Содержание 1. Титульный лист 2. Паспорт программы 3. Пояснительная записка Цели и задачи образовательного процесса Разделы программы Ожидаемые результаты Методические указания Методические приемы 4. Учебный план образовательной программы 5. Учебно-тематический план первого года обучения 6. Учебно-тематический план второго года обучения 7. Учебно-тематический план третьего года обучения 8. Содержание образовательной программы 9. Содержание курса первого года обучения 10. Содержание курса второго года обучения 11. Содержание курса третьего года обучения 12. Материально техническое обеспечение программы 13. Методы вовлечения в объединение 14. Принципы организации творческой деятельности 15. Диагностика личностно- индивидуальных достижений кружковца 16. Литература для педагога 17. Литература для воспитанников 18. Ресурсы интернета 19. Приложение Паспорт программы Образовательная программа «Ритмика и танец» Руководитель программы Утенкова И. В. Организация- исполнитель: МБОУ ДОД «Бичурский Дом детского творчества» Адрес организации-исполнителя: с.Бичура , ул.Коммунистическая 55 «Б» Телефон 8 30133 41 6 84 email:ytenkovaipina@bk.ru www.proshkolu.ru/9503837977 Составитель программы: Утенкова И. В, педагог дополнительного образования Программа реализуется в МБОУ ДОД «Бичурский Дом детского творчества»; МБОУ СОШ №3 Возраст детей: 6-16 Срок реализации-3 года Направленность: хореография Вид программы - модифицированный Уровень реализации – среднеобщее образование Уровень освоения – общекультурный Способ освоения содержания образования - креативный Пояснительная записка. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Направленность программы "Ритмика и танец" по содержанию является художественно-эстетической: по функциональному предназначению досуговой, учебнопознавательной и общекультурной; по форме организации- групповой, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной... Особенность программы состоит в том, что большая часть урока, на первом году обучения, опирается на партерный экзерсис и также предусмотрен отдельный блок сценическое движение, в котором по годам обучения расположены блоки: актерское мастерство и творческая деятельность. Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно- сценический, бальный и современный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями, направлениями и народностями танца. Ознакомиться с историей жизни старообрядцев их быт и характер исполнения танца. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это- принцип взаимосвязи обучения и развития: принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. В процессе занятий двигательное чувство тренируется, движения приводятся в соответствие с музыкальным сопровождением. Привычка соотносить двигательные ощущения с музыкой приводит к осознанию и дифференциации мышечных групп. Постепенно мышечное чувство закрепляется в определенных динамических стереотипах, которые в свою очередь путѐм обратной связи закрепляют и слуховые. Понимание танцевального движения как музыкально двигательного вырабатывает привычку внимательно слушать музыкальные интонации и передавать их в движении. Особенностью содержания работы по музыкально - ритмическому воспитанию учащихся является включение этого вида в стимулирование развития основных психических процессов: внимания, памяти, воли, образного мышления средствами музыки и выразительного движения. Программа «Ритмика и танец» нацелена на общее, гармоничное, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизировать в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных). Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музык у всех детей - не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминки» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитие имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследование Н.А. Берштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и другие). В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании Цель: приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер. Используя разнообразные и доступные движения классического, народного, бального, элементы современной пластики, можно создать танцевальный репертуар, имеющий целью воспитания личности. Развить у ребенка музыкальность; двигательных качеств и умений; умений ориентироваться в пространстве; творческие способности; тренировка психических процессов; нравственно-коммуникативные качества личности. Укрепить психическое и физическое здоровье. Задача: формирование у учащихся танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Учить детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами. Учитывая, что в танцевальный кружок часто посещают дети без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки, если они обнаружатся (кифоз, лордоз, сколиоз). Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы в полной и неполной выворотности чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри. Задачи первого года обучения Образовательные: Формирование специальных знаний, умений и навыков музыкального движения. Воспитательные: Приобщение детей к хореографическому искусству. Формирование внимания, уважение к людям, терпимость к чужому мнению, культуры поведения и общения в коллективе. Развивающие: Пробуждение творческой активности ребенка. Расширение кругозора. Раскрытие индивидуальных способностей. Раскрепощение ребенка. Задачи второго года обучения Образовательные: Формирование умения самостоятельно выполнять и ориентироваться в пространстве. Выполнение новых сложных элементов. Формировать специальные знания по предмету. Воспитательные: Формирование любовь к хореографии Формирование умения проектировать свое будущее с позиции нравственно, эстетически и интеллектуального развития личности. Развивающие: Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления. Задачи третьего года обучения Образовательные: Приобретение технических знаний и умений самостоятельно придумывание разных жанров этюдов. Воспитательные: Формирование умения нравственно-эстетической оценки окружающей деятельности. Формирование потребности в самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в хореографическом искусстве. Приобщение детей к непреходящим человеческим ценностям, к бережному сохранению и продолжению традиций своего народа. Развивающие: Раскрытие творческих способностей детей. Результатом работы является участие всех ребят посещающий кружок в концертах, вечерах, мероприятиях, как в районных, так и в республиканских Отличительные особенности: в программу может вводиться реорганизация в содержательный компонент и учебно-тематический план. Содержание корректируется в зависимости от потребностей всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагога, обучающихся, родителей, образовательного учреждения. Возраст детей: Программа обучения предназначена для учащихся 6-16 лет Сроки реализации программы: Занятия проводятся: 1 год обучения- 2 раза в неделю по 1 часа - 72 часа в год; 2 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа – 144 часов; 3 год обучения- 2 раза в неделю по 3 часа – 216 часов Общая продолжительность реализации программы составляет 432 часов. Занятий проходят с 15-минутными перерывами через каждые 45 минут для отдыха детей и проветривания помещения. Продолжительность и количество групповых регулируется Уставом образовательного учреждения. и индивидуальных занятий Формы организации обучающихся на занятии Программа предлагает следующие формы работы: - групповая (выполнение коллективных работ (используется на практических занятиях, в самостоятельной работе учащихся и т.д.); - индивидуальная (сольный, дуэт, трио); -коллективная (ансамблевая). Индивидуальные занятия обеспечивают более глубокий подход к личности каждого обучаемого и организацию его самостоятельной творческой деятельности. Обязательным в работе с детьми должен быть результат – выполнение работы и участие в различных конкурсах и концертах. Одновременно в группе могут заниматься 10- 15 человек. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть: рассказ с целью получения знаний (теоретическая часть), познавательные беседы, практическая часть (совместная, индивидуальная, самостоятельная), выступления. Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые являются основной формой обучения. В процессе практической работы, последовательно обучающие осваивают отдельные приемы и методы. Целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат. Обучаемые получают практические навыки работы. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей обучаемых. Каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности В объединение дети принимаются по желанию. При помощи тестирования (по годам обучения) обучающиеся могут зачисляться на второй, третий год обучения и обучаться по программе зачисленного года. В программе определено количество часов на изучение тем, которые могут изменяться в зависимости от корректировки программы. Программа включает в себя 7 разделов. Раздел №1. Организационное занятие. Организация групп по возрастам, знакомство с вновь прибывшими. Расписание занятий (кол-во часов, время занятий) Оформление класса (станок, зеркала, пол) Форма одежды (обувь, репетиционная форма, прическа) Раздел №2. Азбука музыкального движения. Этот раздел включает коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. На 1 -м году обучения они строятся на шаги и беги в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем, ритмическое воспитание происходит на элементах танцевальных движений. Раздел №3. партерная гимнастика. В этот раздел включены упражнения, способствующие развитию и укреплению определенных групп мышц (мышц спины, брюшного пояса, рук, ног), а также развивающие подвижность суставов, эластичность связок, гибкость позвоночника. Занятия партерной гимнастикой способствуют формированию правильной красивой осанки, укреплению здоровья. Раздел №4. основы классического танца. В этот раздел входят элементы классического танца и упражнения, подготавливающие учеников к более сложным движениям и физической нагрузке. Они укрепляют мышцы спины, рук, ног, формируют осанку, способствуют развитию координации движений. Раздел №5. Основы народного танца. В раздел входят танцы России, а также упражнения, необходимые для усвоения техники. На этом материале необходимо дать учащимся представление о характере национальных плясок, от спокойных до темпераментных, от танца, где ведущая роль принадлежит рукам и корпусу. Раздел № 6. Воспитательная работа. Этот раздел включает в себя беседы об искусстве, прослушивание музыки, просмотр видеокассет, посещения выступлений хореографических коллективов. Раздел №7. Репертуар. На основе овладения программным материалом реализация танцев Ожидаемые результаты За первый год обучения дети должны: -Научится слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движениях и пластике; -выполнять движения в различных темпах; - дети должны четко определять вступление, окончание вступления начало, и окончание части, периода, предложения, фразу, акцентировать конец музыкальнотанцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т. д.) -освоить понятие «жест» и его значение в танце; - правила построения в шеренгу, колонну, круг; позиции ног и рук; - правила постановки корпуса; - характерные особенности женской и мужской пляски; - история возникновения русского танца; - направления развития русского танца: хоровод, пляска, перепляс, кадриль; - характер и манеру исполнения танцев, предлагаемых программой. - содержание музыкальных игр и упражнений - выполнять последовательность и расклад движении За второй год обучения дети должны: -дети должны определять особенности танцевальных жанров (классический, вальс, полька, марш, современные, народные танцы и т. д.) -освоить выразительность исполнения движений под музыку; -уметь самостоятельно отобрать в движении основные средства музыкальной выразительности; -знать правила постановки рук, группировки пальцев в классическом, народном и современном танце; - уметь использовать препарасьен; - освоить положение "стоя боком к станку" -освоить большой объем разнообразных комбинаций и отдельных видов движений; -уметь передавать свой опыт младшим, организовать общение с другими детьми; - точно реагировать на изменения темпа; - правила исполнения дробей и вращений; - передавать характер, стиль, художественный образ танца, созданный музыкой За третий год обучения дети должны: -способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений; -точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях; -усваивать материал: воспринять, осмыслить, применить, проверить результат Воспринимая - ощущай; Осмысливая - чувствуй; Запоминая - действуй, пробуй; Проверяя результат - показывай другому; - выполнить дроби в такт, из-за такта, соединить их в комбинацию; - знать технику исполнения прыжков; - знать элементы джаз танца, современные стили танцев, а также элементы бального танца - свободно и осознанно исполнить любой танец в соответствии с программным репертуаром. Методические указания Занятия длятся для первого года обучения по одному академическому часу, второго года обучения два академических часа, третьего года обучения три академических часа с 15 минутными перерывами два раза в неделю, с группой по 10-15 человек. Структура занятий может варьироваться. Знания, умения, навыки, получаемые детьми на занятиях, закрепляются: -путем повторения одних и тех же элементов движения в одном направлении; -путем их использования в комбинациях (переменное направление в разном ритме, сочетание с другими движениями); - путем использования их как средства выражения в различных танцевальномузыкальных ситуациях; - разъяснением правил и техники исполнения. Занятия проводятся в игровой и репетиционной форме, для занятий экзерсисов вводятся дидактические музыкально-танцевальные игры. Для занятий партерной гимнастикой используются палас, соответствующий росту ребенка. Каждое занятие начинается и заканчивается приветственным поклоном. Художественно-творческая деятельность детей тесно связана с концертной деятельностью. Коллектив «Спектр» дает более 20 концертов в год, выступает с отдельными номерами. Ценностно-ориентационная деятельность детей определяется социальной оценкой их творчества. Она формируется благодаря участию в праздниках, районных, республиканских и региональных конкурсах и фестивалях «Бал у Терпсихоры», современных танцев «Супер Данс» сельских праздниках, позволяющих детям демонстрировать свое мастерство. Участники ансамбля «Спектр» являются победителями районных конкурсов танцевальных коллективов. Методические приемы Организация занятий основам хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Для каждого упражнения, танца выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания. Метод показа. Разучивание нового движения, позы предваряю точный показ. Это необходимо и потому, что в исполнении движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, выполняю упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку. Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, тесно связанной, с движением, жестом и музыкальной интонацией. Словесные объяснения краткие, точны, образны и конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность учеников, но можно и убить их веру в себя. Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Своими пояснениями должна помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем исполнители проявляют в танце. Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.. И только путем различных упражнений, этюдов, может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием и направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении. Метод иллюстративной наглядности. Занятие с детьми вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предложенного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном. Игровой метод. Суть игрового метода в том, что подбирается для детей такая игра, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: («Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки»). Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других — сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями. Концентрический метод заключается в том, что по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, вновь возвращается к пройденному, но уже предлагаются все более сложные упражнения и задания. И еще очень важное для нас правило: Общение с детьми на занятии должно проходить в атмосфере радости и это самое главное, т.к. радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость - всего лучше влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному. Положительные эмоции при обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Ни в коем случае нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций. Необходимо увлекать, заинтересовать только тогда обучение будет эффективно. Учебно-тематический план программы № 1 Тема Организационное 1 занятие 2 год 1 Всего 3 год год 2 3 4 Азбука 2 музыкального движения 15 20 27 62 Партерная 3 гимнастика 15 20 30 65 Азбука 4 классического танца 7 30 30 67 Азбука 5 народного танца 10 30 60 100 Постановочная 6 работа 20 30 60 110 Воспитательная 7 работа 4 12 6 22 Всего: 72 144 216 432 Учебно-тематический план 1-го года обучения Общее № Название раздела и тем Теория Практика кол - во часов 1 1 2 3 Организационное 30 мин 30 мин занятие. 1.1 Введение в знакомство 4 Азбука 6 1 «Правила детьми, 30 мин 30 мин 1 вводная диагностика. 2 аттестации (контроля) 5 предмет, с Формы безопасности». Беседа музыкального 5 движения. 2.1 Поклон. 2.2 Характеры музыкальных 10 15 Прослушивание произведений 30 мин 30 мин 1 музыкальных произведений, викторина Темп в музыке движении: и Наблюдение быстро, 30 мин 30 мин 1 умеренно, медленно. 2.3 Динамические оттенки: громко, умеренно, тихо. 2.4 Понятия легато, стаккато в музыке и движении 2.5 Длительности: целые, половинные, четвертные. 2.6 30 мин 30 мин 1 30 мин 30 мин 1 30 мин 30 мин 1 Самооценка Сильные и слабые доли. Ориентация в 30 мин 30 мин 1 пространстве. 2.7 Ритмический рисунок. Исполнение ритмического хлопками, рисунка шагами 1 1 и бегом. Музыкальные 2/4, размеры 30 мин 30 мин 1 техники Уа, 4/4.' Перестроение. 2,9 Музыкально- 30 мин 1, 30 мин 2 ритмические навыки. 2.10 Игры Задания на развитие в танцевальной технике. Навыки выразительного Игры 1 4 5 5 10 15 движения. 3 Партерная гимнастика. 3.1 Упр-ия на середине зала. Наблюдение Упр-ия на напряжение и 30 мин 30 мин 1 расслабление мышц тела. 3.2 Упр-ия для улучшения эласт-ти мышц плеча и предплечья,развития подвижности 1 1 2 локтевого суставов. Упр-ия для гибкости развития плечевого и 30 мин 30 мин 1 Упр-ия на укр-ие мышц 30 мин 30 мин 1 поясного суставов. 3.4 брюшного пресса, улучшение Эстафеты на гибкости позвоночника. 3.5 Упр-ия для улучшения 1 1 2 Наблюдение подвижности тазобедренного сустава и эластичности бедра, на гибкости мышц улучшение коленных суставов,. 3.6 Упр-ия для развития 30 мин 1.30 подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц 2 Самооценка голени и стопы. 3.7 Упр-ия для развития 30 мин 3.30 4 Открытый урок выворотности ног и танцого шага. 3.8 Упр-ия на исправление 30 мин 1.30 2 осанки. 4 Азбука классического 3 4 7 танца 4.1 Постановка корпуса, 30 мин 1,30 мин 2 Наблюдение позиции ног-6, 1,2, 3, Позиции рук-1,2,подготая. 4.2. Деми-плие 30 мин 30 мин 1 4.3. Баттменттендю 30 мин 30 мин 1 4.4. Релевэ 30 мин 30 мин 1 4.5 Порт де брас 30 мин 30 мин 1 4.6 Прыжки-соте. 30 мин 30 мин 1 5 Азбука народного танца 4 б 10 5.1 На 1 2 1 2 1 2 середине Позиции ног-6, зала: 1 Викторина Самооценка Открытый урок 1,2,3 Положение рук за юбку, наталии, за спиной перед грудью. 5.2 Деми-плие 6,1. 2,3. 1 Подъем на полупальцах Подъем на полупальцах в сочетании с приседанием. 5.3 Выдвижение ноги на 1 Участие в районном и носок во все направления республиканских конкурсов по 6-ой позиции ног с танцевальных коллективов в переводом стопы «каблук-носок». на 5.4 Выдвижение ноги с1 приседанием, шаги с носка, шаги полупальцах, 1 2 2 2 на шаги на каблук. 5.5 Прыжки с прямыми и поджатыми ногами, 6 Постановочная работа Отчетный концерт 5 15 20 Праздник «День Выступление «Танцуйте с нами», 5 15 20 «Прогулка», Чебурашка», «Антошка», «Дружба», «Гармонист Тимошка», Русс.нар. т-ц «Выдуль я на реченьку». 7 Воспитательная работа 2 2 4 7.1 Экскурсия в музей с. 2 2 4 24,30 47,30 72 мин мин Бичура. Поход в Посещение природу. концертов художественных коллективов. Итого: с. Бичура- ДДТ. детей», 6.1 в Поход защиты участие. Учебно-тематический план 2-го года обучения Общее № Название раздела и тем Теория Практика кол - во часов 1 2 3 4 Организационное занятие 1 1 2 1.2 Вводное 1 2 15 20 6 8 9 12 аттестации (контроля) 5 1 занятие. 1 Формы 6 Беседа Знакомство с детьми. 2 Азбука музыкального 5 движения 2.1 Ритмические упр-ия, 1 ходьба разного хар-ра бег, галоп, подскоки. 2.2 Задание на развитие танц- 3 Игры го и игрового твор-ва. 3 Партерная гимнастика 5 15 20 3.1 Закрепление пройденного 5 15 20 20 30 1 1 2 Эстафеты материала с увеличением нагрузки на отдельные группы мышц. 4 Азбука классического 10 движения 4.1 Поклон Позиции ног 1,2,3, 5 Позиции рук 1,2, 3. 4.2 Постановка корпуса. 1 1 2 4.3 Упр-ие деми-плие. 1 1 2 4.4 Упр-ие батман-тандю 1 1 2 Наблюдение 4.5 Упр-ие батман-тандю 1 1 2 жете. 4.6 Упр-ие релевэ 1 1 2 4.7 Пассе пар терре 1 1 2 4.8 Порт де брас 1 1 2 4.9 Аллегро: 12 14 соте и Закрепление т.д. 2 Контрольный урок пройд-го материала. 5 Азбука народного танца 10 20 30 5.1 Положение ног 1,2, 3.6. 2 2 4 Открытый урок 2 2 4 Наблюдение 2 2 4 1 3 4 1 2 3 Положение рук русского нар-го т-ца; Изучение элементов танцев Поволжья 5.2 Основные движения русс-го нар-го т-ца перемый ход вперед, -перем-ыи ход назад, -русс-ий ход с каблука. 5.3 Основные движ-ия - припадание; - присядка; - упадание; - положение рук 5.4 Основные движения - переменный ход; - дробные ходы; - «трилистник»; - «гармошка»; - «молоточки»; 5.5 Танцевальные комбинации русского Выступление нар-го т-ца. 5.6 Подготовка к верчениям; 1 2 3 5.7 Элементы танца модерн 1 7 8 5 25 30 т-ц: 5 25 30 2 10 12 природу, 2 10 12 106 144 Наблюдение - сжатие, сокращение; - изолирование, изоляция; - вращение тела; - положения рук в танце модерн 6 Постановочная работа: 6.1 Русский нар-ый Выступления «Подружки» «Семейский перепляс»;«Веретенце» Бур-ий нар-ый «Ехор», т-ц: «Торж- ый»,«Совремыеритмы»,«Колокольчик» , «Домисолька». 7 Воспитательная работа. 7.1 Поход в Экскурсия в музей г.Улан-Удэ. Посещение концертных программ художественных коллективов. Итого: 38 Поход Учебно-тематический план 3-го года обучения № Название раздела и тем Теория Практика 1 1 2 3 Организационное 1 Общее кол Формы аттестации - во часов (контроля) 4 5 2 3 20 27 20 27 6 Беседа занятие. Вводное занятие, знакомство с детьми. 2 Азбука музыкального 7 движения 2.1 Закрепление 7 пройденного материала с увеличением нагрузки 3 Партерная гимнастика 10 20 30 3.1 Закрепление 10 20 20 классического 10 20 30 1 2 3 4.2 Упр-иедеми-плие 1,2,5 1 2 3 4.3 Упр-ие батман тандю, 1 2 3 2 3 Наблюдение пройденного материала с увеличением нагрузки на отдельные группы мышц. 4 Азбука танца 4.1 Повторение Опрос пройденного материала, Позиции ног 1,2,5. Батман тандю жете. 4.4 Повторение пройденного мат-ла с увел-ем нагрузки. 1 Опрос 4.5 Ронт де жам пар тер и 1 2 3 10 15 Викторина его направления. 4.6 Аллегро: па эшапэ; 5 Контрольный урок Фуете, аттитюд, бадман фондю, арабеск. 5 Азбука народного танца 20 40 60 5.1 Позиции ног: 4 6 2,3,4,5,6. Положение 4 6 3 6 9 бадман 1 2 3 на 2 4 6 5.6 Дробь; обратная дробь. 1 2 3 5.7 Вращательные 1 2 3 5.8 Подготовка к веревочке 1 2 3 5.9 Элементы народных 3 4 7 Элементы современной 3 4 7 34 7 1, 2 стопы и подъема. 5.2 Позиции и положения 2 рук 5.3 Движение кисти. Повторение пройденного материала с увеличением нагрузки. 5.4 Характерный Открытый урок тандю 5.5. Упр-ия выстукивания. движения. Круговращение ног. Наблюдение танцев. 5.10. пластики. 5.11 Элементы бального танца 6 Постановочная работа: 24 Русск. нар. т-ц «За 36 60 Выступления околицей»; «Семейский перепляс», встреча»; «Вальс«Соврем-ые ритмы»; «Джаз-фанк». Воспитательная работа. 2 7 Поход в 4 6 142 216 Поход природу. Экскурсия в музей г. Улан-Удэ. Посещение концертных программ художественных коллективов. Итого: 74 Содержание программы Раздел 1. Вводное занятие. Беседа с детьми о целях и задачах занятии танцевального кружка, о правилах поведения на занятиях, о форме одежды, о конкурсах, практический показ. Беседа о правилах поведения в обществе, друг с другом. Беседы: « Танец- это радость»; « Первые танцы». Раздел 2. Элементы музыкальной грамоты. Изучения раздела способствует формированию умения слушать музыку, определять еѐ характер, отражать в движении разнообразные опенки характера музыкальной пьесы. Раздел знакомит с различными видами темпа /медленно, уверенно, быстро/, формирует умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять или замедлять движение, различать динамические оттенки музыки/ громко, умеренно, тихо/, выполнять движения с различной амплитудой и силой в зависимости от характера музыки. Знакомит с понятиями легато, стаккато в музыке и движении, формирует знания о длительностях/ целые, половинные, четвертные, восьмые/, ритмическом рисунке, сильных и слабых долях, музыкальном размере, такте, строении музыкального произведения. Усвоение материала раздела формирует умение давать полную характеристику музыкального произведения. Задачи: воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, двигаться под музыку. Тема 1. Характеры музыкальных произведений. Обратить внимание на характер музыки. -А. Гречанинов «Моя лошадка» -И. Дунаевский «Весѐлый ветер» -Б. Асафьев Отрывок из балета «Белая лилия» Тема 2. Темп в музыке и движении: быстро, умеренно, медленно. Дети исполняют танцевальный шаг с носка в темпе, заданном преподавателем. Звучит 1.Русская народная песня «По малину в сад пойду» в умеренном темпе. 2. Б.Сметана Полька в быстром темпе. 3. А. Гладковский «Маленькая танцовщица» Тема 3. Динамические оттенки: громко, умеренно, тихо. Дети слушают в исполнении аккомпаниатора русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я», которая звучит громко, умеренно, тихо. Затем детям предлагается исполнить притопы на месте в соответствии с этими динамическими оттенками. Тема 4. Понятие легато, стаккато в музыке и движении. Звучит мелодия «Бубенцы» В. Витлина стаккато отрывисто. Детям предлагается попрыгать легко, отрывисто, исполнить бег на месте, в продвижении. Па мелодию Б. Бартока «Детская пьеса» дети исполняют приседания и 1но /легато/ опускаясь вниз и поднимаясь вверх в исходное положение. На мелодию «Колыбельная» Р. Гриэра дети убаюкивают куклу. Тема 5. Длительности: целые, половинные, четвертные, восьмые. Дети прихлопывают в ладоши длительности: целые, половинные, четвертные, восьмые. Затем в соответствии с этими длительностями исполняют танцевальный шаг с носка, двигаясь по кругу, исполняя бег на восьмые доли. Тема б. Сильные и слабые доли. Дети выстраиваются в линию или круг лицом к центру. Упражнения исполняются поочерѐдно: первый на сильную долю делает притоп правой ногой рядом с левой, на слабую долю передаѐт предмет стоящему справа ученику. Движение повторяет второй, третий и т. д. Тема7. Ритмический рисунок. Детям предлагается прохлопатьв ладоши, а затем протопать ритмический рисунок. -два хлопка на1\4 каждый, затем 4 хлопка на 1/8 каждый. Этот ритмический рисунок можно прохлопать в обратном направлении. -два хлопка на 2/4 каждый, выделяя сильную долю, два хлопка на 1/4 каждый, 4 хлопка на 1/8 каждый. Тема 8. Музыкальный размер 2/4, %, 4/4. Детям предлагается прослушать музыкальные произведения и определить музыкальные размеры. I.A. Грибоедов «Вальс». З.А. Гурулев. «Галоп». 3. Марш. Затем исполнить шаги на полупальцах по кругу в музыкальном размере !. подскоки в музыкальном размере 2/4, марш на месте и в повороте на 90* вправо в музыкальном размере 4/4. Тема 9. Такт, а такт. Детям объясняется понятия такт, затакт. Дети слушают музыку и хлопком в ладоши выделяют сильную долю каждого такта. Понятие затакта об вменяется на примере произведения «Конькобежцы» Э. Жув. Тема 10. Строение музыкального произведения. Детям объясняются понятия: вступление, части, музыкальная фраза на примере произведения. Построение в шеренгу, круг. Понятие об интервалах. Шаги и упражнения по 6-й позиции: шаги вперед, назад, в сторону. Ритмо-пластические упражнения на координацию: для ног, рук, корпуса, головы. Раздел 3. Партерная гимнастика. В этот раздел включены упражнения способствующие развитию и укреплению определѐнных групп мышц /мышц спины, брюшного пояса, рук, ног/, а также развивающие подвижность суставов, эластичность связок, гибкость позвоночника. Занятия партерной гимнастикой способствуют формированию правильной, красивой осанки, укреплению здоровья. Тема 1. Упражнение, развивающие эластичность стопы, подвижность плюснофаланговых и голеностопных суставов. Упр-ие 1: Сесть на пол, ноги прямые, вместе, стопы сокращены. Медленно натянуть стопыпальцами к полу, затем сократить. Упр-ие 2: Исходное положение как для упражнения 1. стопы натянуть, развернуть мизинцами к полу/ пятки вместе, носки врозь/, сократить носками в стороны/ позиция ног/, соединить стопы в сокращѐнном положении. Тема 2. Упр-ие развивающие коленные суставы. Исходное положение: сесть на пол, ноги прямые вместе, руки чуть в стороне от корпуса, ладонями на полу. Согнуть правую ногу коленом вверх, поставив еѐ на натянутый носок, затем выпрямить скользя по полу, вернув в исходное положение. Тоже самое сделать левой ногой, затем обе ноги одновременно. Т е м а 3. Упражнения, развивающие тазобедренные суставы. Упр-ие 1. Исх. полож.:лечь на пол на спину, ноги натянуты, пятки вместе, носки врозь. Правая нога, сгибаясь коленом в сторону, скользит носком натянутым по левой ноге до уровня колена. Затем возвращается в исходное положение. Упр-ие 2. Исх.полож.: как в упр-ие 1. Правая нога, скользя по полу, поднимается вправо под углом 90° Тема 4. Упр-ия, способствующие укреплению мышц спины. Упр-ие 1. Исход.полож.: лечь на пол на живот. Руки согнуты в локтях и положить одна на другую кистями, ладонями вниз, подбородок на руки опустить. Натянутые ноги поднять над полом, как можно выше, корпус неподвижен, выдержать позу несколько секунд и опустить в исходное положение. Упр-ие 2. «Лодочка». Исх. пол. как для упражнения 1, но руки выпрямлены вперѐд. Одновременно поднять ноги и руки, прогнувшись в поясничном отделе позвоночника, приподняв над полом грудную клетку. Выдержать позу «лодочка» несколько секунд и вернуться в исходное положение. Тема 5.Упр-ия. способствующие укреплению мышц брюшного пояса. Упр-ие I. Исход, полож. лечь на спину, ноги прямые, стопы натянуты, руки pазведены в стороны, ладонями на полу. Поднять обе ноги над полом на высоту 35-40 0 Выдержать позу несколько секунд, вернуть в исходное положение. Затем сделать тоже самое на высоту 90° Упр-ие 2. «Ножницы». Лѐжа на спине приподнять ноги над полом на 45°, развести в стороны, скрестить их на этом же уровне, вновь развести. Так повторить несколько раз. Тема 6. Упр-ия, способствующие развитию гибкости позвоночника. Упр-ие 1. Исход. полож.: встать на колени, сесть ягодицами на пятки, положить корпус на ноги грудью, руки прямые вперѐд на пол, расслабиться. К медленном темпе растягивает позвоночник. Руки и верхняя часть корпуса о! поясницы тянется назад, расслабиться. Упр-ие повторить несколько раз. Тема 7. Упр-ие, развивающие силу мышц и подвижность суставов рук. Упр-ие 1. Исход, полож.: встать на середине зала, ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса и напряжены. Руки постепенно поднимаются через стороны до уровня плеч, мелко влорируя вверх, вниз поочерѐдно. Правая рука, сгибаясь в локте описывает круг по направлению к себе, затем от себя. Затем левая рука исполняет круг. Упр-ие 2.Правая рука резко поднимается вверх- назад, левая остается внизу и от водится назад. Затем идет резкая смена рук. Упражнение выполнить несколько раз, затем обе руки исполняют круговые вращения в плечевых суставах сначала вперед, затем назад. Тема 8. Упр-ие, укрепляющие шею и развивающие подвижность шейного отдела позвоночника. Упр. 1. Исх. полож.: встать на середине зала, ноги вместе, руки вдоль корпуса. Наклонить голову вниз, потянув подбородок к груди, вернуть голову в исходное положение. Наклонить голову затылком назад, вернуть в исходное положение. Повернуть голову вправо, вернуть в исходное положение. Повернуть голову вправо, вернуть в исходное положение, влево, в исходное положение. Далее выполняем круговые вращения головой вправо, в лево. Тема 9. Упр-ие, развивающие силу и эластичность мышц ног. Упр-ие 1. Исход. пол.: лечь на спину, ноги вместе носки натянуты, руки вдоль корпуса Ладонями на полу. Медленно поднять правую ногу вверх, затем медленно опустить вниз. Далее упражнение повторить левой ногой. Упр-ие 2. Исход. пол.: встать на середине зала ноги вместе, руки на поясе. Сделать широкий шаг вперед правой ногой и медленно приседать на ней поднимая пятки. Левая нога сзади прямая. Вернуться в исходное положение. Упражнение повторить несколько раз с правой ноги, затем с левой. Раздел 4. Элементы классического танца. Знания, навыки. Специфика танцевального шага и бега, начало тренировки суставномышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук. Ознакомление учащихся с искусством хореографии. Движения экзерсиса исполняются сначала у станка, затем на середине зала. Движения экзерсиса у станка исполняются в четырех положениях: стоя лицом к станку и придерживаясь двумя руками за палку станка; стоя спиной к станку, открыв руки в стороны и положив их на палку; стоя за станком, лицом в зал; придерживаясь двумя руками за станок; стоя боком ( левым, правым ), придерживаясь за палку станка одной рукой. Беседы: «История мирового балета»; «Богатство русской хореографии»; «Балеты П. Чайковского. «Щелкунчик» и «Спящая красавица». «Майя Плисецкая». Тема 1. Позиции ног. Поз.ног являются точной пропорцией, которая определяет расположение выворотных ног. В классическом танце пять позиций ног и они изучаются в следующем порядке: первая, вторая, третья, пятая, четвертая. Тема 2. Постановка тела. Корпус находится в вертикальном положении, позвоночник вытянут, талия удлинена. Плечи и грудная клетка раскрыты, лопатки несколько оттянуты вниз к пояснице. Голова следует держать прямо. Бедра подтянуты вверх, соответственно подтягивают коленные чашечки, ягодичные мышцы собраны. Стопы всей подошвой свободно расположены на полу, соприкасаясь с ним тремя точками: мизинцем, пяткой и большим пальцем. - Опорная нога-это нога, на которую в момент исполнения движения приходится тяжесть тела. - Работающая нога- нога, которая находится в движении. - Вытягивание пальцев ноги (носка). Это работа всей стопы, когда при вытянут ых пальцах мышц свода стопы сокращены, щиколотка напряжена. Тема 3. Позиции рук. В постановке рук большое значение имеет правильная постановка отдельных частей: кисти, пальцев, локтя, плеча. Существуют три основные позиции рук, подготовительное положение и исходное положение. Поз.рук исходят из четырех направлений: -подгот-ое полож. Рук- руки опущены вниз; -первая позиция- руки направлены вперед; -вторая позиция-руки направлены в стороны; -третья позиция- руки направлены вверх. Исходное пол-ие рук, когда они опущены вниз по линии бедер и находятся на небольшом расстоянии от корпуса( не прижаты к корпусу). Тема4. Приседание. Полуприседание исполняется на пяти позициях; сначала оно делается как полуприседание, а затем переходят на большое приседание. При выполнении приседание необходимо соблюдать: распределении тяжести тела, не поднимая пятки от пола, усиленно раскрываются бедра и колени, принимая выворотное положение, корпус является как бы противовесом ног, находящихся в пружинистом состоянии. Тема 5. Бадман тандю. Бадман тандю означает отведение и приведение ноги. Он характеризуется скользящим отведением и приведением выворотной ноги из 1, 2 и 5 позиций. Мышцы ноги и колено напряжены, и вся нога выворотна от маха. Тема 6. Понятие андэор и андэдан. Понятие андсор определяются вращательные движения, направляющиеся «наружу». Обратное понятие андедан- вращение внутрь. Тема 7. Деми ран же жамб пар тер. Движение начинается с 1 позиции. Следует это упражнение исполнять особенно точно, не позволяя ноге «встряхиваться» в коленном суставе. Тема 8. Бадмантандю жете. Бадман гандю жете - натянутые движения с броском из 1 -й позиции, развивают у пру гость ног в воздухе, легкость и подвижность тазобедренного сустава. Тема 9. Перегибы корпуса «Порде бра». Наклоны корпуса назад, вправо, влево стоя лицом к станку в 1-й позиции. Тема 10. Гран плие по 1, 2, 3-й позициям. По два такта на движение (с переходом в другую позицию через бадмантандю). Гема11. Гран бадман тандю жете. Большой бросок ноги стопой на 90° Раздел 5. Элементы народного и бального танцев. Этот раздел предусматривает изучение позиций ног, рук принятых в бальном и народном танце, выполнение комплекса упражнений для разогрева мышц и суставов на середине зала- тренаж, а также изучение элементов русского народного танца, польки, вальса, упражнения на ориентировку в пространстве. Тема 1. Упражнения на середине зала. -Поклон в характере русского танца, вальса -Позиции ног 1. 2, 3, 1 прямая -Позиции 1,2,3 и положение рук за юбочку, на талии, за спиной, передгрудью, за голову Приседания по 1, 2, 3 полувыворотным позициям и 1 прямой -Выдвижение ноги во все направления из 1, 3 позиций -Выдвижение ноги с переводом стопы на «каблук-носок» -Выдвижение ноги с приседанием -Маленькие броски натянутой ногой -Подъем на полупальцы - Подъем на полупальцы в сочетании с приседанием - Прыжки с прямыми и поджатыми ногами - Шаги с носка - Шаги на полупальцах - Шаги на каблучках - Бег Тема 2. Развитие способности ориентироваться в пространстве и на сценической площадке. - Различие правой и левой руки, ноги - Поворот вправо, влево - Движение лицом по линии танца, против, к центру, от центра - Движение по диагонали, кругу, в колонне, линии - Перестроения по различным рисункам, фигур, круг, звездочка, прочес, плетень. Тема З. Движение русского танца. Переменный шаг - Шаг с притопом - Шаг с каблука - Припадание - Елочка - гармошка - припляс - «ковырялочка» - дробные выстукивания - приставные шаги - перескок с ноги на ногу - хлопушки, присядки для мальчиков. - присядки, ползунок Тема 4. Элементы бального и современного танцев. - Поклон в ритме вальса - Вальсовая дорожка вперед, назад - Вальсовая дорожка в повороте - Вальсовая дорожка в паре - Обвод дамы - поклон в ритме польки - галоп - подскоки вперед, назад - подскоки в повороте на 90 , 180 - разучивание различных комбинации в стиле хип-хоп, брейк-данс, джаз - на развитие резкости, координации, амплитуды движений - понятие изоляции Раздел 6. Танцы. В раздел включаются танцы, построенные на движениях, проученных в предыдущих разделах. Содержание программы первого года обучения Возраст. группа Партерная гимнастика Основа Элементы Танцевальный класс, танца народ.танца образ Младшая Сокращ. Стопы(поочередно); Поклон Танцевальныешаги Использование группа перваяпозиция ног сидя на пошестойпозицииног наматериалерусского элементов полу(сокращ. стопы разводятсяв иподготов.Позицииру ибурятских танцев. импровизации в стороны); тоже свытянутыми к; Основныеположенияко передаче стопами;опора на локти нога на 25гр. -постанов.корпуса;- рпуса, своегоиндивидуальногоотнош вращения стопой; ногитакже и лечь релевэ по6;1 народнойтанцевальной ения на спину;ноги также лежа наживоте; Позицииног; культуры.Упражнение: образутанца. лягушка -прогнуться, ноги к - положение Импровизация голове;рыбка - и.п. лежа наживоте, позицииног; впарных имассовых мимических сценок одновременноподнимать ноги и - танцах- раскрытие (танцевальные и руки;кораблик - и.п. тоже,взять баттеманттандюкрест всторону;-движение изобразительные руками ноги,прогнуться, ом по6 позиции сплатком;- движения) качаться;солдатик - и.п. встать -аллегро:- соте. скрещивание музыку,включающих: плие по 6;1 рук наоснове рук кмузыкальному под наколени, наклон назад спрямым заспиной.Ходы корпусом -прогнуться; встать основныедвижения:- звуковыеэлементы; намостик; ноги шире плеч,достать простой ход сноска- - символистические ухом правоеколено, левое переменный шаги т.д. (динамика, высота коленовперед подбородка;кошечка - и детьми - абстрактные звучания) звуковые и.п. встать направое колено, левая элементы; ногана пятку в сторону; рукиза голову - - растяжка ; и.п.лежа на спине; конкретные,отражающиесоде двумяруками взять правую ногуи ржание этюда тянуть к голове, леваянога сильно прижата кполу; пчелка;. шпагаты Содержание программы второго года обучения Возраст. Партерная Основа класс. Элементы Танцевальный группа гимнастика танца народ.танца образ Средняя - гранд батман Поклон Ходы иосновные Усложнениеимпровизационны группа - и.п. лежа на ног,подготовительнаяпозиц движения: хзаданий, спине; ия рукпереход во 2позицию всевиды проходок, внесениеотработанных - увеличение рук. боковые ходы хореографических физической Лицом к опоре: (припадание, приемов в создании нагрузки при -релевэ 1,2,3позиция гармошечка, музыкального образа. выполнении - елочка и др.) На элементов 1,2,3позиции ног - шаг приставка основекомбинированияизвестн гимнастики - бадманттандюпоиз 1 в - подготовкадроби ых детямтанцевальных сторону,вперед, назад; -молоточки этюдов. Создании - пассэ пар тэр - ковырялочка новых комбинаций - из 3позиции плие,гранд порт дэ бра плие по вперед,в - подготовка к сторону, назад. верчениям - бадмантандюжетэна 25 гр. (полупальцев, - гранд бадманжетэна 90 гр. поворот на /4круга) - растяжки переход мышцног, - подготовка к верчению изугла кисполнениюдвижений у опоры -одной рукой. Переход насередину зала: - плие по 1,2,3позиции ног бадмантандювсторонусразво ротом корпуса - порт дэ бра - аллегра: сотэ позиции - вращения: шенэ - танцевальныешаги по1,2,3, Содержание программы третьего года обучения Возраст. Бальный Основа класс. Элементы Танцевальный группа танец танца народ.танца образ Старшая -поклон Экзерсис у станка. Более сложныеэлементы: Работа группа вальса, Исполнение -характерныебадмантандю, надтанцевальнымиобразами. - движений у опоры -подготовкаверевочки Творческиезадания вальсоваядорожка одной рукой: - веревочка сочинитьтанцевальноеупраж вперед назад, - плие 1,2,5 позицияног; - двойнаяверевочка нение,импровизация -вальсоваядорожка - бадмантандю из - моталочка этюдов вповороте 1,5 позиции ног; - дробныевыстукивания - вальсовая -бадмантандюжетэиз дорожка в паре позиции ног; - бег - обводка дамы - Рон дэ жамбпартэр - перескок наместе на 1 ноге - балансье - рэлевэлям Вращения: - пор дэ бра -шенэ - гран бадманжетэ -поджатые Тоже самое на Танцевальныекомбинациидв середине зала ижениянаосноверусскогобур Аллегро: ятского и др. - сотэ Народныхтанцев вритме 5 - вращения по 2позиции – - па эшапэ Движения длямальчиков: -тур - хлопушки Позы классическоготанца, аттитюд,арабэск - присядки длямальчиков Трюки - подсечка - ползунок- голубец и т.д. Материально техническое обеспечение программы 1. Специальное помещение - кабинет; 2. Станок; 3. Зеркала; 4. Одежда (форма занимающегося в кружке); 5. Раздевалка; 6. Ноутбук; 7. Музыкальный центр, 8. Телевизор; 9. USB- носитель; 10.Музыкальные сборники. Методы вовлечения в хореографическое объединение. 1. Объявления о приеме в объединение в учреждении; 2. Выступление хореографического коллектива. Индивидуальная работа. На 1-х занятиях объединения провести анкетирование детей и родителей с целью изучения мотивов к деятельности. В начале года выявить наиболее способных детей и к их обучению подходить индивидуально. Провести работу с целью выявления детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей и оказать таким детям помощь при посещении занятий. Принципы организации творческой деятельности. Деятельность кружка строится на основе коллективного творчества, сотрудничества, самоопределения и самореализации воспитанников и педагога. 1) Принцип гуманистической ориентации обучения:рассматривает ребѐнка как главную ценность в системе человеческих отношений, сохраняет приоритеты физического, социального и психологического здоровья и состояния ребѐнка в коллективе. Условия реализации данного принципа: - добровольность включение ребѐнка в художественную деятельность, - вера в возможности и перспективы развития личности ученика, - оптимистическая стратегия в определении образовательных задач, - предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия. - Учѐт интересов учащихся их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов. 2)Принцип социальной адекватности педагогического процесса: Обусловливает соответствие содержания и средств учебно-воспитательного процесса и социальной ситуации. Условия реализации данного принципа: - координация воздействий семьи и педагогического коллектива, оказывающих влияние на активность ребѐнка, - обеспечение комплекса педагогической помощи ребѐнку в его творческом становлении, - учѐт разнообразных факторов влияющих на воспитание и становление ребѐнка: национальных, семейных и институциональных, - коррекция воспринимаемой детьми разнообразной художественной информации, в том числе из средств массовой коммуникации. 3) Принцип индивидуализации обучения и воспитания учащихся: Предполагает определение индивида от траектории развития каждого ребѐнка, соответствующий особенностям его творческого развития и интересов. Условия реализации данного принципа: - выделение доминирующей цели коллектива объединяющей педагога, детей и родителей; - определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребѐнка, - выбор специальных средств и способов индивидуальной работы с детьми, -- предоставление детям возможности самостоятельного выбора способов участия во внеурочной деятельности. 4) Принцип создания воспитывающей среды: Требует создания атмосферы сотрудничества и единства творческого коллектива, педагога, детей, родителей; сплочение коллектива создание психологически комфортной атмосферы. Условия реализации данного принципа: - выделение доминирующей цели коллектива объединяющей педагога, детей и родителей, - определение перспективной деятельности являющейся значимой для всех членов коллектива, - развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей, - формирование позитивного отношения к творчеству Репертуар объединения «Спектр» Принципы формирования репертуара: Для одной возвратной группы необходимо создавать танцы разного профиля. - игрового, сюжетного, танцевального - использовать разные виды танцевальной образности: танец действия, танец переживания, психологический танец - при выборе музыкального материала исходит из возможности его воплощения в танцевальных образах, соответствующих возрастным особенностям детей - учитывать необходимость приобщения учащихся к разнообразной музыки, воспитывающей хороший вкус - при решение номера его содержания и образность должны исходить из темы - учитывать учебно-тренировочные цели. Репертуар 1-го года обучения «Танцуйте с нами»; «Прогулка»; «Чебурашка»; «Антошка»; «Дружба»; «Я самый самый»; «Ложкари» «Гармонист Тимошка»; Русский народный танец: «Выйду ль я на реченьку». Репертуар 2-го года обучения Русские народные танцы: «Подружки»; «Веретенце»; «Семейский перепляс»; «Богатыри» «Барбарики»; «Современные ритмы»; «Домисолька»; «Рок-н-ролл» Репертуар 3-го года обучения Русский народный танец «За околицей»; «Посею лебеду на берегу» «ВальсВстреча»; «Современные ритмы»; «Джаз-фанк»; «Фламенко»; народные танцы. Диагностика личностно-индивидуальных достижений кружковца. Успех художественно-педагогического труда во многом определяется тем, насколько грамотно понимает руководитель внутренний мир своего воспитанника, состояние и свойства личности детей, успешность саморазвития и самореализации ребенка, уровень развития коллектива и др. Для выявления этих особенностей необходима психолого-педагогическая диагностика. Под эти феноменом мною понимается обследование ребенка с целью установления индивидуальных особенностей личности, и социально-психологических проявлений, характеризующих взаимодействие людей в творческой деятельности, каковой является искусство танца. Для проведения диагностики мной используются следующие группы методов: 1. Методы получения факторов, которые подлежат дальнейшему анализу (наблюдение, беседы, опросы); 2. Методы, изучающие признаки развивающегося качества (воли, трудолюбия, честности и др.) и условия их протекания и др. (специальные методики, тесты, программы, самооценки и экспертные оценки); 3. Методы, позволяющие отследить развитие специальных хореографических способностей (методика М.С.Богоявленской). Методика отслеживания уровня развития способностей к: танцу у детей. В коллектив приходят дети четырех категорий. 1. Способные легко схватывать и запоминать предложенный материал, но не имеющие специальных хореографических данных. 2. С частично развитыми специальными способностями (шаг, подъем, прыжок, гибкость), но, как правило, плохо схватывающие материал и слабо его запоминающие; 3. Не обнаруживающие ни способностей, ни специальных данных, но страстно любящие танцевать; 4. Имеющие и данные, и способности, и любовь к танцам. Чтобы выровнять возможности детей, иметь возможность вовлечение их в концертно-творческую деятельность, я провожу постоянное диагностическое наблюдение за детьми, выбирая средства коррекционно-педагогической работы. Метод наблюдения используется широко в разных аспектах; на е г о основе составлены характеристики на каждого ребенка, составлена диагностическая карта способностей кружковца. Метод наблюдения распространяется на быстроту и прочность усвоения детьми того или иного материала; сложность или легкость восприятия ими комбинаций движений, преодоления силовых и темповых нагрузок. Другим методом диагностики является метод создания проблемной ситуации, в процессе постановочной и репетиционной работы, когда в связи с созданием танцевального образа учащиеся должны проявить: природную фантазию, способность к художественным ассоциациям, умение переносить полученные знания и навыки на решение новых задач. Литература для педагога: 1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Рольф, 1999, - 272с, с илл.(Внимание: дети!). 2. Буренина. А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). 2-е изд., испр. И доп.- СПб.: ЛОИРО, 2000- 220с. 3. Колодницкий Г.А. Кузнецов B.C. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры. Метод. Пособие -М. Дрофа, 2003- 96 с:ил. 4. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Светная О.В. Учите детей танцевать-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 256с 5. Караковский В.А., Новикова Л.И, Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных систем.-М. Новая школа, 1996.- 160с 6. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. Литература для детей: 2. Хелен Идом и Николя Кэтрэк Хочу танцевать. Перевод на русский язык, Изд-во «Махаон». 1998. Отпечатано в Бельгии.32с. 3. Смит Люси Танцы. Начальный курс/Л.Смит; Пер. с англ. Е. Опрышко; Оформ. Дизайн-студии «Дикобраз». М.:000 «Изд. Астрель»: ООО «Изд. ACT», 2001.- 48с.:ил. 4. Пасютинская В. М Волшебный мир танца-М.: Просвящение, 1985.- 223с. 5. Барышникова Т. Азбука хореографии.- М.: Рольф, 1999.- 272с., с и л л.(Внимание: дети!). 6. Журнал иллюстрированный СОВЕТСКИЙ БАЛЕТ. 7. Газета ПАНОРАМА ИСКУССТВА и КУЛЬТУРЫ. 8. Аудио и видеокассеты для прослушивания и просмотра детьми. Видеокассеты: Учебно-методический видеофильм «Ритмическая мозаика»; Комплекс упр-ий для похудения «Танцевальная аэробика»; Учимся танцевать «Латина» базовые движения; Молодежное кино «Лапочка»; Концертная программа «Бал у Терпсихоры»- 2002г.; Концертная программа ансамбля Забава» и т. д. Аудиокассеты: Детская дискотека «Мамонтенок»; Лучшие детские песни; Популярные танцы для детей и взрослых от «Калинки» до«Лезгинки»; Развивающая музыка для малышей «Классическая музыка»; Танцы для детей «Вокруг света»; Ритмическая музыка для детей 7-10 лет «Ладушки»; Веселые танцы для детей; Приложение к программе А.И.Бурениной - «Ритмическая мозаика»-4 кассеты; Русское радио российскому солдату 2003; Бурятская народная музыка; Русская народная музыка и т. д. Диск СД: Зарубежная детская дискотека; Музыка- «джаз-фанк»; Караоке для детей; Популярная советская и зарубежная музыка и т. д. Интернет-ресурсы: 1. music.ipboard.info\\viewtopic.php?id=24 2. fiziolive.ru 3. BiblioFond.ru 4. narod-tanez.com\\tanec-chat-narodoi-kulturi/21 5. contemporarydance.ru/about 6. video-dance.ru/sovremennie 7. m.vk.com/to_leto_2014 8. m.vk.com/star_wave 9. m.vk.com/horeograf_club Утверждаю: Директор школы: _________ Ткачев К.Н. План воспитательной работы № Мероприятия Ответственный Сроки Администрация БСОШ№3 1.09.2015 1 День знаний 2 Инструктаж по технике Утенкова И.В. 1.09.2015 безопасности 2.09.2015 3 Бал цветов Завуч по восп. работе 4 День учителя Завуч, по восп. работе, уч-ся 11 кл., 5.10.2015 9.09.2015 Утенкова И.В. 5 Праздник урожая Завуч, по восп. работе, уч-ся, кл. рук-ли, 12.10.2015 Утенкова И.В. 6 День матери Админ. ДКСХТ, зав. по восп.работе, 25.11.2015 Утенкова И.В. 7 Новогодний утренник Зав. по восп.работе, Утенкова И.В. 8 Бал-маскарад Завуч, по восп. работе, уч-ся, кл. рук-ли, 30.12.2015 29.12.2015 Утенкова И.В. 9 Открытое занятие 10 Праздник «Масленица» Зав. по восп.работе, Утенкова И.В. 11 День 12 Утенкова И.В. 14.03.2016 27.02.2016 защитника Завуч, по восп. работе, уч-ся, кл. рук-ли, 23.02.2016 Отечества Утенкова И.В. А ну-ка девушки! Завуч, по восп. работе, уч-ся, кл. рук-ли, 07.03.2016 Утенкова И.В. 13 Районный конкурс РУО 15.03.2016 танцевальных коллективов 14 «День Победы» Районная культура 09.05.2016 15 «Последний звонок» Администрация БСОШ№3 25.05.2016 16 Отчетный концерт ДДТ 31.05.2016 17 День защиты детей Районная культура 01.06.2016 18 Выход в природу Утенкова И.В. 05.06.2016 19 Выездной концерт ДДТ 07.06.2016 Работа с родителями № Форма работы Подтверждающие материалы 1 Объявление о приеме в Объявление объединение в учреждение 2 Анкетирование с целью изучения Анкеты мотивов к деятельности 3 Заявление от родителей о приеме в Заявление объединение ребенка 4 Выступление на общешкольном собрании с докладом: «Нужна ли в школе хореография» 5 Собрание в объединении Доклад Раздел 8 Результативность деятельности и достижений обучающихся за последние 5 лет СХТ ДК РУО Объединение «Спектр» МБОУ ДОД БДДТ БСОШ №3 РДК Динамика роста результативности коллективного участия в различных конкурсах разных уровней, как видно из приведенной ниже диаграммы, положительная: 2.5 2 1.5 1место 2место 3место 1 номинация 0.5 0 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 Достижения обучающихся год 2011г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. Название конкурса Конкурс « Школа Терпсихоры» Конкурс «Школа Терпсихоры» Конкурс «Школа Терпсихоры» Конкурс «Школа Терпсихоры» Конкурс «Школа Терпсихоры» 2014г. Конкурс современного танца «Байкальский танцевальный марафон» 2014г. Фестиваль «Бичурские звездочки » 2012г. Конкурс «Бал у Терпсихоры» 2014г. Конкурс «Два языка-два родника» уровень конкурса Районный Результат участия 1 место(стар.гр.) 3 место(сред.гр.) Республиканский участие Подтверждающие документы Грамота Грамота Диплом Районный 1 место Грамота Районный Региональный 2 место(нач.ступ.) 3 место (сред.ст.) 1 место(нач.ст.) 2 место(сред.ст.) 2 место(стар.ст.) участие Грамота Грамота Грамота Грамота Грамота Диплом Районный 1 место Грамота Международный участие Районный 2 место Благодарственное письмо Диплом Районный Преемственность обучения № год ФИО Образовательное учреждение 1 2015г. АюшеевАюша 2 2013г. Пантелеев Никита 3 2012г. Трупакова Наташа Выпускник хореографического училища Участник хореографического объединения при Вузе Участник хореографического объединения при Вузе Участие в общественной социально – культурной жизни поселения, района: Дата проведени я 2010г. 2010 2012 2013 2014 2012 2013 2011 2011 2012 2013 2014 2013 2014 Ежегодно Ежегодна Ежегодна Ежегодна 2012 2012 2014 2014 Мероприятия Подтверждение 70-летие БСОШ№3 Выпускные начальных классов грамота Грамоты Открытие спартакиады по волейболу на приз Депутата Хурала Павлова В.А. Конкурс «Наранай Туя» Соревнования «Веселые старты» Выпускные БСОШ№3 Благодарность Лауреат 2 степени районного конкурса «Баатор-Дангина2013» Подготовка к смотру-конкурсу 15-го отряда ГПС РБ Праздник Новый год День Матери День Победы Масленица Первые шаги в науку Районная конференция учителей - открытие Конкурс «Два языка – два родника» Благодарность Благодарность Грамоты Диплом Благодарность Программа Программа Программа Программа Программа Диплом Общие выводы Реализация программы – это выход на новый уровень взаимоотношений как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогом. Улучшение психологической атмосферы взаимопонимания – это формирование раскованного, человека, владеющего хореографической пластикой, гибкостью тела, чувством ритма. Помощь ребенку в процессе самопознания, творческого саморазвития и самореализации. Для выявления степени удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса были изучены: требования, предъявляемые к дополнительному образованию детей; потребности учащихся и их родителей; мнения коллег о работе кружка. Анализ потребности учащихся в отношении хореографического кружка показал, что многие дети требуют к себе повышенного внимания, хотят иметь сольные номера. Запросы и ожидания их родителей связаны: с развитием у детей нравственных качеств (организованности, трудолюбия, культуры общения, самостоятельности, ответственности); с совершенствованием индивидуального подхода к детям. В хореографический кружок принимаются все желающие дети, поэтому в процессе обучения учитываются их личностные особенности и применяются различные методы обучения и воспитания, соответствующие уровню развития детей, их возможностям и способностям. Проведенный опрос мнений коллег– педагогов об актуальных проблемах и перспективах кружка позволил сделать следующие выводы: расширение методической службы; организация методического объединения педагогов дополнительного образования; существенное расширение банка образовательных программ и методической литературы. Для выявления состояния и свойств личности ребенка, успешность его саморазвития и самореализации уровень развития коллектива проведена диагностика. Дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учебе, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребенка, тренирует навыки ориентирования в пространстве; развивает речь. Занятия танцами помогают развить такие качества, как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Поставлены приоритетные задачи: совершенствование качества образования и воспитания, как компонент целостного процесса; разработать собственную модель организации образовательной деятельности, направленную на разностороннее развитие детей; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; создать новую модель работы в системе: «Обучающиеся – родители – педагоги»; результативность обучения; расширить интеграцию общего и дополнительного образования; разработка и реализация специальных программ, направленных на индивидуально-дифференцированную поддержку творческой способности обучающихся; развитие инновационной деятельности, ее координация; поиск новых форм и содержания образования, развитие новых направлений. Основные концептуальные задачи: сохранить имеющиеся социальнопедагогические, психолого-педагогические, информационные, организационнометодические и материально-технические условия для уже достигнутого уровня, творческого роста детей и педагога и обеспечить их переход к более сложным формам и методам образовательного творчества, профессиональной подготовки, общественного поведения. Сделала выводы для себя: успешность реализации программы во многом зависит от уровня его организованности; работа над самообразованием; данная программа позволяет ребятам найти себя и проявить свои творческие способности. Передо мной, как педагогом, ежедневно стоят вопросы: Как заинтересовать ребенка к искусству танца? Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал? Как создать для ребенка ситуацию успеха и веру в свои силы?... Работы предстоит еще много. Главное, я люблю свою работу, своих детей, считаю, что еще многое могу сделать для воспитания подрастающего поколения. Все у меня впереди и все у меня должно получиться.