниточная страна Текстильные материалы. Виды аппликаций из нитей(аппликация из цельных нитей, из распущенных нитей, из кручѐных нитей) Обсуждение образцов, технология изготовления аппликаций из нитей. Изготовление аппликации из нитяной крошки, из скрученных и резаных нитей. 13 Содержание дополнительной образовательной программы Содержание курса второго года обучения История возникновения промысла Основной рецепт солѐного теста. История возникновения и применение изделий из солѐного теста. Инструменты и материалы необходимые для работы с тестом. Инструктаж по техники безопасности. Рецепт приготовления солѐного теста. Лепка кота подсвечник (панно) Неразлучная парочка (панно) Изготовление корзины с фруктами.(панно) Технология изготовления корзины розы Лепка корзины с розами. Изготовление героев мультфильма животных, еж, пингвин Грунтовка. Раскрашивание готовых изделий. Понятие «грунтовка». Особенности росписи изделий из солѐного теста. Грунтовка и роспись готовых изделий. Покрытие лаком Лакирование и виды лака. Техника безопасности при лакировании. Покрытие лаком изделий из теста. Соломка Техника безопасности , материалы и инструменты Изучение правил техники безопасности при работе : с острыми режущими предметами, с электроутюгом , с клеем ПВА. Инструктаж по технике безопасности проводится на вводном занятии и в начале каждого занятия несколько минут уделяется повторению правил техники безопасности . Технология обработки соломки Виды соломы, свойства соломы. 14 Практические занятия Технология подготовки соломки к работе: Резание на коленца Замачивание в горячей воде Резание соломины вдоль волокон и проглаживание электроутюгом Сортировка по оттенкам Аппликация соломкой как вид декоративно-прикладного искусства Композиция с геометрическими и растительным орнаментом Выполнение композиции с использованием геометрического орнамента на деревянной основе Выполнение композиции с использованием растительного орнамента в виде панно . Практические занятия Подготовка основы под аппликацию Составление эскиза Перевод рисунка на основу через копировальную бумагу Выклеивание соломкой отдельных деталей орнамента Вырезание этих деталей Приклеивание вырезанных деталей на основу Лакирование готового изделия Обрядовые изделия Технология изготовления обрядовой куклы Практическое занятия Замачивание соломы Отбор соломы определенного количества и длины Изготовление туловища пучка соломы из рук из другого пучка перевязыванием нитью на уровне головы и талии 15 Украшение куклы: сарафан, фартук , платок Мягкая игрушка. История мягкой игрушки. Познакомить с историей создания мягкой игрушки. Необходимые материалы и инструменты для пошива мягкой игрушки. Инструктаж по технике безопасности. Виды ткани. Материалы, используемые для оформления игрушки. Этапы изготовления мягкой игрушки. Знакомство с понятием «лекала», «выкройка». Отработка навыков работы с лекалами, раскрой детали игрушки. Виды швов. Знакомство со швами, используемых в пошиве мягкой игрушки. Швы: «вперѐд иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «подрубочный шов», «петельный шов», «потайной шов». Мягкая игрушка «Пудель ». Закрепление этапов изготовления мягкой игрушки. Отработка шва «назад иголку». Пошив мягкой игрушки «Пудель ». Мягкая игрушка «Черепаха»Бегемот, Букашка Знакомство с раскроем меха. Закрепление швов «вперѐд иголку», «назад иголку», «петельный шов», «потайной шов». Пошив мягких игрушек Черепаха, Бегемот, Букашка Мягких игрушек: Кактус, Гриб, Ежик, Попугай, Лев. Закрепление работы с мехом. Отработка швов «вперѐд иголку», «через край», «потайной шов». 16 Содержание курса третьего года обучения Техника безопасности материалы и инструменты Изучение правил техники безопасности при работе : - с острыми режущими предметами; - с утюгом; - с клеем ПВА; - с электровыжигателем. Инструктаж по технике безопасности проводится на вводном занятии и в начале каждого занятия несколько минут уделяется повторению правил техники безопасности. Технология обработки соломы Виды соломы, свойства соломы. Практические занятия: Технология подготовки соломы к работе: разрезание на коленца; замачивание в горячей воде; разрезание соломины вдоль волокон и проглаживание электроутюгом; сортирование по оттенкам. Аппликация соломкой как вид декоративно-прикладного искусства Композиции с геометрическим и растительным орнаментом Выполнение композиции с использованием геометрического орнамента на деревянной основе (разделочная доска). Выполнение композиции с использованием растительного орнамента (цветы, растения) в виде панно. Практические занятия: Подготовка основы под аппликацию. 17 Составление эскиза. Перевод рисунка на основу через копировальную бумагу. Подготовка большого количества одинаковой по цвету соломы. Выклинивание соломкой отдельных деталей орнамента. Вырезание этих деталей. Приклеивание вырезанных деталей на основу. Лакирование готового изделия Аппликация соломкой предметов, используемых в интерьере На занятиях, посвященных этой теме, будем декорировать соломкой с использованием растительных и геометрических орнаментов: поверхность стола с круглой формой столешниц деревянную тарелку; шкатулку. Вязание игрушки Вводное занятие Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания спицами». Повторный курс Теоретический компонент. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Жгуты, обхватывающие петли, бугристые узоры. Практический компонент. Повторение способа набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидав, снятых петель, жгутов, обхватывающих петель, вязание бугристых узоров. Способы набора петель Теоретический компонент. Способы набора петель. Практический компонент. Учить набирать петли начального ряда из одной нити и с утолщенной нижней цепочкой. Многоцветное вязание Теоретический компонент. Особенности цветного вязания с протяжками и вязания в технике интарсия. Соединение цветных полотен по вертикальным и горизонтальным линиям. 18 Вязание спицами мягких игрушек Теоретический компонент. Техника выполнения объемных игрушек. Практический компонент. Вязание игрушек Изготовление кукол Вводное занятие. Показ презентации Куклы Традиционная тряпичная кукла. Функции тряпичной игрушки. Куклы из бабушкиного сундука. Обрядовые праздники на Руси. Значимость обрядовой куклы, ритуальные обереги Практические занятия: Изготовление куклы – закрутки. Народная кукла: обрядовая, игровая, куклы – обереги Цветовая гармония. Беседа о цвете, его влиянии на цветовосприятие, теоретические основы композиции. Практические занятия; Использование родственных сочетаний. Зарисовка цветового спектра. Изготовление куклы «пеленашка». Подбор ткани по цветовой гамме. Изготовление куклы «столбушка». Подбор ткани по цветовой гамме. Изготовление куклы «коляда». Подбор ткани по цветовой гамме. Региональный костюм Семейский народный. Элементы костюма (сарафан, понѐва, головные уборы, украшения). Практические занятия Работа со справочной литературой (в т.ч. в сети Интернет) Сувенирная кукла. Технология изготовления. Практические занятия Изготовление конусной сувенирной куклы. 19 Методическое обеспечение Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий (табл.): традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.); современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская Формы и методы работы: Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. Наглядные методы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий; -показ способов действия с инструментами и материалами. Словесные методы беседа, использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы), объяснение способов действия с инструментами и материалами; указания, пояснения, анализ выполненных работ; Практические методы обучение способам изображения, лепки; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для реализации замысла; индивидуальный подход к детям; 20 Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребѐнка в едином творческом процессе); Мотивационный метод убеждение, поощрение; создание ситуации успеха; Игровые методы сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения. Формы подведения итогов: В процессе реализации программы широко используются различные формы контроля знаний, умений и навыков воспитанников: собеседование и анкетирование, в ходе которых появляется возможность определить степень доступности, для ребѐнка, изложения материала; тематические и персональные выставки, проводимые в рамках учебного кабинета, которые позволяют выявлять возможности персонального роста обучающихся отчетные выставки Материально-техническое обеспечение Учебный кабинет, учебные столы ,стулья; Оборудование и инструменты: швейная машина, прибор для выжигания, электрическая плитка, электрический утюг ножницы, иглы разной толщины и длины, Канцтовары: бумага писчая ,карандаши простые и цветные, фломастеры, булавки, картон, ватман, клей (ПВА,«Момент»), пластилин; Ткань и нитки: мех искусственный и натуральный, драп, ситец, трикотаж, фланель, лен, бязь и т.д.; нитки, х/б, шелковые; Методическое обеспечение Информационно-методические материалы по темам: декоративно прикладное творчество, игровые конкурсные программы, новые педагогические технологии в образовательном процессе и т.д. Дидактическое обеспечение наглядные пособия (в соответствии с разделами программы), образцы готовых изделий, анкеты, кроссворды и т.д. 21 Принципы обучения и воспитания За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают: самостоятельность обучающихся; развивающий характер обучения; интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний. Образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей; принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий; принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы; принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности; принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы. 22 Воспитательная работа кружка «Забава» Цель: создать условия для всестороннего развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью, способной ценить себя и уважать других. Задачи: Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для пробуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию Формирование гражданского и патриотического воспитания; формирование нравственной позиции Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями. Воспитать гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины Сформировать потребность в здоровом образе жизни Усилить роль семьи в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно – воспитательного процесса Продолжить создавать условия для самореализации личности каждого ребенка через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования Мероприятия Мероприятия Сроки проведения Место проведения День открытых дверей сентябрь ДДТ Урок семьи и семейных праздников Выставка «Сувенир Бурятии» Новогодние представления Октябрь Кружок Ноябрь ДДТ Декабрь Урок «Без труда нет добра» Январь ДДТ Кружок Кружок Конкурс валентинок февраль ДДТ Беседа на тему «Чувства» март Кружок Выставка «Что ни картинка то мусоринка» Выставка «Дети техника творчество» апрель ДДТ апрель ДДТ Кружок 23 Литература для педагога. Нагибина М.И. «Из простой бумаги, мастерим как маги», Ярославль, 2000. . Гончар В.В. Модульное оригами.- М., Айрис- пресс, 2009.- 105с. Петрова И.М. Объемная аппликация.- С.-Пб., Детство- Пресс, 2008.- 45с Сержантова Т.Б.Оригами для всей семьи. - М., Айрис- пресс, 2009.- 192с. Сержантова Т.Б.Оригами. Лучшие модели. - М., Айрис- пресс, 2009.- 144с. Ступак Е. Оригами. Игры и конкурсы.- М., Айрис- пресс, 2009.- 80с. Тарабарина Т.И. Оригами для всей семьи. Лучшие модели. - Ярославль, Академия развития, 2008.- 96с. 8. Тарабарина Т.И. Оригами для самых маленьких.- Ярославль, Академия развития, 2008. 9. Аполозова Л.М. «Бисероплетение», - М.: Культура и традиции.2001 г. 10. Багданова Т. Г., Корнилова Т. В. «Диагностика познавательной сферы ребѐнка», М.: 2004. 11. Волчек Н.М., Современная энциклопедия для девочек. Минск, Современная литература,2000. 12. Гусакова М.А., Аппликация. Издательство «Просвещение», 2000. 13. Калинич М. «Рукоделие для детей», Минск «Россия», 2007. 14. Кузьмин М., Максимова М. «Лоскутки»,2008. 15. Нагибина М.И. «Из простой бумаги, мастерим как маги», Ярославль, 2000. 16. Нагибина М.И. «Из простой бумаги, мастерим как маги», Ярославль, 2000. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Литература для детей Бисер/ Л. В. Базулина, И. В. Новикова;- Ярославль: Академия развития, 2007. Мягкая игрушка/ Н. О. Чурзина. – М.: АСТ, 2007. Подарки из батика/ Жолобчук А. Я. – М.: АСТ; 2006. 100 поделок из бумаги /Г. И. Долженко. – Ярославль: Академия развития, 2006. Рукоделие: энциклопедия / Д. В. Нестерова. – М.: АСТ, 2007. Цветы оригами для любимой мамы / авт.-сост. Л. В. Иванова. – М.: АСТ; Донецк: 2007. 7. Шитьѐ и вышивка: уроки детского творчества/ Д. Н. Волковский, И. А. Задоя и др. – Санкт-Петербург: Полигон, 1997. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 24 Ресурсы интернета 1. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru 2. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru 8.http:// www.semeykin...ervices/svc.htm 9.http:// festival.1september.ru/articles/567341/ 10.http://www.progimnazia.ru/?hfge id=87 11. http:// festival.1september.ru/articles/561417/ 25 Приложения Средства контроля Проверка знаний и умений обучающихся в ходе проведения промежуточной аттестации 1. Технология приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного). 2. Особенности соленого теста. 3. Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса? 4. Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста. 5. Основные приемы лепки: лепка простых цветов; лепка плетенок и кос; лепка сложных цветов листьев, колосьев; имитация шерсти животного. 6. Способы соединения деталей из различных материалов. 7. Создание различных фактур поверхностей. 8. Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий. 9. Приемы использования подручных средств в работе с соленым тестом. 10. Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста. 11. Операция «склеивания» соленого теста. 12. Выполнение декоративного панно. 13. Выставка творческих работ обучающихся и их анализ. Проверка знаний и умений обучающихся в ходе проведения промежуточной аттестации (теоретическая часть). Выбери верный ответ, пометив его галочкой: 1.Выберите материалы и инструменты, необходимые для работы: - ножницы - цветная и белая бумага - клей - картон - карандаш - пластилин - природный материал - линейка - тетрадь 26 - альбом для рисования 2.Выберите правила пользования материалами и инструментами, которые необходимо соблюдать, работая в кружке: - не разбрасывать инструменты. - ножницы передавать за сомкнутые лезвия. - класть кисточку на подставку. - пользоваться салфеткой при склеивании. - убрать рабочее место. - разбрасывать инструменты и материалы. - размахивать ножницами. - разбрасывать остатки бумаги на пол. 3.Аппликация- это...- способ создания орнаментов, изображений путѐмнашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки. - наклеивание кусков. - скручевание бумаги. Промежуточная диагностика ( практическая часть). 1.Вырежи по внутреннему контуру: цветок звезда 2.Из вырезанных звездочек и цветочков составь композицию. (групповая форма работы). 3.Скрути жгут. Итоговая диагностика (теоретическая часть) Выбери верный ответ, пометив его галочкой: 1 Композиция – это... 27 - составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. - соединение деталей изделия до целого изделия. - склеивание. Вырежи Вырежи по внутреннему контуру: Вырежи; цветок звезда Из вырезанных звездочек и цветочков составь композицию. (групповая форма работы). Скрути жгут. Итоговая диагностика (теоретическая часть) Выбери верный ответ, пометив его галочкой Композиция – это... - составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. - соединение деталей изделия до целого изделия.- склеивание. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 14. 13. Технология приготовления цветного соленого теста, особенности соленого теста. Для чего нужен каркас и как его можно изготовить. Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту? Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста. Основные приемы лепки. Основные способы создания различных фактур поверхности. Способы соединения деталей из различных материалов. Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий. Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста. Последовательность изготовления картины из соленого теста. Изготовление рамочек. Приемы разметки по тесту. Выполнение картины из соленого теста. Выставка творческих работ обучающихся и их анализ. 1. 2. 3. 4. В ходе аттестации проверяются следующие умения Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто. Укреплять поделку с помощью каркасов разного типа. Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план. Соединять детали из соленого теста различными способами. 28 5. Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д. 6. Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком . 7. Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства. 8. Собирать сборные конструкции из соленого теста. 9. Изготавливать небольшую картину из соленого теста. 10. Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков. 11. Самостоятельно определять технологию изготовления поделки. 12. Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения. 13. Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства. 14. Творчески подходить к выполнению работы. 15. Организовать своѐ свободное время. 16. Использовать природный материал 29 «Урок семьи и семейных ценностей» Цель: Воспитание любви и уважения к семье Задачи: 1. Формировать у детей убеждение о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о значимости каждого члена семьи; 2. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; 3. Расширять представление детей об обязанностях членов семьи, о семейных ценностях и традициях; 4. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к родителям, гордость за свою семью. Предварительная работа с детьми и родителями: каждой семье – принести фото семейного отдыха для фотовыставки; для 3 – 4 семей – приготовить с ребѐнком рассказ (желательно с фотографиями) о каком – нибудь запоминающемся отдыхе с семьѐй (в лесу, в другом городе, на даче и т. д.) или об отдыхе как о семейной традиции (если она есть в семье) ; детям заранее раздать стихи – загадки для заучивания. Инвентарь для проведения мероприятия: жетоны красного и жѐлтого цвета, две шкатулки - копилки; предметы для игры "Что возьмѐм с собой на отдых". Ход занятия: 1. Беседа. А) Ребята, что такое семья по вашему мнению? Б) Выслушиваются ответы детей. В) Да, семья у каждого своя: мама, папа, братья, сѐстры, бабушки, дедушки. Семья - это дом, где друг друга любят и уважают, разделяют радости и печали, хранят свои семейные традиции и ценности. Послушайте стихотворение о семье, которое написала 9-летняя девочка: Семья - это мы. Семья - это я. Семья - это папа и мама моя. Семья - это Владик, братишка родной, Семья - это котик пушистенький мой. Семья - это бабушки две дорогие, Семья - и сестрѐнки мои озорные. Семья - это крѐстная, тѐти и дяди, Семья - это ѐлка в красивом наряде. Семья - это праздник за круглым столом, Семья - это счастье, семья - это дом, Где любят и ждут, и не помнято злом. 2. Рассказы детей об одном запоминающемся отдыхе. Кто то из ребят подготовил рассказы о семейном отдыхе, давайте их послушаем (обратить внимание детей на фотографии) 3. Игры – конкурсы. 3. 1) Сейчас мы разделимся на две команды. Каждый выберет себе жетон (жетоны подаются не цветной стороной детям) .Обратная сторона жетона синего или жѐлтого цвета. У кого оказался синий жетон – проходит за этот стол, вы команда "Озорные ребята".Кому выпал жѐлтый – проходите сюда, вы команда "Задорных ребят" 3. 2) Конкурс пословиц Каждой команде необходимо будет закончить пословицу, если будете затрудняться в ответе я предложу 3 варианта ответа (пословицы даются знакомые детям и зачитываются по очереди для каждой команды) . Гость на пороге, счастье в . (городе, доме, душе) В гостях хорошо, а . (дома лучше, дома скучно, в детском саду ещѐ лучше) 30 Согласную семью и . (беды мучают, горе не берѐт, в космос возьмут) Чем богаты, . (тем и недовольны, тем и бедны, тем и рады) Не нужен клад, когда в семье. (раздор, свадьба, лад) Семья в куче - не страшна и . (туча, баба яга, ночь) (За каждый ответ команда получает жетон в копилку.) 3. 3) Конкурс загадок Сейчас ребята из команды "Озорных" будут загадывать загадки детям из команды "Задорные", а потом наоборот. 1. Кто нежнее всех на свете? Кто готовит нам обед? И кого так любят дети? И кого прекрасней нет? Кто читает на ночь книжки? Разгребая горы хлама, Не ругает нас с братишкой. Кто же это? Наша... (мама) 2.Вот ведь дело-то какое. Нас не семеро, а трое: Папа, мамочка и я, И все вместе мы – ... (семья) 3.Кто не в шутку, а в серьѐз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав не ныть И коленку расцарапав Не реветь? Конечно... (папа) 4.Я у мамы не один, У неѐ ещѐ есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он старший ... (брат) 5.Пусть не хожу я в детский сад. Я дома ем оладушки. Пенсионерка, я и рад, Моя родная ... (бабушка) 6.Он мужчина, и он сед. Маме - папа, мне он ... (дед) (За каждый ответ команды получают жетоны) 3. 4) Конкурс - игра "Что возьмѐм с собой на отдых" Представьте себе, что мы собираемся на пикник в лес. У каждой команды в другом конце зала стоит стол, на котором лежат разные предметы. Каждый участник из команды должен взять со стола по одному предмету, который бы взял с собой на отдых в лес. (Когда дети закончат игру ведущий подводит итог: какая команда справилась быстрее и кто лучше собрался на пикник.За конкурс можно получить по жетону) 3. 5) Конкурс со сказками Сейчас я буду задавать вопросы про членов семьи из разных сказок. Все сказки вам знакомы. (Вопросы задаются по очереди каждой команде.За правильный ответ команда получает жетон) Как звали папу Буратино? Как звали сестру Кая? Сколько членов семьи было у Красной Шапочки? 31 Девочка, сделанная престарательным образом из снежных осадков? За кого должна была выйти замуж Дюймовочка? Как зовут бабушку, у которой костяная нога? 4. Наше занятие подошло к концу. (Ведущий подводит итоги по конкурсам и по общей теме занятия.) Воспитательное мероприятие посвященное положительному отношению к труду и творчеству Воспитательное мероприятие Беседа на тему «Чувства» Для обучающихся: Второго года обучения Цель: Воспитание чувства любви, внимания к своим близким Задачи: · образовательная: в ходе беседы изучить основные подходы к определению «чувства», дать определение данному понятию; · развивающая: развивать умение правильно излагать свои мыли, размышлять; · воспитательная: прививать любовь, уважение к окружающим людям, родным. Понятия: чувство, эстетика, родственность, эмоции, ощущения, любовь. Ход беседы: Задание 1. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы. Пришли два юноши на цветущий луг Какая красота! – прошептал Сергей. – Смотри: на зеленом ковре будто кто выткал розовые, красные, голубые цветы! Действительно – буйная трава! – сказал Матвей. – Сюда корову бы пустить – к вечеру будет два ведра молока. И пчелы звенят, будто арфа, – прошептал Сергей, захваченный волшебной музыкой. И ульи сюда бы вывезти. Меда, меда сколько бы наносили! – взволнованно проговорил Матвей. И есть же такие люди, что не видят этой красоты, – подумал Сергей. Пойду корову пригоню да ульи привезу, – сказал Матвей и отправился в село. Ученики отвечают на вопросы: 1) Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого из мальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее? 2) Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему? Задание 2. Попробуйте сформулировать, что такое чувства. Что может чувствовать человек? Какие чувства проявляются у вас особенно ярко? Ученики отвечают. Учитель приводит в пример известные высказывания Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, связанных с представлением или идеей. Чувства – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие, безжизненные контуры, а не картины. (Н.Шелгунов) Учитель: Основная реальность внутреннего мира человека – это ощущения, эмоции и чувства. Ощущения – это информация «на входе», которую мы воспринимаем извне. Эмоции – это переживания, которые можно считать информацией «на выходе», это реакция наших чувств на важные для них ощущения. Чувства – это как бы некие существа, населяющие наш внутренний мир. Они могут возникать, развиваться и угасать. Для каждого чувства существует некий круг ощущений, на которые оно реагирует. Для каждого чувства существует и свой круг эмоций, которые оно способно породить. Чувства человека взаимодействуют друг с другом, они могут поддержать друг - друга, могут конфликтовать и даже враждовать. Иногда одно - единственное чувство может подчинить 32 себе все остальные. Чувство любви. Настроения, сопутствующие чувству любви, могут быть чрезвычайно разнообразны: гордость, восхищение, доверие, нежность, печаль, огорчение, тревога, отчаяние. Едва ли найдется такое эмоциональное состояние, которое мы могли бы легко соотнести с этим чувством. Но первой эмоцией следует назвать радость, восторг, счастье, вызванное самим существованием любимого человека. В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев. (К.Ушинский) Задание 3. Какие чувства включает в себя чувство родства? Ученики пытаются ответить. Учитель: Чувство родства – наше отношение к родным и близким людям. Чувство родства – одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Самое глубокое из родственных чувств – материнское чувство. Любовь матери не зависит от качеств ребенка. Мать, и только она, может любить малыша не за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. В этот период у ребенка вырабатывается способность быть любимым; лишь потом появляется умение – уже взрослого человека – любить другого, например, мать. Материнская любовь – Это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь. Чтение стихотворения учеником (заранее выученное) «Берегите матерей» Берегите матерей Прошу вас, берегите матерей, Теплом укройте от житейской вьюги, Их любовь во сто крат горячей, Чем друзей и любимой подруги. Материнской любви не объять, И канонов я здесь не нарушу, Коль скажу: «Мать готова отдать Свою ласку, нежность и душу». Мать возьмет на себя вашу боль, Все терзанья, смятенья и муки, Мать положит в дорогу хлеб-соль И протянет навстречу вам руки. Пусть за шалость накажет не строго, Только ей никогда вы не лгите И во имя великого Бога Матерей своих берегите. Не оставьте их без участья, Сей наказ вы запомните, дети, Ведь не может быть полного счастья, Если мамы не будет на свете. (А.Ремизова) Учитель: Чувства к родителям – сына к матери, сына к отцу (также и дочери) – все это довольно разные чувства. Учитель: Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на равных. К старшему брату или сестре обратишься с тем, чего не выскажешь родителям. Младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу. Чтение стихотворения учителем. Будь у меня любимый старший брат, Его советы слушал бы, робея, Его защите братской был бы рад До той поры, покуда я слабее. 33 Будь у меня любимый младший брат, Его учил бы жизни, как умею, И защищал, не требуя наград, До той поры, покуда я сильнее. (К.Ваншенкин) Родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной. Семья – это наше первое и самое естественное общество. Задание 4. Анализирование учениками высказываний Учитель: Чувство прекрасно – это способность человека ощущать и ценить красоту жизни. Ф.М. Достоевский был во многом прав, утверждая, что мир спасет красота. Не сама по себе красота, разумеется, но человек, воспринимающий прекрасное как истинное содержание жизни. В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. (В. Сухомлинский) Сколько за детство красоты вошло, таков и ты. (А. Попов) Подведение итогов: Ученики отвечают на вопросы учителя: Что же по-вашему обозначает слово «чувство»? Чем отличается от других понятий чувство родства? Зачем нам нужно чувство прекрасного? Какие Вы знаете виды чувств? Какое из них Вы считаете главным? Как соотносятся чувство любви и уважение? 34 «Без труда нет добра» Цель: - показать значение труда в жизни человека; Задачи: - воспитывать бережное отношение к труду; - способствовать расширению словарного запаса школьников; - способствовать развитию памяти, внимания, воображения, мышления, точности движений. Необходимое оборудование: плакаты, медальки за выполненные задания, маски животных для обыгрывания сказки, принадлежности для конкурсов (куклы, белая бумага, цветные карандаши). План мероприятия I. Вступительная часть. II. Конкурсная программа: 1 конкурс «Поход в магазин» 2 конкурс «Назови профессию» 3 конкурс «Уборка дома» 4 конкурс «Загадки» 5 конкурс «Мамины помощники» III. Обыгрывание русской народной сказки «Колосок». IV. Подведение итогов конкурсной программы. V. Заключительная часть мероприятия Ход мероприятия I. Вступительная часть (класс оформлен плакатами). Звучит песня Ю. Шустиковой «Песня мышонка». Педагог: Дорогие ребята! Все люди нашего края трудятся, чтобы преумножить богатство нашей страны. Мы тоже начинаем трудиться, чтобы потом, когда вырастем, выбрать себе любимую профессию. А знаете ли вы, как много профессий на планете? Придѐт время, вы все станете взрослыми, вам придѐтся самим строить дома, растить хлеб. И сегодня мы поговорим о труде! Педагог: Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете? Дети называют пословицы о труде: «Терпение и труд – всѐ перетрут» «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» «Не трудиться, так и хлеба не добиться» и т.д. II. Конкурсная программа. Педагог: Сегодня мы с вами проверим как вы умеете трудиться. Для этого разделимся на 2 команды . Каждая команда в течение 1 минуты придумает название, связанное с темой сегодняшнего мероприятия. 1 конкурс «Поход в магазин». Педагог: Все наши конкурсы будут проходить в виде эстафеты. Та команда, которая быстрее выполняет задание, та и выигрывает. Каждый из вас помогает мамам, например с походом в магазин. Сейчас мы с вами проверим, как вы умеете это делать. 2 конкурс «Назови профессию». Педагог: Профессий много хороших и разных. Задание конкурса: назвать профессию, зная, что делают люди на своей работе. Строит дом - … (строитель) Управляет самолѐтом - … (лѐтчик) Рисует картины - … (художник) Лечит животных - … (ветеринар) Водит поезда - … (машинист) 35 Шьѐт одежду - … (швея) Лечит людей - … (врач) Продаѐт товары в магазине - … (продавец) Дети по просьбе ведущей рассказывают, где и кем работают мамы и папы. 3 конкурс – «Уборка дома» Педагог: Еще одно задание, которое вы часто делаете дома. Как вы думаете что это? Для этого нам понадобятся веники. Правильно, это задание подмести пол. 4 конкурс – «Загадки». 1. Встаѐм мы, когда вы спите, И муку посеем в сите. Докрасна растопим печь, чтобы хлеб к утру испечь. Кто это? (Пекарь) 2. Там где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдѐт он, станет гладко, Будет новая площадка. (Бульдозер) 3. Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней. (Доктор) 4. Ходит по небу рука Задевает облака, А под нею гам т гром – Вырастает новый дом. (Подъѐмный кран) 5. За час всѐ поле обежал Без серпа всѐ жито сжал. (Комбайн) 6. Не лошадь, не вол, а плуг повѐл. (Трактор) 5 конкурс «Мамины помощники». Педагог: Ребята, а у кого дома есть младшие брат или сестрѐнка? Помогаете ли вы их одевать? Сейчас проверим. 6 конкурс «Сделай уроки» Педагог: Наверное самый главный труд каждого из вас, это учеба, и сейчас мы проверим как вы делаете домашнее задание. III. Обыгрывание русской народной сказки «Колосок». Педагог: Дорогие ребята, сегодня вы много узнали о труде взрослых, научились и сами работать. А сейчас, чтобы закрепить наши знания о труде, мы обыграем сказку «Колосок». IV. Подведение итогов конкурсной программы. Ведущая: Давайте подведѐм итоги конкурсов (Подсчѐт медалек у каждой команды. Награждение победителя). V. Заключительная часть мероприятия. Педагог: В будущем, если вы будете очень стараться, то всѐ у вас получится. А кем стать, я думаю, вы скоро решите сами. Все работы хороши – выбирай на вкус! 36