1 Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев... В. А. Сухомлинский. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разные по технике выполнения виды рукоделия: вязание, оригами, аппликация - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, моторики, художественного и эстетического вкуса. Актуальность данной программы Вязание является одним из традиционных видов декоративно- прикладного творчества. Оригами-искусство складывания из бумаги различных фигурок, возникшее в Японии в глубокой древности. Аппликация (от лат.слова - прикладывание)-один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закрепление их на другом материале, принятым за фон. По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса. Характеристика обучающихся по курсу детей. По данному курсу обучаются шесть групп детей: Первый год обучения - четыре группы по 10 человек. В этих группах обучаются дети от 7 лет. Второй год обучения - одна группа, 10 человек (дети от 10 лет). Третий год обучения - одна группа, 10 человек (дети от 11 лет). Для того, чтобы у детей была сформирована целостная система знаний о прикладном творчестве, преподавание ведется в строгом логическом порядке. Для этого используются объяснения в форме беседы, с последующим закреплением на практике. Занятия строятся с учетом скорости усвоения детьми специальных навыков и умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков. Педагогическая целесообразность программы Цель программы - формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка. Задачи первого года обучения: Образовательные: - формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству; - развивать индивидуальные способности обучающихся. Воспитательные: - формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи. - воспитывать уважение к труду. 2 Развивающие: - развивать личностное самообразование, активность. - раскрепощение ребенка. Задачи второго года обучения: Образовательные: - формировать художественный вкус и ориентировать на качество изделий; - приобретение навыков более сложных приемов. Воспитательные: - воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность). - формирование любви и уважения к народному искусству, и природе. Развивающие: - развивать познавательную и творческую активность, фантазию, образное и логическое мышление; - развитие способностей на основе полученных знаний, умений Задачи третьего года обучения: Образовательные: - приобретение технических знаний и умений самостоятельно проектировать и изготавливать сложные изделия; - формировать стремление к углублению знаний. - Воспитательные: - формировать потребности в самообразовании и дальнейшем развитии умении и навыков. - воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям. - Развивающие: - развитие аналитических способностей (с ориентацией занятий на систематическое сопоставление, сравнение, выявление общего, особенно, единичного). - раскрытие творческих способностей детей. - формирование профессионального интереса к декоративно прикладному творчеству. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на три года обучения: 1 год-144 часа (2 раза в неделю по два часа) 2 год-216 часов (2 раза в неделю по три часа) 3 год -216 часов (2 раза в неделю по три часа) Формы и методы проведения занятий. Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приѐмы обучения. В первые два года обучения используются в основном объяснительно-иллюстративный и репродуктивные методы обучения. 3 Третий год имеет исследовательский, более самостоятельный характер. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений. Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом знаний по цветоведению, материаловедению, орнаменту, композиции. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, тренинги, кроссворды, сканворды, словесные игры. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной. Формы подведения итогов реализации образовательной программы и критерии оценки. Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отличить: Во-первых, процедура проверки результата работы обучающихся необходима для выявления истинного ее качества. Во-вторых, работа «по образу является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога -развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умении психологическим характеристикам конкретной деятельности. В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется путем проведения диагностики. Главное, чтобы у обучающихся формировалась адекватная оценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к дальнейшему совершенствованию. Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы по годам обучения, прирост творческих достижений. Косвенными критериями служат создание коллективного объединения, заинтересованность участников в выбранной деятельности. Ожидаемые результаты: Первый год обучения: Должны знать: - правила по технике безопасности, историю; понятия о композиции, общие сведения о видах рукоделия, которыми будем заниматься, терминологию видов рукоделия, технологию последовательности, понятие о цвете, материалы и приспособления. Должны уметь: - составлять композицию, вывязывать основные виды петель, складывать основные базовые формы, работать с ножницами, подбирать спицы и крючок в соответствии с толщиной и качеством нити, видом узора. Второй год обучения: Должны знать: 4 - правила по технике безопасности, творчество народных умельцев своего края, различные материалы, инструменты и приспособления, основные приемы вязания крючком, на пиццах, виды аппликации, технологию выполнения аппликации на ткани, виды плоских изделий оригами. Должны уметь: - составлять композицию, отличать сюжет от предметной работы, вязать ажурные узоры на спицах, вязать по кругу крючком, выполнять аппликацию на ткани, выполнять плоские изделия оригами, вязать жилет, подбирать спицы, крючок в соответствии с толщиной пряжи, ниток. Третий год обучения: Должны знать: возможности применения вязания, технику вязания отделочных деталей изделия, технологию филейного вязания, правила по технике безопасности, материалы и приспособления, технологию выполнения аппликации из трикотажной крошки. Должны уметь: - подбирать узор с учетом пряжи, рассчитывать узор с учетом петель, и размера изделия, выполнять объемные изделия оригами, выполнять мозаику из модулей, читать и разбирать схемы узора. 5 Учебный план 1 года обучения № Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации, контроля всего Теория практика 1 Вводное занятие 2 Материаловедение 2 2 3 Цветоведение 2 2 2 Вязание 52 1 История возникновения 2 2 2 Основные приѐмы вязания 32 4 28 Наблюдение 3 Творческая работа (шарф) 16 4 12 Самооценка 4 Изготовление аксессуаров 4 2 2 Наблюдение Оригами 38 1 Общие понятия оригами 2 2 2 Условные обозначения 2 2 3 Основные базовые формы 4 2 2 Опрос 4 Базовая форма «треугольник» 4 2 2 Наблюдение Аппликация Наблюдение 40 1 Общие понятия аппликации 2 2 2 История возникновения 2 2 3 Технология выполнения 10 2 Опрос 8 Итоговое занятие 2 Экскурсия 4 Выставка 2 Итого: 144 6 Наблюдение СОДЕРЖАНИЕ Содержание Вводное занятие. Ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка в учебной мастерской и программой обучения, целями и задачами. Инструменты и приспособления для работы: ножницы, калька, копирка, спицы, крючок, кисточки, карандаш и т.д. Назначение каждого инструмента, правила пользования ими. Материаловедение. Технология производства и свойства бумаги и пряжи. Краткие сведения об ассортименте бумаги, пряжи. Цветоведение. Знакомство с цветовым кругом. Свойства цветов. Композиция. О цвете и его воздействии на зрительные иллюзии. Определение своего цветового типа. Определение ахроматических и хроматических цветов. 1. Вязание 1.1. История возникновения. История развития трикотажного производства. Прикладное искусство ручного художественного вязания. Первые вязальщики. Первые вязаные вещи. 1.2. Основные приемы вязания. Основные приемы набора петель начального ряда. Лицевые петли. Изнаночные петли. Закрепление вывязывания образцов и различных видов петель. Плотность вязания: подбор спиц для разных видов пряжи. Раппорты узоров, их запись. Резинка 1x1,2x2, английская, македонская и т.д. Воздушные петли, полу столбик, столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами. Вязание узорного полотна крючком. Условные обозначения. 1.3. Творческая работа. Выбор узора. Определение размера шарфа. Подбор инструментов с учетом толщины пряжи. Вязание и оформление изделия. 1.4. Изготовление аксессуаров. История украшений. Украшение для вязанных изделий. Помпоны, кисточки. Последовательность выполнения каждого аксессуара. Изготовление помпонов, кисточек. 2. Оригами 2.1. Общие понятия оригами. Что такое оригами? История возникновения. Виды оригами. 2.2. Условные обозначения. Линия сгиба «долина», «гора», линия перегиба, скидка- «молния», предполагаемая линия, прямой угол и т.д. 2.3. Основные базовые формы. Треугольник, книжка, дверь, воздушный змей, блин, рыба, дом, катамаран, двойной треугольник, двойной квадрат, птица, лягушка. Схема взаимосвязи базовых форм. 2.4. Базовая форма «треугольник». Технология выполнения базовой формы «треугольник». Изделия, выполняемые на основе этой базы (щенок, кот, голубь, зайчик и т.д.). 2.5. Творческая работа (по выбору). Составление композиции. Подбор цвета, материалы (бумага). Технология выполнения. Отделочные работы. 3.Аппликация 17 3.1. Общие понятия аппликации. Что такое аппликация? Виды аппликации - предметная, декоративная, сюжетная. 3.2. История возникновения. Где появилась аппликация? В чем проявилась аппликация впервые? Аппликация разных народов. Применение и распространение. 3.3. Технология выполнения. Последовательность. Выбор сюжета. Составление эскиза. Подбор материала. Вырезание деталей. Раскладывание на фоне. Наклеивание. 3.4. Творческая работа (по выбору). Предметная аппликация. Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги. Вырезание многоцветной аппликации. Декоративная аппликация. Национальные орнаменты. Сюжетная аппликация. Итоговое занятие. Организация выставки и ее обсуждение. Подведение итогов. Просмотр работ кружковцев, их оценка. Отбор лучших изделий выставку. Экскурсия. Экскурсия в местный краеведческий музей. Ознакомление с разделом народного искусства музея. 18 Учебный план 2 год обучения № Темы разделы, темы Вводное занятие Количество часов Всего Теория 3 3 Вязание Практик а Формы аттестации, контроля 60 1 Повторение пройденного материала 9 3 6 Опрос 2 Технология выполнения сложных узоров 18 3 15 Наблюдение 3 Технология вязания крючком 15 3 12 4 Творческая работа 18 3 15 Аппликация Самооценка 42 1 Виды аппликации 3 3 2 Материалы и приспособления 6 3 3 3 Технология закрепления аппликации 9 3 6 4 Применение аппликации 6 3 3 5 Творческая работа 18 3 15 Оригами опрос наблюдение Самооценка 105 1 Выполнение плоских изделий 30 9 21 2 Составление композиции 21 6 15 Наблюдение 3 Творческая работа 54 9 45 Самооценка Итоговое занятие 3 Выставка 3 Итого: 216 19 Содержание Вводное занятие Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в кружке и программой обучения. Инструменты, материалы и приспособления для работы: (ножницы, карандаши, спицы, крючки, кисти, клей), правила пользования, хранение; правила безопасной и личной гигиены при работе с ними. 1.1 Повторение пройденного материала Вязание узоров, пройденных в первый год обучения. Раппорты узоров, краткая запись узоров. Подготовка альбома с образцами. 1.2 Техника выполнения ажурных узоров, сложных узоров Раппорты узоров, краткая запись узоров, техника вязания узоров. Вязание орнаментов с национально-региональным компонентом. Вывязывание горловины, проймы прибавление и убавление петель. 1.3 Вязание крючком Основные приѐмы вязания крючком: воздушная петля, полустолбик, столбик с накидом и т. д. и вязание их по кругу. Работа по схемам. Техника вязания. 1.4 Творческая работа (жилет, салфетка) Подбор узора, фасона. Расчѐт петель. Вязание и оформление работы. 2.1 Виды аппликации на ткани Предметная аппликация, сюжетная, декоративная. Необходимые навыки при выполнении аппликации из ткани. Техника выполнения аппликаций. 2.2 Материалы и приспособления Фактура ткани: гладкая, ворсистая, блестящая, матовая, кожа, мех, войлок, фетр. Фон для аппликации. Приспособления: ножницы с прямыми и загнутыми концами, большие и маленькие; иголки, булавки, напѐрсток. 2.3 Технология закрепления аппликации Последовательность выполнения аппликации. Назначение изделия. Подбор узора. Способы закрепления аппликации: приклеивание, пришивание. 2.4 Применение аппликации из ткани Предметы домашнего обихода: скатерти, дорожки, салфетки, подушки, нагрудники и т.д. На детской одежде, оформление мягкой игрушки и т.д. 2.5 Творческая работа Изготовление панно. Изготовление аппликации на фартуке, подушке ( по выбору ). Подбор рисунка, составление композиции, цветовой гаммы. 3.1 Выполнение плоских изделий Техника выполнения плоских изделий оригами. Примерные изделия плоских оригами: цветы: астра, георгин, ромашка, ирис, луговой цветок, декоративный цветок. Изготовление животных: заяц, лиса, котѐнок, щенок и т.д. 3.2 Составление композиции Композиция. Зрительные иллюзии. Пропорции в изделии. 3.3 Творческая работа Выбор сюжета. Составление композиции. Последовательность выполнения. Отделочные работы. Итоговое занятие. Организация выставки. 20 Учебный план 3 год обучения № Темы разделы, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации, контроля Вводное занятие 3 1.Вязание 1 Отделочные детали изделий 2 Филейное вязание 3 Жакет 4 Ажурная кофточка 5 Творческая работа 3 - 12 3 9 12 3 9 12 3 9 27 6 21 38 6 33 Самооценка 12 3 6 Опрос 3 3 - Опрос 15 3 12 Самооценка 12 3 9 Наблюдение 21 3 18 Наблюдение 30 6 24 Самооценка Наблюдение Наблюдение 2. Аппликация 1 Технология выполнения аппликации из трикотажной крошки 2 Последовательность 3 Творческая работа 3. Оригами 1 Мозаика 2 Объѐмные изделия оригами 3 Творческая работа Итоговое занятие. Экскурсия. Выставка. Итого: 3 6 3 126ч. 21 Содержание Вводное занятие Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в кружке и программой обучения. Инструменты, материалы и приспособления для работы. Правила по технике безопасности. 1. Вязание 1.1 Отделочные детали изделий Петли для пуговиц: горизонтальная, вертикальная; карманы: прорезные; горизонтальный, вертикальный., косой; воротники: пришивной закрытый, цельновязаный; горловины: круглая, V-образная. 1.2 Филейное вязание Техника выполнения, зарисовка схем. 1.3 Жакет Выбор фасона, узора. Расчѐт петель. Техника и последовательность выполнения. 1.4 Ажурная кофточка Выбор фасона, узора. Расчѐт петель. Техника и последовательность выполнения. 1.5 Творческая работа Выбор творческой работы. Подбор инструментов и материалов. Технология и последовательность выполнения работы. Отделка и оформление изделий. 2.Аппликация 2.1 Технология выполнения аппликации из трикотажной крошки Техника и последовательность выполнения аппликации из трикотажной крошки. Материалы и приспособления: трикотаж, ножницы, клей. 2.2 Последовательность Стирка трикотажа, нарезание крошки, нанесение рисунка на картон, нанесение клея, приклеивание крошки, оформление работы. 2.3 Творческая работа Выбор сюжета, составление композиции, подбор трикотажа по цвету. Техника выполнения. Оформление работы. 3. Оригами 3.1 Мозаика Направление в оригами. Виды мозаики: мозаика из «воздушного змея», из ромбиков, из модуля «уголки», из модуля «цветок», из модуля «звѐздочка». Техника и последовательность выполнения. 3.2. Объѐмные изделия оригами , Техника и последовательность выполнения объѐмных оригами на примере цветов : ирис, лилия, тюльпан. 3.3. Творческая работа Выполнение выбранного изделия. Цветовая гамма. Оформление работы. Итоговое занятие. Экскурсия. Организация выставки. 22 Методическое обеспечение программы Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила: • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы; • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями еѐ организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно; необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых Принципы обучения • воспитывающего характера труда научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности) • связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени) • систематичности и последовательности • доступности и посильности • сознательности и активности • наглядности • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов) • Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса: • обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности; • получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач; • обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения; • обретение трудовых умений и навыков без принуждения; • занятость каждого ребенка в течение всего занятия. На первом этапе обучения разделов в процессе тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение - это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии. • На следующем этапе обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути 23 совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям. Далее знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль. Формы организации учебной деятельности: • • • • • • • индивидуальная; индивидуально-групповая; групповая (или в парах); фронтальная; экскурсия; конкурс; выставка. Педагогические приемы: • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия); Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование): • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.); • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования; • Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п. • В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно- прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы. Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе - в ходе учебной игры, на втором этапе - в ходе проведения выставок, на третьем этапе - в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству. Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей. • В процессе обучения у детей формируются три основные группы практических умений и навыков: 24 1. политехнические: технологические. 2. общетрудовые: операторские. измерительные, организаторские, вычислительные, конструкторские, графические, диагностические, 3. специальные: обработка ткани, вязание, складывание из бумаги. Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов. Формы и методы проведения занятий • объяснительно-иллюстративный; • репродуктивный; • проблемный; • частично поисковый или эвристический; • исследовательский. На занятиях используются различные методы и дидактические приѐмы обучения в зависимости от поставленных перед обучением задач. Большая роль отводится овладению учащимися приѐмами технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Для формирования творческой ! личности школьника можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика, но эффективными будут объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение, демонстрации, способствуют формированию у младших школьников первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, организации труда и трудовой деятельности. Использование репродуктивных методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно поисковые в совокупности с предыдущими служат развитию эстетических способностей школьников. Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ - это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Этот метод применяется, прежде всего, в школе. Эффективность данного метода зависит главным образом от умения рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода - побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых 25 знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект. Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросноответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний, а контрольно-коррекционная беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания. Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета. Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т. п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов. Демонстрация опытов сопровождается вычерчиванием на доске или показом схем, которые облегчают понимание принципов, лежащих в основе опыта. По настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс, - осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них. Упражнения среди практических методов отличаются наибольшей эффективностью. Обратим внимание на его важнейшие дидактические функции и особенности. Упражнение - это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Постепенное и систематическое упражнение и как его следствие - закрепляемые навыки надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции. Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся: 26 • сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности; • знание правил выполнения действий; • сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться; • учет достигнутых результатов; • распределение повторений во времени. Практический метод отличается от лабораторного ,тем, что в деятельности учащихсяпреобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях: 1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы. 2. Показ. Этап инструктажа. 3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные учащихся наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка. 4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием. 5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания. Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Опыт показывает, что при редком опрашивании ученики перестают готовиться к урокам, запускают материал. В процессе опроса знания закрепляются, совершенствуются, развивается речь и мышление. Одно объяснение, как бы методически совершенно оно не было, не может обеспечить достаточно прочных и глубоких знаний и навыков. При выборе методов обучения педагог ориентируется на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы 27 обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Дополнительный инструктаж проводится с учащимися, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание учащихся на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту. В процессе экскурсий дети знакомятся с различными видами машин, технологическим процессом выполнения вышивки, применением новых информационных технологий, операциями изготовления изделий, с рабочими профессиями. Экскурсии сопровождаются рассказом, объяснениями и завершаются обработкой собранного материала (зарисовки, фото) или оформляются в альбом. Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу, используются беседы, диалоги с учащимися, игровые ситуации, конкурсы, викторины. На занятиях показывается иллюстрированная литература, фотоматериалы, образцы изделий; проводятся выставки. 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бородулин В.А. «Основы художественного ремесла» М. «Просвещение» 1998 2. Гукасова М.А. «Рукоделие в школе» М. «Ниола»1998 3. ГусаковаМ.А. «Аппликация» М. «Просвещение» 1998 4. Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. «Рукоделие» М. «Просвещение» 1996 5. Ильин И.С. «100 лучших моделей оригами» М. «Мир книги» 2005 6. Контиева Н.В. «Методика трудового обучения младших школьников» М. «Просвещение» 1999 7. Ли Фэлдон « Как выглядеть безупречно» М.»Эсмо-пресс» 2001 8. Максимова М.В. « Азбука вязания» М. Мехнат. 1998 9. Мульги А.Я. « Рукоделие» М. «Дрофа» 2000 10.Ошорова Н.Б., Ошорова Г.С. « Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся» У-У 2003 11.Пучкова JI.C. «Кружок вязания на спицах» М. «Просвещение» 1999 » 12.Сборник «Ваш колорит» М. «Астрель» 2002 13. Сержантова Т.Б. « 366 моделей оригами» М. Айрис-пресс 2004 Н.Соколова С. «Школа оригами» М. ЭКСМО 2004 15.Столярова А. « Вязанные игрушки» М. Культура и традиции 2003 16.«Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов» М. 2003. 17.Ханашевич Д.Р. «Учитесь вязать крючком» М. «Дрофа» 2000 18.Шубина И.Ф. « Уроки вязания» М. «Дрофа» 2001. 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЕТЯМ 1. Гусакова М.А. «Аппликация» М. «Просвещение» 1998 2. Ильин И.С. «100 лучших моделей оригами» М. «Мир книги» 2005 3. Пучкова Л.С. «Кружок вязания на спицах» М. «Просвещение» 1999 4. Сержантова Т.Б. « 366 моделей оригами» М. Айрис-пресс 2004 5. Соколова С. «Школа оригами» М. ЭКСМО 2004 6. Ханашевич Д.Р. «Учитесь вязать крючком» М. «Дрофа» 2000 Шубина И.Ф. « Уроки вязания» М. «Дрофа» 2001 30 Приложения Приложение 1 Правила по технике безопасности на занятиях кружка «Рукоделие» 1. При работе с ножницами, иголками и булавками. ножницы класть справа, лезвия сомкнуты, кольцами к себе; - передавать ножницы, кольцами вперѐд сомкнув лезвия; - шить с напѐрстком; -не шить ржавой иглой -во время работы не вкалывать булавки и иголки в одежду, а в специальную подушечку; - сломанные иглы не бросать, а сдать руководителю. 2. При работе на швейной машине. - убрать с платформы машины посторонние предметы; - волосы заправить под косынку; - не держать пальцы рук около движущихся частей швейной машины; - не отвлекаться от работы при включенной машине; - не проводить чистку и смазку машины, не остановив еѐ. 3. При работе с электроутюгом. - перед работой проверить исправность шнура, выпрямить; - включать и выключать сухими руками; ! - ставить на подставку по окончанию работы; - следить, чтобы во время работы подошва утюга не касалась шнура; - по окончанию работы выключить и хранить в вертикальном положении. 4. При работе на спицах и крючком -не брать спицы, крючок в рот -спицы, крючок не должны быть очень острыми -при работе сидеть на расстоянии друг от друга -спицы и крючок хранить в специально отведѐнном месте 31 Приложение 2 План воспитательной работы на 2016-2017 учебный год в кружке "Рукоделие" Месяц 1 Сентябрь Тема Форма 2 3 Знакомство с работой кружка Беседа о правилах техники Беседа безопасности День открытых дверей Мероприятие Октябрь Районный конкурс из природного материала "Что ни соринка то картинка" Мероприятие Ноябрь Конкурс стихов про маму Конкурс детского рисунка "Вот какая моя мама" Конкурс Конкурс Конкурс стихов «Моя родина Бурятия» Стихи бурятских Конкурс поэтов Декабрь Январь Новогоднее представление Районный конкурс "Рождественская новогодняя открытка". Азбука мудрости Мероприятие Конкурс Беседа в игровой форме Конкурс Февраль Республиканский конкурс «Сувенир Бурятии» Республиканская научно практическая конференция «шаг в будущее» Март Апрель Конкурс на лучшую открытку для мамы мероприятие Республиканский конкурс «Дети, техника, творчество». Конкурс Пасха - делимся рецептами. Мероприятие Беседа Май Встреча с ветеранами ВОВ. Июнь Праздник ко Дню защиты детей В течении года Выставки детских работ ''Паруса творчества". В дни школьных каникул Чаепития, Беседы, Игровая программа. 32 Мероприятие Мероприятие Мероприятие Мероприятие