1 Пояснительная записка. Общеразвивающая программа дополнительного образования детей МБОУ «Бичурский Дом детского творчества» «Театр, дети, творчество» Дополнительная общеразвивающая программа создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. «Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». (Н. В. Гоголь.) Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и в качестве актеров, и в качестве зрителей? Таким средством является школьный театр. Постановка спектакля к различным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе. Одним из направлений работы в рамках моей воспитательной системы «Возрождение истоков русской народной культуры семейских,» является театральная деятельность, а именно инсценировка обрядов и проведение праздников, русских народных сказок. Поэтому целесообразным считаю организацию детского театрального кружка «Театр. Дети. Творчество». Название кружка символизирует «перемещение» участников в сказочный мир театрального искусства с одной стороны, а с другой отражает специфику содержания деятельности. Деятельность театрального кружка располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа, приобретают навыки критически оценивать отдельных сказочных героев и анализировать спектакль как художественное произведение в целом. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает 2 воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Работа кружка предполагает тесный контакт с родительским коллективом. Родители выступают как помощники при постановке спектакля: помощь детям при заучивании ролей (особенно в 1, 2 классе), изготовлении костюмов и декораций. Возможно привлечение родителей в качестве участников спектакля. Любая театральная деятельность предполагает наличие зрителя. На начальном этапе работы кружка зрителями могут выступать ребята из кружков, и родители. Далее, в качестве зрителя могут выступать ребята из других классов начальной школы. В перспективе планируется выход со спектаклями в детские сады, на районную сцену и т.д. Направленность. Программа имеет художественную направленность. Художественная направленность реализуется в процессе обучения актерскому мастерству и постановки спектакля. Театральная постановка, основанная на действии, которое совершается самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с его личными переживаниями. Само воплощение театральной постановки дает возможность для самых разнообразных видов детского творчества дети сочиняют, импровизируют, рисуют, шьют, поют, танцуют. Все эти занятия, вместе взятые, приобретают смысл и цель как часть общего, как результат творческих усилий всего коллектива, т.е спектакля с волнующим детей замыслом, при подготовке которого педагог помогает детям действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно, раскрывать содержание доступных детям ролей и всей пьесы в действии. Именно театральная игра развивает природные свойства и способности детей, помогает педагогу в выполнении поставленных целей и задач. Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребѐнок, оказавшийся в позиции актѐра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей. Общеразвивающая программа «Театр, дети, творчество» – результат многолетней практической работы с детским коллективом. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. 3 Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даѐт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Отличительной особенностью программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий Щурковой Н.Е. «Программа воспитания школьника» (культурологическое направление в воспитательной деятельности педагога); А.В. Луценко, А.Б. Никитина, С.В. Клубков, М.А. Зиновьева «Основные принципы и направления работы с театральным коллективом»»; Е.А. Иванова «Театральная студия» (программа дополнительного образования творческого объединения); И.С. Козлова «Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования на уроке и во внеурочной деятельности»; Г.Н.Токарев, С.П. Батосская (методическое пособие в помощь начинающим руководителям театральной студии). Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой: Каждая ступень представляет собой определѐнный уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала. Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи, видео- ролики, рекламы и т.д. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Программа «Театр, дети, творчество» включает несколько основных разделов Разделы: 1.История театра. Театр как вид искусства. 2.Актерская грамота. 3. Сценическое движение. 4.Сценическая речь 5 Работа над пьесой. Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. 4 Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Этапы обучения Реализация программы осуществляется на трех уровнях образовательного процесса. 1-й год обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения- импровизации. 2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» – основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции. 3-й год обучения - допрофессиональная ступень «Мастерство» – цель ступени – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Третий год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции. Построение программы по крупным блокам тем - «Актѐрское мастерство», «Сценическая речь», «По страницам истории театра», «Сценическое движение», даѐт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми. В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актѐром, режиссѐром, зрителем. Цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность. Задачи: Обучающие: Обучить основам театрального искусства; Обучить практическому применению специальных знаний, сформированных умений и навыков, в процессе коллективной творческой деятельности; обучить культуре общения; Обучить духовно- нравственным традициям. Воспитательные: Воспитать работоспособность, решительность, бережливость, ответственность, выносливость, сопереживание; Воспитать уважение к культурному наследию своему народа; Воспитать толерантное отношение к другим национальностям и религиям. Сформировать правовую культуру и нормы поведения в коллективе; 5 Развивающие: Сформировать нравственное отношение к окружающему миру, развить способность к сопереживанию, состраданию, участию в судьбе и жизни другого человека ,творческого коллектива и т. д. Сформулировать основы театральной культуры как составляющей общей культуры личности, культуры речи, дикции, пластичности, чувство партнерства , умения убеждать, актерской грамотности,(или основ актерского мастерства); Развить внимание, память ,музыкальность, коммуникабельность , мышечную Свободу ,эмоциональную отзывчивость; Развить способность действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности; Режим занятий. 1 год обучения 144 (по 4 часа в неделю) 2,3 год обучения 216 часов (по 6 часов в неделю) Условия реализации программы Количество детей в группе – 10-15 человек. Рекомендуемый возраст детей от 717 лет. Выполнение программы рассчитано на 144 часа 1 год обучения, на 216 часов 2, 3 года обучения Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий: дети должны иметь навык беглого чтения текста, основы выразительного чтения; должны представлять формы работы актера театра; должны знать основы быстрого запоминания, уметь оперировать памятью. Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением ряда упражнений на выразительность чтения. Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики занятий, проводятся групповые занятия, количество детей в группе 10-15 человек, индивидуальные 1,2. Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма, реквизита, декораций. Для спектакля необходимы: сценическая площадка, репетиционный зал, выносной свет, аппаратура для музыкального оформления; театральные костюмы, грим, парики, канцелярские товары. Формы подведения итогов и контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы проводимые в Доме детского творчества; итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали, проекты. Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность 6 текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление. Ожидаемые результаты и способы их проверки (Прогнозируемый результат) По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать: особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства; народные истоки театрального искусства; художественное чтение как вид исполнительского искусства; об основах сценической «лепки» фразы (логика речи). Должны уметь: активизировать свою фантазию; «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию; видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; коллективно выполнять задания; культуру суждений о себе и о других; . Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой» фразы. По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать: историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра; о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства; Должны уметь: пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; Сознательно управлять рече -голосовым аппаратом; Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста; взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью. Сочинять, подготавливать и выполнять этюды; Анализировать работу свою и товарищей; Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара. По завершении 3 года обучения воспитанники должны знать: О конфликте в драматическом произведении; О характере и развитии характера героя в столкновении с другими действующими лицами; О средневековом театре и о трансформации средневекового театра в современных театрализованных празднествах; 7 Должны уметь: Использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач; Точно соблюдать текст при исполнении; Культурно воспринимать реакцию зрителей; Самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю; Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчѐтного спектакля, тестирования, рефератов, творческих конкурсов, проектов. Учащиеся третьего года обучения участвуют в составлении этюдов, творческих заданий для учащихся 1–2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна из форм проведения итогового контроля. Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки: пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.; использование полученных практических навыков при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической; использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем; владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи; активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм. А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора. При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням: максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.); средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества, района. минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива. 8 Учебный план 1 года обучения № п.п 1. 2. 3. 4. Разделы программы и темы занятий Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Техника безопасности. Анкета « Ваше предложения по работе кружка». В том числе Теория Практика. Всего 1 1 2 История театра. Театр как вид искусства. Эволюция театра. Современная драматургия. Литературное наследие Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Упражнения, игры, творческие задания. Актерская грамота. Многообразие выразительных средств в театре.Бессловесные элементы действия. Логика действий» и т.д. Упраж. на КСД; Тренинги на внимание . . 18 36 54 15 15 Сценическая речь. «Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». «Основы практической работы над голосом» и т.д. Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса 1 Формы аттестации (контроля) Анкетирование. Беседа. Блиц- опрос Открытое занятие. 6 7 Наблюдение. Сценическое движение. Пластическая выразительность актера. Сценическая акробатика. 1. 6. Работа над пьесой Сценическая акробатика. Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев. 6 7. Мероприятия и психологические практикумы. Экскурсии Итоговое занятие ИТОГО: 5. 8. 9. 6 7 Наблюдение. 27 47 111 53 Показ спектакля. 3 Совместное обсуждение и оценка сделанного. Экскурсии Викторина. 2 1 144 10 Содержание программы первого года обучения. 1.Вводное занятие «Разрешите представиться» Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями, мероприятиями выпускников. Форма проведения занятия – презентация коллектива. Приѐмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный. Дидактический материал: видеофильмы, фотографии. Формы аттестации контроля: анкетирование, беседа. 2. История театра Театр как вид искусства 2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства. Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок драматического театра им.Бестужева г.Улан –Удэ, Дворца творчества г Улан –удэ.. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнениятренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре». Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний. Приѐмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный. Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с записями спектаклей. Видео ролики, интернет. Форма аттестации (контроля): блиц-опрос, самостоятельные импровизации. 2.2. Фольклор семейских Забайкалья. Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», семейский обряд , песни, пляски, игры, празднества). О формах и методах сбора фольклора учащимися кружка.1. Подготовка к собирательной работе.2 Что следует записывать: Сказки, песни, пословицы и поговорки. Загадки. Частушки. Фольклор. 3.Как организовать запись материала.4 техника записи. Паспортизация собранного материала. Практическая работа: проигрывание игр, обрядов Семейских Бичурского района, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда», «Новый год» и т.д. Встречи туристов.. Формы проведения занятий: игровые групповые занятия. Приѐмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный 11 Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с народными песнями, танцами, сценарии, Интернет. Формы подведения итогов: игры-импровизации ,встречи, праздники ,посиделки. 2.3. Развитие представления о видах -театрального искусства: театр кукол Теория: Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол. Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление кукол-петрушек или других кукол. Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория. Приѐмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с кукольными спектаклями.,интернет. Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов. 2.4. Театр – искусство коллективное Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра». Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов. Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам. Приѐмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски. Видео ролики. Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по театральной программке». 3. Актерская грамота 3.1. Многообразие выразительных средств в театре Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Формы проведения занятий: беседы, игровые формы. Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с заданиями. Форма подведения итогов: анализ практической деятельности. 3.2. Значение поведения в актерском искусстве Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий 12 (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Формы проведения занятий: беседы, игровые формы. Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с заданиями. Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация 3.3. Бессловесные и словесные действия Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста. Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачѐт. Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с заданиями. Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей. Сценическая речь Художественное чтение как вид исполнительского искусства Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом. Формы проведения занятий: групповые Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом. Логика речи Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», 13 «Коктейль». Чтение отрывков из произведений русских классиков. Формы проведения занятий: групповые, игровые. Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы. Словесные воздействия Теория: Классификация словесных воздействий. Тек Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» : превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист». Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачѐт. Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара. 5. Сценическое движение Основы акробатики Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг :«Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину. Формы проведения занятий: групповые. Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения. Дидактический материал: маты или акробатические дорожки Форма подведения итогов: этюды 6. Работа над пьесой 6.1. Пьеса – основа спектакля Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. 14 Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Формы проведения занятий: практические Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: анализ пьесы. 6.2. Текст-основа постановки Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, ст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. отработка логического соединения текста и движения. Основная этюднопостановочная работа по ролям Формы проведения занятий: практические Приѐмы и методы: эвристический, проблемный Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: Тестирование. 6.3. Театральный грим Костюм Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу. Формы проведения занятий: творческие лаборатории Приѐмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши. Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима. 6.4. Театральный костюм Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура. Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы. Формы проведения занятий: творческие лаборатории Приѐмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный 15 Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши. Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды». 6.5. Репетиционный период Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. Формы проведения занятий: репетиции Приѐмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок. Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы). 7. Мероприятия и психологические практикумы Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев. Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра». Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы. Приѐмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок Дидактический материал : сценарии. Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного. 8. Экскурсии Экскурсии. 8. Итоговое занятие Теория: Викторина по разделам программы обучения за год. Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово». Форма проведения занятия: блиц-турнир, зачет. Приѐмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха. Дидактический материал : текст . Формы подведения итогов: выступление. 16 Учебный план 2 года обучения № п.п Разделы программы и темы занятий 1. Вводное занятие. Техника безопасность на занятиях. Знакомство с планом работы. Анкета «Ваши предложения по работе кружка» 2. История театра. Театр как вид искусства. Развитие представлений Страницы истории театра: театр Древней Греции о видах театрального искусства: музыкальный театр Закрепление представлений и зрительского опыта воспитанников. Практическая работа по составлению произведений различных видов искусства (воплощение одного сюжета художественными средствами разных искусств). Актерская грамота. Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах. Определение различий в характере действия. Сценическая речь . Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста. Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса . Сценическое движение. Пластическая выразительность, Сценическая акробатика, универсальная разминка. 3. 4. 5. В том числе Теор П ия ракти ка 1 2 Всего Форма аттестации (контроля) Беседа Анкетирование. 3 6 16 22 Блиц- опрос. 6 38 44 Наблюдение. 2 38 1. Исполнения текста. Показ. . 40 8 9 Зачет. 6. 7. 8. 9. Работа над пьесой. 2 64 Анализ пьесы. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. Репетиции. Показ спектакля, обсуждение. Образы героев. Мероприятия и психологические практикумы. Экскурсии Итоговое занятие ИТОГО: 66 Выступление. 24 6 2 17 166 Наблюдение. Поездка. Викторина, Выступление. 216 18 Содержание программы второй год обучения 1.Вводное занятие Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2-ом году обучения. Практическая работа: Участие детей в мероприятии «День открытых дверей». Форма проведения занятия – игра-путешествие. Приѐмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный. Дидактический материал: видеофильмы, фотографии. Форма подведения итогов: анкетирование, беседа. 2. История театра Театр как вид искусства 2.1. Страницы истории театра: театр Древнего Востока Теория: Культура и искусство Древнего Востока. Мистерии - праздники в храмах Древнего Востока. Практическая работа: Драматургический анализ мифа об Осирисе: завязка, кульминация, промежуточные события, главные герои-противники. Реконструкция мистерии «Песнь семи Хатхор». Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний. Приѐмы и методы: эвристический, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с раздаточным материалом, таблицы для драматургического анализа мифа. Форма подведения итогов: разыгрывание мистерии. 2.2. Страницы истории театра: театр Древней Греции Теория: Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Общественновоспитательная роль театра. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки и пластики, слова – активное средство воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой драматургии. Практическая работа: Комментирование чтение отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила. Чтение книги А.Говорова «Алкамен – театральный мальчик». Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки древнегреческого театра. Заочная экскурсия по современному театральному зданию. Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний. Приѐмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный. Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски, видео - ролики. Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации. 19 2.3. Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр Теория: Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре. Работа композитора. Либретто. Значение сценографии. Практическая работа: Просмотр спектакля (телеспектакля) музыкального театра. Прослушивание отрывка из мюзикла «Снежная королева». Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория. Приѐмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD,Видео. Форма подведения итогов: творческий отчет 2.4. Театр в ряду других искусств Общее и особенное Теория: Театр и литература. Театр и кино – «друзья и соперники». Изобразительное искусство и театр. Театр и музыка. Взаимосвязь театра с другими видами искусства. Практическая работа: Просмотр театральных постановок драматического театра им.Бестужева г.Улан-Удэ видео-ролики., картинки, . Закрепление представлений и зрительского опыта воспитанников в рассказах, сочинениях, рисунках. Практическая работа по составлению произведений различных видов искусства (воплощение одного сюжета художественными средствами разных искусств). Упражнения «Вихрь», «Выбор» (литературный этюд). Формы проведения занятий: творческая лаборатория. Приѐмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, поисковый Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски, видео ролики. Форма подведения итогов: Творческие задания по сопоставлению литературного прозаического произведения, пьесы, спектакля, кинофильма, мультфильма, оперы, балета и т.д. 3. Актерская грамота 3.1. Средства актѐрского искусства Теория: Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке. Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть статичность исполнения (или «купание в чувствах» по К.С. Станиславскому). Практическая работа: Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах. Определение различий в характере действия или «Большое зеркало». Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..».Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). 20 Формы проведения занятий: беседы, игровые формы. Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с заданиями. Форма подведения итогов: анализ практической деятельности. 3.2. Актер и его роли Теория: Параллельная отделочная работа над несколькими ролями каждого воспитанника как средство активизации овладения техникой действий. Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …» Формы проведения занятий: игровые, практические. Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с заданиями. Форма подведения итогов: Анализ работы своей и товарищей. 3.3. Бессловесные и словесные действия (повторение) Теория: Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Зарождение представления о действенном характере замысла этюда (парного). Практическая работа: Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста. Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачѐт. Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с заданиями. Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей. 4. 4.1. Сценическая речь Художественное чтение как вид исполнительского искусства Теория: Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста. Словесные воздействия в живой речи и использование их в чтецкой работе. Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления рече-голосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью».Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Формы проведения занятий: групповые Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового 21 содержания, метод импровизации. Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы. 4.2. Разнообразие художественных приемов литературы Теория: Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Особенности исполнения лирики. Практическая работа: самостоятельная подготовка произведения к исполнению (на материале русской прозы и поэзии). Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачѐт. Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара. 4.3. Словесные воздействия Теория: Их классификация. Текст и подтекст литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником). Работа над художественным произведением. Подготовка чтецкого репертуара. Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачѐт. Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара. 5.Сценическое движение Основы акробатики. Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Практическая работа: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Сценические падения : падения вперед согнувшись, падение назад на спину. Формы проведения занятий: групповые. Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения. 22 Дидактический материал: маты или акробатические дорожки Форма подведения итогов: этюды 5. Работа над пьесой 6.1. Пьеса – основа спектакля Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи- действующие лица спектакля. Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Формы проведения занятий: практические Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: анализ пьесы 6.2. Текст-основа постановки Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», , выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям Формы проведения занятий: практические Приѐмы и методы: эвристический, проблемный Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: Наблюдение. 6.3. Театральный грим Костюм Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу. Формы проведения занятий: творческие лаборатории Приѐмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши. 23 Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима. 6.4.Театральный костюм Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура. Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы. Формы проведения занятий: творческие лаборатории Приѐмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши. Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды». 6.5. Репетиционный период Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. Формы проведения занятий: репетиции Приѐмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок. Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы). 6. Мероприятия и психологические практикумы Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев. Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра». Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы. Приѐмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок Дидактический материал : сценарии. Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного. 7. Экскурсии Экскурсии в краеведческие музеи, в храмы посѐлка, в природу. 8. Итоговое занятие Теория: Викторина по разделам программы обучения за год. Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность; этюды на оправдание заданных словесных действий; чтецкие работы по курсу «Художественное слово». Форма проведения занятия: экзамен-выступление. Приѐмы и методы: создание ситуации достижения и успеха. Дидактический материал : текст викторины. Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности. 24 Учебный план 3год обучения № п.п Разделы программы и темы занятий В том числе Те Пр ория актика 1. Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста Показ литературно-музыкальной композиции для воспитанников 1-го года. 2. История театра. Театр как вид 9 искусства. Страницы истории театра: средневековый площадной театр. Школьные театры. Знакомство с жизнью и творчеством М. Щепкина, П. Мочалова и др. Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Заочная экскурсия по современным театрам. Подготовка воспитанниками проектов. .9 Актерская грамота. 3. Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения. Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером. Упражнение «Я играю так, потому что…» 1 Всего Форма аттестации (контроля) 2 3 33 42 Анкетирование, Беседа. Проект «Театр как вид искусства»-современный театр. 39 48 Анализ работы своей и товарищей. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Сценическая речь. Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте. Разнообразие художественных приѐмов литературы. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Создание композиций путѐм сокращения текста. Сценическое движение . Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Сценическая акробатика, универсальная разминка. Техника Безопасности . Работа над пьесой Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Анализ пьесы, чтение и обсуждение образа героев. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. Репетиции. Показ спектакля. Мероприятия и психологические практикумы. Экскурсии. Правила ТБ Итоговое занятие . Подведение итогов за прошедший год. Планы на будущий год. ИТОГО: 6 12 18 Чтецкий номер. Этюды показ. . 3 12 15 9 60 69 Живая классика «Проза»-конкурс. 4 8 12 6 . 41 3 166 Совместное обсуждение и оценка сделанного. «Посещение храмов Бичуры» Выпускной зачет. . 216 26 Содержание программы третьего года обучения 1.Вводное занятие Теория: Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Практика: Показ литературно-музыкальной композиции для воспитанников 1-го года обучения.. Форма проведения занятия: выставка, мини-конференция. Приемы и методы: создание ситуации успеха, наглядный, словесный, игровой. Дидактический материал: выставочные экспонаты, фото, иллюстрации, видео материала. Формы подведения итогов: анкетирование, беседа. 2. История театра Театр как вид искусства 2.1. Страницы истории театра: средневековый площадной театр Теория:. Актер средневекового театра, его религиозный смысл. Актер средневекового театра, синтетический характер искусства «профессиональных развлекателей». Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях). Практическая работа: Знакомство с искусством средневековой Европы по иллюстрациям и слайдам, по описаниям театральных представлений. Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр». Просмотр видеофильмов с карнавалами, маскарадами. Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний. Приѐмы и методы: эвристический, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с раздаточным материалом, литература по теме, видеофильмы. Форма подведения итогов: Беседа. 2.2. Страницы истории театра: Театры, где играют дети Теория: Судьба школьного театра в России. Первый русский просветитель – Симеон Полоцкий. «Потешная палата», «Комедиальная храмина». Школьный театр Славяно-греко-латинской академии. Детское театральное движение 80-х гг. XX в. Современные школьные театры. Практическая работа: Знакомство по иллюстрациям и фотографиям ,видео, с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки русских театров. Заочная экскурсия по современным театрам. Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний. Приѐмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный, Дидактический материал: литература, фотографии, DVD, CD – диски, видео, Форма подведения итогов: блиц-опрос. 27 2.3. Гении русской сцены Теория: Знакомство Дидактический материал: литература по теме, фотографии, DVD, CD – диски, видео ролики. Форма подведения итогов: создание папки-накопителя «Гении русской сцены». 2.4. Великие русские драматурги Теория: Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского и других драматургов. Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов на тему. Формы проведения занятий: устный журнал. Приѐмы и методы: поисковый, эвристический, метод взаимо-обучения, объяснительно-иллюстративный. Дидактический материал: литература по теме, фотографии, DVD, CD – диски,видео. Форма подведения итогов: создание проекта.» Великие русские драматурги» 3. Актерская грамота 3.1. Средства актѐрского искусства Теория: Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности. Практическая работа: Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером. Упражнение «Я играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..». Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Формы проведения занятий: беседы, игровые формы. Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с упражнениями и этюдами.. Форма подведения итогов: анализ практической деятельности. 3.2. Актер и его роли Теория: Проявление основных характерологических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры общения). Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера. Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); Этюды на выразительность подачи одного из параметров межличностного общения: соотношение сил, интересов, инициативности, претенциозности или поглощения делом., или Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …» 28 Формы проведения занятий: игровые, практические. Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с заданиями. Форма подведения итогов: Анализ работы своей и товарищей 3.3. Импровизация Теория: Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. с жизнью и творчеством М.Щепкина, П.Мочалова, В.Каратыгина.. Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов на тему. Формы проведения занятий: устный журнал. Приѐмы и методы: поисковый, эвристический, метод взаимообучения, объяснительно-иллюстративный. Дидактический материал: литература по теме, фотографии, DVD, CD – диски, видео ролики. Форма подведения итогов: создание папки-накопителя «Гении русской сцены». 2.4. Великие русские драматурги Теория: Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского и других драматургов. Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов на тему. Формы проведения занятий: устный журнал. Приѐмы и методы: поисковый, эвристический, метод взаимо-обучения, объяснительно-иллюстративный. Дидактический материал: литература по теме, фотографии, DVD, CD – диски,видео. Форма подведения итогов: создание проекта.» Великие русские драматурги» 3. Актерская грамота 3.1. Средства актѐрского искусства Теория: Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности. Практическая работа: Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером. Упражнение «Я играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..». Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). 29 Формы проведения занятий: беседы, игровые формы. Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с упражнениями и этюдами.. Форма подведения итогов: анализ практической деятельности. 3.2. Актер и его роли Теория: Проявление основных характерологических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры общения). Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера. Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); Этюды на выразительность подачи одного из параметров межличностного общения: соотношение сил, интересов, инициативности, претенциозности или поглощения делом., или Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …» Формы проведения занятий: игровые, практические. Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с заданиями. Форма подведения итогов: Анализ работы своей и товарищей 3.3. Импровизация Теория: Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ работы своей и товарищей. Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста. Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачѐт. Приѐмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: карточки с заданиями. Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей. 4.Сценическая речь 4.1. Индивидуальные формы выступления Теория: Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера». Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью».Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Формы проведения занятий: групповые Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового 30 содержания, метод импровизации. Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы. 4.2. Разнообразие художественных приемов литературы Теория: Многообразие групповых форм выступления. «Поэтический театр», «Агитбригада», капустник, спектакль. Практическая работа: Создание композиции путем сокращения текста с сохранением основной темы, идеи, главных героев. Соединение различных по содержанию, форме, стилю, ритму фрагментов литературных произведений. Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачѐт. Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: Агитбригада. Сценическое движение 5. 5.1. Основы акробатики Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Практическая работа: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса. Сценические падения : падения вперед согнувшись, падение назад на спину, сражение с мечом. Формы проведения занятий: групповые. Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения. Дидактический материал: маты или акробатические дорожки Форма подведения итогов: этюды 6. 6.1. Работа над пьесой Пьеса – основа спектакля Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии 31 действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Формы проведения занятий: практические Приѐмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: Анализ пьесы. 6.2. Текст-основа постановки Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям Формы проведения занятий: практические Приѐмы и методы: эвристический, проблемный Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма подведения итогов: Живая классика « проза» -индивидуальный показ 6.3. Театральный грим Костюм Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу. Формы проведения занятий: творческие лаборатории Приѐмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный Дидактический материал: гримировальный набор, тени, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши. Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима. 6.4.Театральный костюм Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура. Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы. Формы проведения занятий: творческие лаборатории Приѐмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши. Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды». 32 6.4. Репетиционный период Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. Формы проведения занятий: репетиции Приѐмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок. Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы). 7. Мероприятия и психологические практикумы Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев. Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра». Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы. Приѐмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок Дидактический материал : сценарии. Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного. 8. Экскурсии Экскурсии в краеведческие музеи, в храмы посѐлка, в природу 9. Выпускной экзамен Итоговый результат выпускного экзамена выводится на основании трех оценок: за участие в спектаклях (качество и количество); Тестирование. за исполнение актѐрских работ и чтецкого репертуара на экзамене-концерте. 33 Методическое обеспечение программы При реализации программы «Театр, дети, творчество» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу. В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, проекты, устный журнал, экскурсии, занятиепутешествие, занятия зачѐты, итоговые показы . В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей используются различные формы работы на занятиях: Обучение Беседы Этюды Сюжетноролевые игры Репетиции 34 Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы: иллюстративный и демонстрационный материал: Видео материал к темам по истории театра; иллюстрации по темам ,видео по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», «Сценография». Видео материал «Изготовление декораций»; раздаточный материал: карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»; карточки с заданиями к разделу «История театра»; вспомогательные таблицы; материалы для проверки освоения программы: карточки с заданиями для занятий-зачѐтов. творческие задания; тесты по разделу «История театра»; викторины и др. В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, вечера-встречи с деятелями театрального искусства, воспитательные мероприятия, психологические тренинги, посещение спектаклей профессионального и любительских театров, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению. В работе с родителями необходимо обратить внимание на важные моменты: Трасляция родителям положительного образа ребенка .Трансляция наблюдений, которые не могли бы быть получены в семье. Это особенности общения со сверстниками ,особенности в процессе учебной деятельности. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка. Совместное формирование и развитие личности ребенка. «Давайте искать вместе»Доверительно-деловой контакт с родителями. 35 Литература для педагога Агапова И. А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5−11 классы. — М.: ВАКО, 2006. — 272 с. Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности /Адаскина А. А. //Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 100−110. Антонова, О. А. Взаимодействие театра и школы в Санкт-Петербурге // Современный театр для детей: диалог театра и школы: материалы театрально-педагогического форума. — Самара: Самар. отделение Литфонда, 2008. — 355 с. Барро, Ж-Л. Размышления о театре. Пер с франц. — М. 1963. — 341с. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1. — С. 48−51 Буткевич, М. М. К игровому театру. — М.: ГИТИС, 2002. — 703 с. Буткевич, М. М. Карточки (подготовительные материалы ко 2-ой части книги «К игровому театру»). — М.: ГИТИС, 2010. — 487 с. Василец, Т. Б. Детский социальный театр как развивающая и психотерапевтическая площадка // Журнал практического психолога. — 1998. — № 5. — С.62−68. Гальперин, П. Я. Как приходят новые идеи // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.: Просвещение, 1881. — 415 с. Ганелин Е. Р. Проблемы современной театральной педагогики и любительский театр: : диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.01 — С.-Пб., 2000. — 290 с. Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота — подросткам: Программа, советы и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях. — Ивантеевка: б/и, 1994. — 160 с. Корогодский, З. Я. Этюд и школа. — М.: Советская Россия, 1975. — 112 с. Липцын, О. Ф. Игровой театр как методика воспитания современного актера и режиссера: дис. … кандидата искусствоведения. — М.: ГИТИС, 2010 — 144 с. Никитина А. Б. Театр, где играют дети, в поисках собственной идентичности: : диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.01. — М., 2002. — 269 с. Пави, П. Словарь театра: пер. с фр. под ред. К.Разлогова. — М.: Прогресс, 1991. — 504 с. Пиаже, Ж. /Речь и мышление ребѐнка.: пер. с фр. и англ. — М.: Педагогика-пресс, 1999. — 528 с. Романова, Н. А. Арт-терапия в педагогике. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. Изд. 4-е, испр., доп. — М: Институт психотерапии, 2005. — 224с. Социализация человека: учеб. пособие / А. В. Мудрик. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 624 с. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов / под ред. А. Б. Никитиной. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с. Янсон, С. Вход через театр 36 Литература для детей «О любви и в шутку и всерьез» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» 2. «Вечная сказка» (по мотивам сказки Е.Шварца) из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа». 3. «Сапфиры принцесс» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-. 4. «Святочный калейдоскоп» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.5. «Венок из мертвых цветов» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.6. «Волшебник Изумрудного города» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»» 7. «Кошкин Дом» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоупрограммы»/ серия «Здравствуй школа»» 8. «Волшебные часы» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоупрограммы»/ серия «Здравствуй школа»» 9. Литературно-музыкальная гостиная «Ах, этот бал краше не было бала» из сборника «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград.Учитель,20 10. «Азбука театра» Сборник Юрий Алянский 2000г. 11. «Океанские сценарии» Владивосток 2010 г. 12. Интернет. 1. 37 Приложения.