Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Художественная вышивка"

Содержание программы
1.Пояснительная записка ………………………………………………………… 3
Актуальность и целесообразность данной программы …………………
4
Новизна программы……………………………………………………….. 4
Педагогическая целесообразность программы………………………….. 4
Цели и задачи образовательного процесса.…………….. ………………. 4
Отличительные особенности данной программы……………………….. 6
Возраст детей………………………………………………………………. 6
Сроки реализации программы…………………………………………….. 6
Формы организации обучающихся на занятии…………………………... 6
Приемы и методы…………………………………………………………... 7
Образовательный процесс……………………………………………….... 9
Дидактические материалы………………………………………………..... 9
Формы подведения итогов……………………………………………….... .10
Критерии оценки результативности реализации программы…………..... 10
Прогнозируемые результаты и способы их проверки…………………
11
Диагностика результативности образовательной программы…………
11
Результаты работы по программе……………………………………….... 11
По итогам 1 года обучаемые должны получить следующие:
знания, умения, навыки…………
11
По итогам 2 года обучаемые должны получить следующие
знания, умения, навыки…………
12
По итогам 3 года обучаемые должны получить следующие
знания, умения, навыки…………
12
2.Учебный план первого года обучения………………………………………... 14
3.Учебный план второго года обучения………………………………………...... 14
4.Учебный план третьего года обучения…………………………………………. 15
5.Содержание дополнительной образовательной программы………………….. 16
Содержание курса первого года обучения………………………………… 16
Содержание курса второго года обучения……………………………………17
Содержание курса третьего года обучения………………………………….. 18
6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы... 19
7. Материально-техническое обеспечение………………………………………. 19
8.Воспитательная работа в объединении «Художественная вышивка»……
20
9.Список литературы: ………………………………………………….. ………… 21
Литература для педагога…………………………………………………..
21
Ресурсы интернета………………………………………………………..
21
Литература для детей…………………………………………………..
22
Ресурсы интернета…………………………………………………………….. 22
10.Приложения
Педагогическая диагностика………………………………………………… 23
Мониторинг…………………………………………………… …………… 24
Контрольно – оценочный лист……………………………………………… 25

1. Пояснительная записка
Наименование: образовательная программа творческого объединения «Художественная
вышивка».
Направление: художественно-эстетическое.
По сроку реализации: 3 года.
По форме организации: комплексная.
По уровню освоения: профориентационная.
По уровню реализации: разновозрастная
Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного
взаимодействия с ребѐнком. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход,
удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности воспитанника. Результатом
обучения является развитие разносторонней деятельности ребѐнка.
Художественная вышивка – один из самых распространенных видов декоративно
прикладного искусства. Вышивка доступна детям, вызывает у них большой интерес. Кружковые
занятия имеют большое воспитательное значение. Вышивка, характерная черта которой
заключается в том ,что произведения ее должны быть в одно и тоже время полезны и красивы ,
принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса учащихся. В основе
кружковой работы лежит изучение образцов народного искусства: общение с ним формирует у
ребят понимать истинную красоту и художественную ценность произведений прикладного
искусства. При изучении особенностей и лучших традиций вышивок русского народа особое
внимание уделяется развитию вышивки своего региона семейской и бурятской, а творческие
особенности ребят направлены на создание рисунков и тематических композиций в соответствии с
характером и особенностями орнамента своего региона. На занятиях кружковцы получают
представление о создании произведений искусства. Они знакомятся с основами общей и
специальной композиции. Ребята должны усвоить особенности структуры узора, особенности
формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии,
виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Все эти
знания кружковцы получают посредством анализа произведений прикладного искусства,
созданных в народных художественных традициях, по-разному выраженных народа нашего
региона и России. В создании вышитого произведения значительную роль играет выбор темы,
сюжета. Учащиеся выполняют работы на темы литературных произведений, народного фольклора,
а также на темы, отражающие современные события. Выполнение тематических произведений
расширяет кругозор детей, углубляет знания, развивает фантазию и творческие способности.
Большое значение в кружке развитию творческих способностей ребят и техническому мастерству.
Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта,
интерьера, одежды, выполнение творческих проектов. Важно, чтобы ребята изготавливали
полезные и красивые вещи, которые найдут применение. В процессе занятий вышивкой
эстетическое воспитание кружковцев тесно связывается с трудовым воспитанием. Подготовка
детей к самостоятельному труду, к сознательному выбору профессии - из наиболее важных задач .
В процессе занятий у детей формируется интерес к рабочим профессиям. Этому способствует
такие формы и методы работы, как экскурсии на производство, встречи с художниками специалистами в области вышивки, дни открытых дверей, а так же тематические беседы с
учащимися.

3

Актуальность и целесообразность данной программы
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую
моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего
художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами,
необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация старших дошкольников на
ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Новизна программы
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей школьного возраста
вышиванию (см. список литературы), опыт работы, выявлено, что вышивание включено в занятия
по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала,
аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность
репродуктивного характера. Многолетний опыт работы с детьми позволил систематизировать и
обобщить “наработанный” материал в программу кружка вышивания.
Педагогическая целесообразность программы
Обучение проводится в форме групповых занятий
и индивидуальных, а так же
самостоятельной работы кружковцев. Особое место на занятиях отводится общественно –
полезному труду. Кружковцы могут выполнять образцы изделий и узоров для методического
фонда кружка. Основное место на занятиях кружка отводится выполнению практических работ,
упражнениям. Основная задача работы коллектива – это закрепление данных знаний и умений
навыков, полученных на занятиях. В группе занимаются дети с 1 по 11 классы: при этом учащиеся
с 1 по 4 классы занимаются по программе первого года обучения, с 5 по 8 программе второго
года обучения, с 9 по 11 классы по программе третьего года обучения. Программа первого и
второго года обучения рассчитана на 144 часа, третьего года на 216 часов. В каждой группе
записано не более 15 человек. Занятие в кружке проводится два раза в неделю по два часа с
группой первого и второго года обучения и по три часа с группой третьего года обучения, с
перерывом 10 – 15 минут. Работа каждого ребенка индивидуальна, поэтому требуется большое
внимание руководителя к каждому кружковцу. Занятия проводятся в кабинете, оборудованном
классной доской, утюжильная доска, для занятий используются наглядные пособия,
технологические карты, схемы Занятия проходят так чтобы теоретические вопросы по каждой
теме предшествовали практическим работам. При изложении теоретических вопросов
учитывается возраст. Проводится инструктаж по технике безопасности труда. Подведение итогов
занятий является выставка лучших работ, которые отмечаются дипломами, грамотами, призами.
Цели и задачи образовательного процесса.
Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного
развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной
культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники вышивального
искусства. Творчество для любого человека – это вдохновение замысел, логика, сопоставление,
чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит
успешность жизни каждого ребенка в будущем. Одной из основных задач курса является
формирование у детей
навыков вышивания и доведения уровня их мастерства до
профессионального. Другой не менее важной задачей является приучение детей к аккуратности,
воспитание терпения на трудном пути постижения мастерства, чувства бережного отношения к
природе.
Цели: 1. Научить техническому мастерству в области вышивки.
2.Развитие у детей творческой активности, объединению их в дружный коллектив.
3. Эстетическое и трудовое воспитание детей.
4
Задачи первого года обучения
Обучающие:



Формирование специальных знаний (основы цветоведения, композиции, построение
орнамента.)
 Приобретение технических знаний. Умений, навыков.
Воспитательные:
 Приобщение детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно –
прикладному творчеству.
 Формирование внимания, уважения к людям, терпимости к чужому мнению, культуры
поведения и общения в коллективе.
 Формирование художественного вкуса.
Развивающие:
 Пробуждение творческой активности ребенка.
 Расширение кругозора.
 Раскрытие индивидуальных способностей.
 Раскрепощение ребенка.
Задачи второго года обучения
Обучающие:
 Формирование умения самостоятельно работать со схемой.
 Приобретение навыков более сложных приемов работы (вышитая графика, отделка
одежды)
 Формирование специальных знаний основы вышивания.
Воспитательные:
 Формирование потребности добросовестного отношения к общественно – полезному труду,
аккуратности в работе.
 Формирование умения проектировать свое будущее с позиции нравственно, эстетически и
интеллектуально развитой личности.
 Формирование культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми,
культуры речи.
Развивающие:
 Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического
мышления.
 Развитие проектных способностей на основе полученных знаний о прошлом, осмыслении
этих знаний с позиции настоящего и конструирования идеала своего будущего.
Задачи третьего года обучения
Обучающие:
 Формирование специальных знаний по предмету.
 Приобретение технических знаний и умений самостоятельно проектировать и
изготавливать сложные вышитые изделия.
Воспитательные:
 Формирование умения нравственно – эстетической оценки окружающей действительности.
 Формирование потребности в самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков
в области вышивки.
Развивающие:
Раскрытие творческих способностей детей.
5
Отличительные особенности:
В программу может вводиться реорганизация в содержательный компонент и учебнотематический план. Содержание корректируется в зависимости от потребностей всех участников

воспитательно-образовательного процесса: педагога, обучающихся, родителей, образовательного
учреждения.
Возраст детей: Программа обучения предназначена для учащихся 7-16 лет.
Сроки реализации программы:
Занятия проводятся:
1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа -144 часа в год;
2 год обучения- 2 раза в неделю по 3 часа – 216 часов; по 2 часа -144 часа в год
3 год обучения- 2 раза в неделю по 3 часа – 216 часов
Общая продолжительность реализации программы составляет 576 часов.
Занятия проходят с 15-минутными перерывами через каждые 45 минут для отдыха детей и
проветривания помещения.
Продолжительность и количество групповых и индивидуальных занятий регулируется уставом
образовательного учреждения.
Формы организации обучающихся на занятии
Программа предлагает следующие формы работы:
- групповая (выполнение коллективных работ (используется на практических занятиях,
экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);
- индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
-коллективная (используется на общих занятиях).
Индивидуальные занятия обеспечивают более глубокий подход к личности каждого
обучаемого и организацию его самостоятельной творческой деятельности. Обязательным в работе
с детьми должен быть результат – выполнение работы и участие в различных конкурсах и
выставках.
Одновременно в группе могут заниматься 8-10 человек.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть: рассказ с
целью получения знаний (теоретическая часть), познавательные беседы, практическая часть
(совместная, индивидуальная, самостоятельная), конкурсы.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые являются основной
формой обучения. В процессе практической работы, последовательно обучающие осваивают
отдельные приемы и методы обработки бумаги и картона. Целью каждой практической работы
ставится законченный значимый результат. Обучаемые получают практические навыки работы с
различными видами бумаги, картона и инструментами, активизируют мускулатуру рук, что
способствует умственному развитию. В основу программы положено обучение, основанное на
развитии интереса и творческих возможностей обучаемых. Все предлагаемые изделия подобранны
с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов;
имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах
обработки материала; были посильны детям младшего школьного возраста. Широкий набор
видов деятельности позволяет не только расширить кругозор учащихся,
но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою
технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, художественное
и эмоциональное развитие. В объединение дети принимаются по
6
желанию. При помощи тестирования (по годам обучения) обучающиеся могут зачисляться на
второй, третий год обучения и обучаться по программе зачисленного года. В программе
определено количество часов на изучение тем, которые могут изменяться в зависимости от
корректировки программы.

Приемы и методы
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд,
познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
 виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на
реализацию личных интересов членов группы;
 деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на
выдвижение детей, владеющих умениями еѐ организовать и осуществлять, способствовать
улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих
официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно;
 необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда,
кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
 воспитывающего характера труда;
 научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной
размеренности);
 связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);
 систематичности и последовательности;
 доступности и посильности;
 сознательности и активности;
 наглядности;
 прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов).
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд
общих существенных положений образовательного процесса:
 обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой
деятельности;
 получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических
задач;
 обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не
только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного
общения;
 обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
 занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор
изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно
бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают
нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия
серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративноприкладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к
проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости
перед новыми видами работы. Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить
свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на
7
первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем
этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.
Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся
навыки совместной работы. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в
тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего
труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ,
важный не только для педагога, но и для детей.
На первом этапе обучения разделов в процессе тренировочных упражнений учащиеся
отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое
действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного
элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые
приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно
осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия
имеющимися представлениями о действии. На следующем этапе обучения вырабатывается
система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается
культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы
воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов
переходил к трудовым операциям.
Далее знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно
перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и
обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и
навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические
операции и самоконтроль.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
 объяснительно-иллюстративный;
 репродуктивный;
 проблемный;
 частично поисковый или эвристический;
 исследовательский.
Педагогические приемы:
 Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
 Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
 Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и
т.д. );
 Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в
увлекательном процессе образования;
 Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя
направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Образовательный процесс включает 3 этапа:

1 год обучения - постигают азы прикладного творчества: приобретают навыки
работы с инструментами и различными видами вышивания
2 год обучения - обучение рассчитано на совершенствование навыков и умений,
приобретенных в
течение первого года обучения и знакомство с ковроткачеством
 3 год обучения - Обучающиеся осваивают более сложные и новые виды вышивания
8
Задания учитывают постепенное нарастание сложности технологического исполнения и
композиционного построения. Все технические приемы осваиваются в процессе выполнения
нужных и полезных в быту изделий (панно, сувениры, предметы быта, аксессуары и др.)
Накапливая практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к
выполнению более сложных.
Дидактические материалы
Для реализации программы требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарногигиеническим нормам. Помещение должно быть сухим, с естественным доступом воздуха, легко

проветриваемым, с достаточным дневным освещением. В процессе работы через каждый учебный
час делается перерыв на 15 минут с целью проветривания помещения. Учебное помещение
должно быть эстетично оформленным и чистым. Правильно организованные рабочие места имеют
большое воспитательное значение. Это дисциплинирует обучающихся, способствует повышению
культуры труда и творческой активности. Учебное оборудование кабинета включает комплект
мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и
показа наглядных пособий.
Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении материала. Средства
наглядности позволяют дать разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении
определенного задания, способствуют прочному усвоению материала. Наглядные пособия
(образцы, готовые изделия, рисунки-схемы, технологические карты, различный иллюстративный
(открытки, альбомы, книги и фотоматериал) демонстрируются при объяснении нового материала
или в процессе выполнения.
Для организации образовательного процесса необходимы следующие материалы и
инструменты : пяльцы, иглы, нитки, пряжа, ножницы, ткань, ленты атласные, крючки,
итки мулине,бисер, рамки.
Формы подведения итогов
Впервые дни обучения проводится анкетирование детей и предварительный контроль в форме
собеседования, что позволяет увидеть исходную подготовку каждого ребенка, его
индивидуальные вкусы, способности, склонности.
В течение учебного процесса проводиться текущий контроль с целью проверки и
оценки результативности освоения обучающимися программы, своевременного выявления
нуждающихся в поддержке педагога при проведении занятий, а так же проявляющих творческие
способности.
В течение всего периода обучения проводятся итоговые (контрольные) занятия каждого
раздела: выставки и опросы теоретических знаний обучаемых. Лучшие работы демонстрируются
на тематических выставках, которые являются средством информации о деятельности
объединения.
В конце каждого года обучения подводятся итоги усвоения программы (теоретической и
практической части), направленные на выявления творческой личности, развитие познавательных
процессов, уважения к своему труду и труду других людей. Теоретическая часть проверяется
итоговым опросом, проводится внутри объединения конкурс «Лучшая работа» и итоговая
выставка всех работ, которая показывает уровень усвоения практической части программы.
Выбор работ на выставки проводится с учетом интереса и возрастных особенностей
обучающегося. Кроме того, на заключительном занятии в конце года подводятся итоги работы
объединения за год, анализируются общие достижения и допущенные ошибки, поощряются
лучшие учащиеся.
Результаты контроля отмечаются в таблице диагностики, где можно проследить
положительную динамику как в течение каждого года обучения и одной группы детей, так и за
период нескольких лет и разных групп.
9
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы. Оценка должна быть
объективной и обоснованной. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр
выполненных изделий. Коллективные просмотры и обсуждения выставленных работ помогают
обучаемым еще раз закрепить полученные знания и умения, учесть свои ошибки и приучают
справедливо и объективно оценивать работу свою и других.
Критерии оценки результативности реализации программы
Входной контроль осуществляется в начале 1, 2 и 3 года обучения в виде собеседования и
анкетирования. Текущий контроль осуществляется в ходе беседы и практических работ на
занятиях. Итоговый контроль проводится по результатам прохождения 1, 2 и 3 годов обучения в

виде собеседований, опросов и практических работ. Оценка теоретических знаний обучающихся
проводится в процессе собеседований и опросов. При этом учитывается правильность изложения
материала, умение применять полученные знания на практике при выполнении творческих работ.
Результаты обучения отражаются в коллекции творческих работ, учитывается наличие и
количество оригинальных работ, наличие индивидуальных творческих проектов, уровень
творческих способностей, желание работать, аккуратность выполнения.
Проверка ЗУН обучаемых проходит в дружелюбной и располагающей к открытости
атмосфере. По уровню освоения программного материала результаты достижений условно
подразделяются на высокий, средний и низкий.
Уровень усвоения программы оценивается как высокий, если обучаемые полностью
овладели теоретическими знаниями, правильно их используют и систематически применяют.
Качество выполнения практических работ соответствует техническим и технологическим
требованиям. В работе - максимально самостоятельное изготовление изделий. Учащиеся могут
объяснить значение, смысл выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на
занятиях, правильно организовывать рабочее место
соблюдать правила техники безопасности.
Уровень усвоения программы оценивается как средний, если обучаемые овладели не всей
полнотой теоретических
знаний, но усвоенный материал могут правильно использовать и
применять. Качество выполнения практических работ не всегда соответствует техническим и
технологическим требованиям. Присутствует самостоятельная работа, но возникают затруднения
при выполнении изделий. Учащиеся могут объяснить значение, смысл выполняемых работ,
применять знания и умения, полученные на занятиях, правильно организовывать рабочее место,
соблюдать правила техники безопасности. Время, затраченное на выполнение определѐнной
работы не выходит за рамки отведѐнного.
Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если обучаемые овладели частью
теоретических знаний, но систематически их не применяют, не могут правильно использовать.
Качество выполнения практических работ не соответствует техническим и технологическим
требованиям. Самостоятельная работа практически отсутствует. Требуется индивидуально –
дифференцированный подход со стороны педагога. Учащиеся могут объяснить значение, смысл
выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях, могут правильно
организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности. Периодически не
укладываются во время, отведенное для выполнения определѐнной работы.
С момента поступления обучающего в объединение, ведется диагностика его творческого
развития. Результаты фиксируются в карте диагностики, которая составляется на начало, середину
и конец каждого учебного года, с целью выявления уровня развития творческих способностей и
определения заданий для выполнения индивидуальных работ, что позволяет отслеживать
динамику образовательных
10
результатов обучаемого по отношению к другим обучаемым и к самому себе, выявлять
собственные успехи по сравнению с начальным уровнем. Разумно организованная система
контроля и оценки результатов обучающихся дают возможность определить степень освоения
обучаемыми программы, а также проследить развитие личностных качеств обучаемых, оказать им
своевременную помощь и поддержку. В конце каждого учебного года по карте диагностики
составляется круговая диаграмма диагностики усвоения программы всей группой в целом. Кроме
того, в течение всего периода обучения, собирается и составляется «портфолио», которое является
современной, наглядной и эффективной формой оценивания творческих достижений обучаемого в
целом, включающее общую информацию об обучаемом, официальные документы, творческие
работы, отзывы и отражает результаты индивидуальной образовательной активности.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки

К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть теоретическими
знаниями и практическими умениями и навыками, предусмотренными программой.
Диагностика результативности образовательной программы
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется
диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и
во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к
занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
В качестве диагностики используются:
·
устный опрос;
·
тестирование;
·
выставки:
 однодневные – которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения. Оценивать
работу начинают сами авторы. Используя критические замечания, анализируются итоги
выполненных работ с соответствующей характеристикой каждого изделия;
 постоянная – которая представляет лучшие работы обучающихся;
 по итогам года – на которой определяется полнота реализации образовательной программы
по данному направлению.
Выставки работ обучающихся имеют большое воспитательное значение. Выставка-конкурс – это
не только отчет, но и процесс самопознания, это тот творческий процесс, который необходим
каждому ребенку. Детям необходимо видеть свои работы на выставке, чтобы оценить себя самого,
сравнить с самим собой вчерашним, приобрести уверенность для продвижения вперед.
Результативность и практическая значимость определяются перечнем знаний, умений и навыков,
формируемых у обучающихся по данной программе, уровнем и качеством изготовления
творческих работ.
Результатом успешной реализации программы следует считать изменения, происходящие с
личностными и психофизиологическими качествами обучающихся.
Результаты работы по программе фиксируются в журналах по годам обучения и в приложении
к образовательной программе.
По итогам 1 года обучаемые должны получить следующие
Знания
 правила работы и техники безопасности при работе колющими и режущими инструментами;
11
 материалы, инструменты и приспособления, терминологию используемые при вышивании;
 основы цветоведения и композиции;




Умения

подбор материала для выполнения определенной работы;
определение последовательности выполнения работы;
уметь контролировать свои действия со словесным объяснением;
Навыки
 составление эскизов (рисунок-схема) изделий;
 умение оценить качество готового изделия;
 экономное расходование различных материалов.

По итогам 2 года обучаемые должны получить следующие
Знания
 основные виды декоративно – прикладного творчества;
 правила работы и техники безопасности при выполнении работ;
 терминологию изучаемых видов прикладного творчества;
 основные виды вышивания;



основы цветоведения и композиции;
Умения

 переводить рисунок на ткань;
 выделять основные и дополнительные элементы и составлять из них композицию;
 работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
соблюдать последовательность в работе (принцип «от общего к частному»);
Навыки
 навыки выполнения вышивки гладью, крестом;
 адекватно реагировать на критические замечания;
По итогам 3 года обучаемые должны получить следующие
Знания
 виды декоративно-прикладного искусства;
 терминологию изучаемых видов прикладного творчества;
 правила техники безопасности при работе с различными инструментами, используемыми
для выполнения изделий;
Умения
 Правильно выполнять творческий проект
 подбирать материал, цветовую гамму отдельных элементов и всего изделия ;
 использовать декоративные элементы в работе;
 определение характерных средств выразительности (элемент узора, колорит, сочетание
цветов);
 самостоятельно придумать схему и реализовать идею;
 самостоятельно провести анализ изделия;
 оценить качество своего изделия;
Навыки
 максимально самостоятельно выполнять изделие;
 организация рабочего места в соответствии с определенным видом деятельности;
сочетание в одной работе разные виды вышивания.
12

2. Учебный план 1-го года обучения
Кол-во часов
Тема

Теория

Практика

Всего

Введение
Цветоведение
Виды ручной вышивки

2
2
2

–
2
10

2
4
12

Композиция и построение орнамента
Вышивка в истории русского
женского костюма
Салфетка

2
2

2
-

4
2

2

36

38

Вышивка на Руси. Современная
вышивка.
Вышивка крестом

2

Отделка одежды (вышивкой,
аппликация)

Формы
аттестации
(контроля)
опрос
самооценка
выставка
выставка
самооценка
выставка

2

2

38

40

2

30

32

самооценка
выставка
самооценка
выставка

Выставки, конкурсы, соревнования,
праздники
Всего

4

4

8

22

122

144

Итоговая
выставка,
диагностика

3. Учебный план 2-го года обучения (144 часа)
Кол-во часов
Тема

Теория

Практика

Всего

Введение
Цветоведение повторение
История вышивки.
Вышивка крестом узор по выбору

2
2
2
2

36

2
2
2
38

Вышитая графика

2

36

38

Ковровая вышивка

2

20

22

Вышивка шелковыми лентами

2

14

16

Вышивка барджелло

2

14

16

4

8

124

144

Выставки, конкурсы, соревнования, 4
праздники
Всего

20

Формы
аттестации
(контроля)
опрос
самооценка
выставка
самооценка
выставка
самооценка
выставка
самооценка
выставка
самооценка
выставка
Конкурс
творческих
работ

13

Учебный план 2-го года обучения (216 часов)
Кол-во часов
Тема

Теория

Практика

Всего

Введение
Цветоведение повторение
История вышивки.
Вышивка крестом узор по выбору

3
3
3
3

39

3
3
3
42

Вышитая графика

3

36

39

Ковровая вышивка

3

36

39

Вышивка шелковыми лентами

3

36

39

Вышивка барджелло

3

36

39

3

9

Выставки, конкурсы, соревнования, 6
праздники

Формы
аттестации
(контроля)
опрос
самооценка
выставка
самооценка
выставка
самооценка
выставка
самооценка
выставка
самооценка
выставка
Конкурс
творческих

работ
Всего

30

186

216

4. Учебный план 3-го года обучения
Кол-во часов
Тема

Теория

Практика

Всего

Введение
Пейзаж художественной гладью

3
3

45

3
48

Ковровая вышивка (подушка)

3

44

47

Вышивка в смешанной технике

3

44

47

Изготовление сувенирных изделий 3
«Семейский сувенир»
Выполнение творческого проекта.
6
Ковровая техника подушка.
Выставки, конкурсы, соревнования, 6
праздники

41

44

12

18

3

9

189

216

Всего

27

Формы
аттестации
(контроля)
беседа
самооценка
выставка
самооценка
выставка
самооценка
выставка
самооценка
выставка
Защита проекта
Конкурс
творческих
работ
наблюдение

14

5. Содержание дополнительной образовательной программы
Содержание курса первого года обучения
Введение
Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Необходимые
принадлежности и материалы для вышивки. Правила техники безопасности при работе с утюгом,
ножницами, иглой. Правила поведения на занятиях. Обязанности старосты и дежурных. Другие
организационные вопросы.
Цветоведение
Цвет и цветовые сочетания, цветовой круг. Понятия спектральные цвета, теплые и
холодные.
Хроматические и ахроматические, цветовой тон.
Практические работы: Работа с карточками, ответы на вопросы по цветовому кругу.
Виды ручной вышивки
Технология выполнения простых швов цветными нитками. Материалы и инструменты,
ткани,
нитки, пяльцы. Длина стежков, направление иглы вдоль основы или утка. Качество вполнения
швов, причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Простейшие тамбурные швы.
(Шов вперед иголку, шов за иголку, стебельчатый, петельный, тамбурный, козлик, косичка).
Строчевые вышивки (мережка, кисточка, столбик, козлик, косичка, паучок, снопик.) Счетные

вышивки (шов полукрест, шов крест, набор, счетная двусторонняя гладь, косая стежка.).
Гладьевые швы (Александровская цветная гладь, белая гладь, владимирские швы.)
Практические работы: Техника безопасности. Освоение рабочих приемов выполнения простых
швов. Расчет длины стежка в зависимости от толщины основы и утка ткани, правильный ход
рабочей нитки. Уборка рабочего места.
Композиция и построение орнамента
Знакомство с орнаментами разных народов, в том числе бурятских и семейских. Виды
орнаментов: геометрический, растительный. изобразительный. Составление орнамента, Темы для
вышивок на бумаге, определение цвета, расположение на готовом изделии. Ритм, симметрия, цвет.
Практические работы: Техника безопасности. Составление орнамента на бумаге. Расположение
узора в квадрате, круге, ромбе, прямоугольнике. Способы перевода рисунка на ткань.
Вышивка в истории русского женского костюма
Женские костюмы 19-20 века. Знаки и символы применяемые при вышивке. Элементы старинной
русской одежды применение вышивки в костюме.
Салфетка
Инструменты и приспособления. Техника вышивки (простейшие швы вперед иголку,
стебельчатый, тамбурный). Работа с пяльцами. Правила перевода рисунка на ткань с помощью
копировальной бумаги. Техника безопасности.
Практические работы: Перевод рисунка на ткань, запяливание ткани, выполнение вышивки,
Закрепление навыков по выполнению изученных ручных швов. оформление края изделия. Влажно
- тепловая обработка. Уборка рабочего места.
Вышивка на Руси. Современная вышивка
Беседа. Ручная вышивка на Руси. Современная вышивка гладью, крестом, шелковыми лентами.
Вышивка крестом
Техника безопасности. Технология выполнения вышивки крестом. Правила работы со
схемой.
Нитки применяемые для вышивки.
Практические работы: Работа по схеме. Работа с пяльцами. Выполнение вышивки:
15
точность отсчета, направление стежков. аккуратность выполнения лицевой и изнаночной сторон.
Закрепление навыков по выполнению вышивки. Влажно - тепловая обработка готового изделия.
Оформление работы. Самооценка и взаимооценка готовой работы. Уборка рабочего места.
Отделка одежды вышивкой.
Техника безопасности. Технология выплнения аппликаций с различным приклепом. Ткани и
нитки применяемые для аппликации. Последовательность выполнения вышивки и швы(тамбур,
гладь петельный шов) особенности выполнения аппликации на различных материалах.
Требования к вышивке с аппликацией, аккуратность вырезки деталей..
Практические работы. Зарисовки аппликации. Создание композиции для современного изделия
декоративного назначения (салфетка, фартук, декоративная подушка и др.). Последовательность
выполнения вышивки: перевод рисунка на ткань, подготовка цветных деталей для аппликации,
раскладка выкроек деталей. Закрепление рабочей нитки в начале и в конце вышивки каждого
мотива. Закрепление умений и навыков вышивки с аппликацией в процессе изготовления
различных изделий. Уборка рабочего места.
Выставки, конкурсы, соревнования, праздники
Просмотр работ учащихся, их оценка. Отбор лучших работ на выставку. Оформление выставки.
Обсуждение ее итогов. Конкурсы в кружке. Тематические праздники. Оформление персональных
выставок.

Содержание курса второго года обучения
Введение

План работы кружка. Правила поведения, Техника безопасности, оборудование рабочего места.
Необходимые принадлежности и материалы для работы. Обязанности старосты и дежурных.
Знакомство с изделиями выполненными кружковцами второго года обучения.
Цветоведение
Цвет и цветовые сочетания. Перспектива.
Практические работы: Работа с карточками, ответы на вопросы по цветовому кругу.
Основы художественного ремесла. История вышивки.
Беседа. Вышивка в первобытный период. Первые вышивки на тканях. Основы ремесла.
Вышивка крестом узор по выбору
Техника безопасности. Технология выполнения вышивки крестом. Правила работы со схемой.
Нитки применяемые для вышивки.
Практические работы: Работа по схеме. Работа с пяльцами. Выполнение вышивки: точность
отсчета, направление стежков. аккуратность выполнения лицевой и изнаночной сторон.
Закрепление навыков по выполнению вышивки. Влажно - тепловая обработка готового изделия.
Оформление работы. Самооценка и взаимооценка готовой работы. Уборка рабочего места.
Вышитая графика
Техника безопасности. Технология выполнения вышивки . Правила работы с рисунком. Нитки
применяемые для вышивки.
Практические работы: Подбор узора, ткани, ниток. Правила выполнения вышитой графики,
перевода рисунка на ткань, плотность стежков, передний план, задний план, контурные линии.
Направление стежков, определение начала вышивки. Доработка готового пейзажа. Правила стирки
законченной работы. Оформление работы. Оценка качества изделия. Уборка рабочего места.
Ковровая вышивка
Техника безопасности. Технология выполнения вышивки . Правила работы с рисунком. Нитки
применяемые для вышивки.
16
Практические работы: Подбор узора, подбор ткани, игл, ниток. Правила перевода рисунка на
ткань. Шов применяемый в вышивке, направление стежка, определение начала вышивки,
доработка готовой работы. Оформление работы, утюжка. Оценка качества изделия. Уборка
рабочего места.
Вышивка шелковыми лентами
Техника безопасности. Технология выполнения вышивки. Правила работы с рисунком. Нитки
применяемые для вышивки.
Практические работы: Выбор узора, выполнение схемы. Подбор лент, игл, ниток. Правила
выполнения вышивки лентами. Дефекты вышивки, причины их появления и способы исправления.
Закрепление рабочей ленты в начале и конце вышивки. Выполнение работы. Оформление работы.
Оценка качества готового изделия. Уборка рабочего места.
Вышивка барджелло.
Техника безопасности. Технология выполнения вышивки. Правила работы со схемой. Нитки
применяемые для вышивки.
Практические работы: Работа по схеме. Работа с пяльцами. Выполнение вышивки: точность
отсчета, направление стежков. аккуратность выполнения лицевой и изнаночной сторон.
Закрепление навыков по выполнению вышивки. Влажно - тепловая обработка готового изделия.
Оформление работы. Самооценка и взаимооценка готовой работы. Уборка рабочего места.
Выставки, конкурсы, соревнования, праздники
Просмотр работ учащихся, их оценка. Отбор лучших работ на выставку. Оформление выставки.
Обсуждение ее итогов. Конкурсы в кружке. Тематические праздники. Оформление персональных
выставок.

Содержание курса третьего года обучения

Введение
План работы. Техника безопасности. Обязанности старосты и дежурных. Знакомство с изделиями
выполненными кружковцами второго года обучения.
Пейзаж художественной гладью
Техника безопасности. Технология выполнения вышивки . Правила работы с рисунком. Нитки
применяемые для вышивки.
Практические работы: Подбор узора, подбор ткани, игл, ниток. Правила перевода рисунка на
ткань. Швы применяемые при вышивке гладью(двусторонний гладьевой настил, гладь, Стежки в
прикреп, узелки, петельки в прикреп, стебельчатый шов и другие) Направление стежков,
определение начала вышивки, доработка готового пейзажа. Правила стирки законченной работы,
утюжка. Оценка качества изделия. Уборка рабочего места
Ковровая вышивка
Техника безопасности. Технология выполнения вышивки . Правила работы с рисунком. Нитки
применяемые для вышивки.
Практические работы: Подбор узора, подбор ткани, игл, ниток. Правила перевода рисунка на
ткань. Шов применяемый в вышивке, направление стежка, определение начала вышивки,
доработка готовой работы. Оформление работы, утюжка. Оценка качества изделия. Уборка
рабочего места.
Вышивка в смешанной технике.
Техника безопасности Сочетание различных видов вышивки.
Постановка перед учащимися задач по выполнению комплексной работы с сочетанием различных
приемов вышивки, технология выполнения, правила работы.
17
Практические работы: Создание учащимися собственных композиций с учетом особенностей
местного художественного промысла, выполнение композиции на ткани. Закрепление навыков по
выполнению вышивки. Оценка качества изделия. Уборка рабочего места.
Изготовление сувенирных изделий « Семейский сувенир»
Техника безопасности. Технология выполнения вышивки. Правила работы. Изготовление
сувенирных изделий с использованием аппликации, декоративных швов, бисера в национальном
стиле.
Практические работы: Изготовление сувенирных изделий в национальном стиле прихватки,
фартуки, рушники. Виды декоративных швов плоские и рельефные, ассортимент изделий.
Техника выполнения декоративных швов. Украшение изделий изученными декоративными
швами. Оформление работы утюжка. Оценка качества изделия. Уборка рабочего места.
Выполнение творческого проекта
Понятие о творческом проекте. Этапы выполнения. Порядок работы и содержание.
пояснительной записки. Выбор и обоснование темы проекта. Выбор и анализ конструкции
изделия. Выбор оптимальной технологии изготовления изделия (по проекту). Экономическое
обоснование проектируемого изделия, себистоимость. Реклама и товарный знак изделия.
Практические работы: Выполнение творческого проекта по этапам. Защита творческого проекта.
Выставки, конкурсы, соревнования, праздники
Просмотр работ учащихся, их оценка. Отбор лучших работ на выставку. Оформление выставки.
Обсуждение ее итогов. Конкурсы в кружке. Тематические праздники. Оформление персональных
выставок.

6. Материально-техническое обеспечение




Бисер, утюг, пяльцы, ножницы, пряжа, ткань, иглы,рамки.
Шкафы для хранения материалов и принадлежностей для занятий
Столы для хранения работ учащихся, находящиеся в процессе изготовления




Стенды для наглядных пособий к занятиям и для демонстрации достижений воспитанников
По возможности компьютер для оформления проектной деятельности учащихся,
тематических лекций с демонстрацией слайдов, проведения открытых занятий.

7. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для занятий используется методическая литература по декоративно-прикладному творчеству,
истории искусства , методические разработки занятий, в том числе открытых, мастер-классы по
различным техникам вышивки , презентации.. Учащиеся на занятиях пользуются книгами по
вышивке, схемами (швов: полупетля, петля, французский и колониальный узелок, стежок прямой,
стежок изогнутый, стежок витой, лепесток из присборенной ленты, «елочка», тамбурный,
петельный, стебельчатый,) схема цветового круга, схемы композиций готовых изделий и образцы
самих изделий, журналами по рукоделию, образцами вышивки. Технологические карты.

18

8. Воспитательная работа в объединении «Художественная вышивка»
месяц

тема

форма

Место
проведения
кружок

Сентябрь

Знакомство с работой кружка
Беседа о правилах техники
безопасности
День открытых дверей

Беседа

Путешествие в мир вышивки
Конкурс «Чудеса вышивки»

Мероприятие
конкурс

кружок
Беседа
мероприятие

ДДТ
кружок

Октябрь

Библиотека
Ноябрь

Экскурсия в музей

экскурсия
ДДТ

Декабрь

Районный конкурс «Сувенир
Бурятии»

мероприятие

Январь

Новогоднее представление
Азбука мудрости

мероприятие
Беседа в игровой
форме

Февраль

Республиканский конкурс
«Сувенир Бурятии»

конкурс

Март

Районный, республиканский
конкурс
«Дети, техника, творчество»

конкурс

Апрель

Светлая пасха глазами детей

конкурс

ДДТ
кружок
РЦДОД
"СОЗВЕЗДИЕ"

ДДТ

ДДТ

кружок
Май

Конкурс «Чудеса вышивания» мероприятие
ДДТ

Июнь

Праздник ко дню защиты
детей

мероприятие

В течении года

Выставки детских работ

мероприятие

Чаепития, беседы, игровая
программа

мероприятие

В дни школьных
каникул

19
ДДТ, ДК,
Районная
библиотека,
кружок

9.
Спи
сок
лит
ера
тур

ы для педагога.
1. Симоненко В.Д. "Технология" – учебники с 5 - 11 классы. М.: Издательский центр
"Вентана-Граф", 2002-2005г
2. Попова О.С. Русское народное искусство М.,2003г.
3. Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2000г.
4. Журналы «Школа и производство» Научно-методический и организационно-методический
журнал Российской Федерации. 2003-2005 г.
5. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И.
Фоминых.- М.: Просвещение, 1986. – 288с.
6. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
7. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного
образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.
8. Киреева Е.И. История костюма.-Москва:Аст-пресс.,2000г.
9. Морозова
Л.Н.
Проектная
деятельность
учащихся.
Технология.Волгоград: Учитель,2007г.
10. Некрасова М.А. Народное искусство России - Советская Россия ,2000г.
11. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?- Москва: Первое
сентября,2010.
12. Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами.- Москва: Аст-пресс,2004г.
13. Чернова М.А. Искусство вышивки лентами. – Ростов - на–Дону:
Феникс,2006
14. «Лена рукоделие» - журналы по рукоделию
15. Синица Н.В. Школьный практикум по ручной художественной вышивке: Учебное пособие
для студентов педагогических институтов. Брянск: Изд-во БГУ, 2000
16. «Школа и производство» Научно-методический и организационно-методический журнал
Российской Федерации.
17. Конышева Н. Методика трудового обучения младших школьников - Москва,2000г.
18. Журналы «Дополнительное образование
Интернет-ресурсы:
http://www.bestreferat.ru/referat-137154.html
http://1september.ru/
http://www.passion.ru/needlework/glad.htm
http://portfolio.1september.ru/
http://www.silk-ribbon.ru/index.html
http://vishivka-lentami.ru/article_info.php/articles_id/8
http://www.neva-mozaika.ru/embroider_ribbon.html
Список литературы для детей

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Хелен Дафтер. Фантазии из шѐлковых лент. ЗАО Издательская группа «Контэн», 2007г.
Андреева И.А., Геркулова А.Л. Энциклопедия «Шитье и рукоделие».- Энциклопедия, 2000.
Морозова Л.Н. Проектная деятельность учащихся. Технология.Волгоград:
Учитель,2007г.
Еременко. Технология ручной вышивки.- Москва: Просвещение,2000г.
Жилл Гордон. Мир природы вышивка крестом. - Москва: Ниола,2003г.
«Техника рукоделия», издательство «Полымя», 2001г.
Андреева И. Шитье и рукоделие: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003г.
20
Баришова М. Узоры вышивки крестом. Праца. Издательство РПД Братислава, 2007г.
Глинская Е. Азбука вышивания. Издательство Мехнат, Ташкент, 2000г.
Журналы по рукоделию «Лена» 2010-2011г.- подписной индекс 70231
Журналы по рукоделию « Вышитые картины» 2010-2011г. -подписной индекс 74941
Журналы по рукоделию « Вышивка для души» 2010-2011г .-подписной индекс70912
Т.И. Еременко «Иголка - волшебница», Москва, «Просвещение», 1988г.
И.С. Федюшкина «Вышивка», Москва, Профиздат, 2000г.

Интернет ресурсы:
http:// www.silk-ribbon.ru/pattern_.html
http:// vishivka.vse-hobby.ru/lentami/vishivka_lentami.htm
http:// www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=7169
http:// tateks.3dn.ru/forum/3-12-1
http:// www.ch-mgnovenia.com/bands_stitching.htm
http:// www.silk-ribbon.ru/

21
10. Приложения

Приложение 1

Педагогическая диагностика

1.
2.

Карточка учета творческого роста и результативность обучения учебной группы
1-го года обучения декоративно - прикладного объединения
«Художественная вышивка»
Количество
детей,
овладевших
содержанием
Содержание деятельности
деятельности
сентябрь
май
2016 года
2017 года
Умение принять цель деятельности.
Умение планировать работу, понятно рассказывать
об основных этапах воплощения замысла.

3.

Организует рабочее место, выбирает материалы и
инструменты, убирает рабочее место.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Использование пооперационных карт.
Разрезают ткань по меткам.
Закрепляют ткань в пяльцах.
Пришивают пуговицу
Вдевают нитку в иголку.
Завязывают узелок.
Шьют швом «вперед иголку».
Шьют швом «стебельчатый»
Интерес к вышиванию.
Количество детей в группе.

Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками на начало и конец учебного года по
результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения коррективов в
дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.
При подведении итогов работы группы 1-го года обучения выявлены следующие результаты.
Большинство детей относятся к среднему уровню , 8 детей – к высокому.
Интерес к вышиванию проявляют как девочки, так и мальчики: все дети пробуют силы в
различных видах деятельности, в том числе и в вышивании, и находят то, что нравится, к чему
есть природные наклонности и задатки.

22

Приложение 2

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ КРУЖКА
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА»

п/п

Фамилия
ребенка

Возраст

Первичная
Промежуточная
Итоговая
диагностика
аттестация
аттестация
Теория Практика Теория Практика Теория Практика

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

23

Приложение 3

Практическая работа «Изготовление образцов ручных стежков и строчек»
____________________________________
№

Критерии для оценки

Количество
баллов

1 Умение правильно подготовиться к работе:
– подбор материалов, инструментов и
приспособлений
– организация рабочего места

1

2 Умение аккуратно оформить работу

1

3 Умение работать самостоятельно

1

4 Умение уважать окружающих, соблюдая
дисциплину на уроке

1

5 Умение соблюдать охрану труда

1

6 Умение работать по плану

1

7 Умение выполнять шов тамбурный
– правильно закреплена нить в начале и в конце
строчек
– правильно подобрана нить по цвету
– строчки выполнены одинарной нитью

2
2
2

8 Умение выполнять шов стебельчатый
– правильно закреплена нить в начале и в конце
строчек
– правильно подобрана нить по цвету
– строчки выполнены одинарной нитью

3
3
3

9 Умение работать по схеме

5

10 Стремление к экономии и бережливости в
расходовании времени, материалов.

3

ИТОГО (сумма баллов)

Самооценка

Оценка
учителя

1

30

Уровень выполнения работы
Отметка
24

Приложение 4

Практическая работа «Выполнение образцов вышивки»
_______________________________
№

Критерии для оценки

Количество
баллов

1 Умение правильно подготовиться к работе:
– подбор материалов, инструментов и
приспособлений
– организация рабочего места

1
1

2 Умение аккуратно оформить работу

1

3 Умение работать самостоятельно

1

4 Умение уважать окружающих, соблюдая
дисциплину на уроке

1

5 Умение соблюдать охрану труда

1

6 Умение правильно определять порядок работы

1

7 Умение ориентироваться на схеме и на ткани
– правильно определена середина на схеме и на
образце
– соответствие рисунков на схеме и на образце

1
1

8 Умение выполнять образцы вышивки крестом
– правильно закреплена нить в начале работы
– правильно закреплена нить в конце работы
– правильно выполнены горизонтальные
(вертикальные) ряды
– правильно выполнены стежки по диагонали
– все верхние стежки расположены в одном
направлении
– отсутствие узлов и петель на изнаночной
стороне

8 Стремление к экономии и бережливости в
расходовании времени, материалов.
ИТОГО (сумма баллов)

Самооценка

Оценка
учителя

1
1
1
2
2
1

1
18

Отметка
25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013341684, 89503988200

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».