Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Эверест

1

2

Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой
он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя,
ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может
лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая
для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира
и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования
испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению,
огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у
ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие,
художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и
развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются
специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью
руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое,
физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей
к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая
нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

3

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное
внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга»,
«Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел
художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными
способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности
ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку
выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы
объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического
восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика
изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную
художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно
профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей.
Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и
техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и
средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также
передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе
отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе
со школьниками для развития воображения, творческого мышления и
творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют
необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством
таких техник является универсальность их использования. Технология их
выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для
детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных
фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Эверест». В
рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в
рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование
различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в
сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых
изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети
осваивают художественные приемы и интересные средства познания
окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей
при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те

4

же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль
источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу специфики школы, индивидуальных особенностей детей, развитие
творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на
занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно
проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в
программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Направленность программы
художественной студии
«Эверест»
является
программой
художественно-эстетической
направленности,
предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков,
по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени
реализации -трехгодичной.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки
воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд
специальных
заданий
на
наблюдение,
сравнение,
домысливание,
фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то,
чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Особенностью программы является частичное или полное применение
электроного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, используемые в работе :образовательные
платформы ,цифровые образовательные ресурсы размещённые на
образовательных сайтах , видео конференции(ZOOM,SKYPE VIBER итд)

5

Основная цель программы: Приобщение через изобразительное
творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование
творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное
самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности) :
 знакомство с жанрами изобразительного искусства;
 знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
 овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от
точки зрения;
 приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей
обучающихся и приобретением детьми обще учебных умений и навыков,
обеспечивающих освоение содержания программы):
 развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания,
памяти, фантазии, воображения;
 развитие колористического видения;
 развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;
 улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
 формирование организационно-управленческих умений и навыков
(планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место);
 развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь
другим, разрешать конфликтные ситуации).
 Формирование элементов IT- компетенций.

6

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих
освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к
обществу, другим людям, самому себе):
 формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 формирование уважительного отношения к искусству разных стран и
народов;
 воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
 воспитание аккуратности
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии
и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры,
нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической
–
освоения
практических
приемов
и
навыков
изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют
разностороннему и
гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих
способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического
воспитания.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 7 - 17 лет, проявляющих интерес к
техническому творчеству.
Численность обучающихся в группе 15 человек
Объем программы:
Общее количество часов в год – 144 часа из них: практика-110 часов и 34
часов – теория;
Второй год – 216 часа из них: практика -193 и теория -23
Третий год -216 часа из них: практика -193 и теория - 23

7

Режим занятие
Периодичность занятий на 1 год обучения – 2часа. Занятия проводятся 2
раз в неделю.
Периодичность занятий на 2 и на 3 год обучения – 2 часа. Занятия
проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность одного занятия -45 минут.
Режим занятий при дистанционном обучении:
Занятия проводятся по 2 раза в неделю в зависимости от учебного плана.
Продолжительность занятия 30 минут с перерывами 10 минут (при
дистанционном обучении).
Первые 30 минут из которых отводится на работу в онлайн режиме, вторые – в
офлайн режиме ( в индивидуальной работе и онлайн консультировании).
В рамках онлайн занятий посредством платформ: Webinar, ZOOM, Youtube,
Skype, Google и другие, педагог представляет теоретический материал по теме.
Форма организации занятия
В педагогике форма обучения – это не то, что существует в единственном
числе и является обязательным для всех. В зависимости от целого ряда
параметров, таких, например, как количество учащихся, вовлеченных в процесс
образования, выделяют сразу несколько разнообразных форм обучения:
индивидуальная, которая предполагает, что воздействие будет оказано на
одного индивидуума;
групповая: учащиеся работают в группах, в которые объединяются на основе
различных критериев;
фронтальная: педагог взаимодействует со всеми учащимися в классе.
Очевидным преимуществом индивидуального обучения является возможность
реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, что
наилучшим образом сказывается на развитии потенциала личности.
При дистанционном обучении по программе используются следующие
формы дистанционных образовательных технологий:
•

- видео-занятия, лекции, мастер-классы;

•

- открытые электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки;

8

•

- сайты по творчеству данного направления;

•

- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;

•

- адресные дистанционные консультации.

В организации дистанционного обучения по программе используются
следующие платформы и сервисы: ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber,
WatsUp, ВКонтакте и т.д.
В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую
ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся
получают
теоретическую
информацию,
демонстрируются
способы
изготовления изделия. Получение обратной связи организовывается в формате
присылаемых в электронном виде фотографий готовых изделий и
промежуточных результатов работы.
Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные
ресурсы для самостоятельной работы обучающихся (ссылки на мастер-классы,
шаблоны, теоретический материал).
Срок освоения программы:
Учебный год в объединении по интересам начинается 1 сентября
заканчивается 31 мая.

и

Праздничные дни: 1,2,3,4,5,6,7,8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 4
ноября
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для
творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные
дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе,
дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от
уже существующих в этой области заключается в том, что программа
ориентирована
на
применение
широкого
комплекса
различного
дополнительного материала по изобразительному искусству.

9

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к
активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения
изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных
методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний,
законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются
творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и
сочетания различных направлений и форм занятия;
Ученик будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного
искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и
в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы
рисунка, живописи и композиции;
-Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного
искусства прошлого и настоящего.
- Особенности художественных средств различных видов и жанров
изобразительного искусства.
- Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов,
основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной
перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
-Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
-Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их
изобразительного языка.
- Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его
переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон,
падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем,
пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное,
композиционный центр;

10

- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в
пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом,
использовать подручный материал;
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и
композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов,
тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и
грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к
изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и
пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной
перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно
выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения
выполненных работ.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом,
использовать подручный материал;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам
детей;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися,
прислушиваться к их мнению;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность
перед ним.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

11

- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей
жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественнополезному труду и учебе.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся,
основными формами представления результатов работы являются: открытые
занятия, выставки на уровне ДДТ, зачеты и зачетные работы, участие в
конкурсах, защита рефератов.
На втором, эвристическом уровне, основными формами представления
результатов работы являются: зачетные и экзаменационные работы, творческие
отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные),
элементы исследовательской и творческой деятельности.
Механизм оценки результатов по программе:
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля
успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы,
разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения
проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.
Миловановой, О.В. Овчинниковой, в конце 1-го полугодия (декабрь) промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая
диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об
изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.
Цель входной диагностики – выявить уровень развития:
- Координации и тонкой моторики;
- Умения изображать рисунок в цвете;
- Творческого мышления ребенка;
- Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.
Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется
упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест

12

творческого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на
образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой;
методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и
Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого и второго годов
обучения по программе.
В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные
итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих
работ.
- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;
- выполнение конкурсных и выставочных работ;
- подведение итогов по результатам каждого полугодия.
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и
теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы,
помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в
искусстве зрителем.

Тематическое планирование
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
№
о/о

Раздел

1
год 2
год 3
год
всего
обучения обучения обучения

1

Вводное занятие

2

2

2

6

2

Живопись

25

42

42

109

3

Графика

20

38

38

96

4
5
6

Скульптура
18
Аппликация
12
Бумажная пластика
18
Работа с природными
8
материалами
Народное искусство
20
Композиция
18
Итоговое занятие
1

26
14
22

26
14
22

70
40
62

14

14

36

26
24
2

26
24
2

7
8
9
10

72
66
5

13

11

Организация
и
обсуждение
2
выставки детских работ
Итого
144

6

6

14

216

216

576

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
первого года обучения
l.Вводное занятие
Первый год обучения. Введение в программу.
Выставки детских работ созданных в процессе обучения воспитанниками
коллектива. Знакомство с художественными материалами. Правила техники
безопасности во время работы. Организация рабочего места.
Практическая работа: проба художественных материалов.
2.Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи,
развитие умения получать цветовое пятно, и получение основных, тёплых и
холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное
изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной
краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна.
Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей,
сказочных животных, птиц, растений, трав.
3. Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого
вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить
путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о
контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в
графике; ознакомление с вариантами работы цветными
карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов
природы и быта, насекомых, тканей.

14

4. Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями
мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о
скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в
пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц,
сладостей.
5. Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а
также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного
искусства. Знакомство техникой обрывной аппликации, в работе над которой
большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.
В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приемы работы с
ножницами разной величины, учатся получать ровную линию. Знакомство с
другими материалами, например засушенными цветами и травами, что будет
способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные
оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами,
например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции
типа орнаментов и узора, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности
готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами и
листьями, травами (создание простых композиций).
6. Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его
возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание,
склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в
ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с
целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов
пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
7. Работа с природным материалом
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются
выразительные корни, шишки, семена, камни ,мох, кусочки дёрна,
обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших
объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции
реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных

15

объектов включаются пластилиновые формы и формы
полученные из бумаги.
8. Народное искусство
Первый год обучения.
Первоначальные понятия о стилизации растительного мира (листиков,
цветов, бабочек).Изучение натуры, зарисовки растений. Орнамент. Понятие,
виды, формы. Объяснение принципов построения орнаментов, изучение
способов украшения форм. Символика элементов народного орнамента на
примере народной вышивки, росписи посуды и предметов быта. Орнамент в
полосе, в прямоугольной форме, в круге. Азбука кистевой росписи. Изучение
азов, элементов и способов их взаимосвязи, составляющих основу любой
росписи.
Практическая работа: выполнение упражнений, несложных растительных
композиций по украшению народных предметов домашнего обихода.
Украшение плоского предмета заданной формы -итоговая работа.
9. Композиция
Первый год обучения. Формировать первоначальные навыки распределения
объектов на плоскости. На примере иллюстрирования передавать
выразительность изображаемого сюжета на плоскости.
Практическая работа: выполнение упражнений, несложных композиций на
тему иллюстрирования народных сказок.
10. Итоговое занятие
Первый год обучения. Обсуждение и анализ творческих успехов и
возможностей. Воспитанники вспоминают темы изученные в течение года.
Практическая работа: выполнение коллективного панно «В мире
изобразительного творчества».
11. Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. При обсуждении творческих результатов первого
года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и
пытаются объяснить, чем они им нравятся, учатся готовить свои работы к
экспозиции. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают
основные темы и содержание учебных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

16

Второго года обучения
l.Вводное занятие
Второй год обучения. Знакомство с темами программы этого года обучения.
Выставки детских работ созданных в процессе обучения воспитанниками
коллектива. Анализ работ, успехов. Правила техники безопасности во время
работы. Организация рабочего места.
Практическая работа: пробная работа (этюд).
2. Живопись
Знания учащихся расширяют получением информации о существовании
дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до времени
известные детям как составные, теперь раскрывающие и как дополнительные,
поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с
живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета
тёплыми холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов,
веток, фантастических фигурок.
3. Графика
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании
графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати
«сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание
образов при одновременном использовании двух и более выразительных
средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и
контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной
перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви,
сказочных персонажей, фактуры тканей.
4. Скульптура
Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными
материалами. Ведение ра6оты от общей большой массы
без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок
животных, фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения
плоской формы элементами объёмных масс, приём продавливания карандашом,
передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

17

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека,
декоративных украшений.
5. Аппликация
Продолжение освоения обрыв ной и вырезанной аппликаций. Выполнение
работ на создание
образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы.
Дополнительным приёмом является использование в аппликации
фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
6. Бумажная пластика
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование
приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но
выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в
которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок
(коллективные работы).
7. Работа с природным материалом
Особенностью работы с природными материалами является использование
более крупных при родных форм. Например, при выборе камней отдаётся
предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в форме образ
животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью.
Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной
манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней
нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
8. Народное искусство
Знакомство с основными элементами и символикой украшения народного
праздничного костюма. Изучение особенностей народной глиняной
игрушки. Характеристика общих национальных особенностей всех
видов игрушек, выделение характерные
элементов дымковской, филимоновской, каргопольской глиняных
игрушек. Изучение истории возникновения и географии промысла. Знакомство
с народной игрушкой своего региона ( Белгородской и Старооскольской).
Определение сюжетов изображения.

18

Практическая работа: краткосрочные зарисовки, украшение народной
росписью на выбор заготовок народных игрушек - итоговая работа.
9. Композиция
Формировать дальнейшие навыки распределения объектов на плоскости.
Знакомить с основными правилами и законами композиции: ритмом,
контрастом, и т. д. На примере иллюстрирования передавать выразительность
изображаемого сюжета на плоскости.
Практическая работа: выполнение упражнений, несложных композиций на
тему иллюстрирования сказок.
10. Итоговое занятие
Обсуждение и анализ творческих успехов и возможностей. Школьники
вспоминают темы, изученные в течение года.
Практическая работа: викторина : « Юный художник и искусство»
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы.
При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся
определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они
им нравятся. Анализируют свой вклад в подготовку и оформление своих работ
к выставке.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
третьего года обучения
l.Вводное занятие
Третий год обучения. Знакомство с темами программы этого года обучения.
Выставки детских работ созданных в
процессе обучения воспитанниками коллектива. Анализ работ, успехов.
Правила техники безопасности во время работы. Организация рабочего места.
Практическая работа: пробная работа с натуры (этюд).
2. Живопись
Третий год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение
ряда заданий на уже знакомые приемы работы с цветовым пятном. Закрепление
навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной
выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных элементов

19

- освоение детьми знаний о тёмном пятне как цветном. В связи с этим
выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей,
натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
3. Графика
Третий год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности
графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих
заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их
контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в
различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение
образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в
печатных техниках. Новая учебная задача - рисование без отрыва от плоскости
листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей,
деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей,
натюрмортов, портретов.
4. Скульптура
Третий год обучения. Новые знания и навыки -работа над рельефом.
Подготовительный этап по освоении рельефа: продавливание карандашом
пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух
уровней в изображении. Выполнение творческого задания на получение
образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глина) с последующей
доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общепластической массе. Работа
над рельефом.
5. Аппликация
Третий год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами,
используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми
создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно.
Знакомство с новым приёмом использования не только самой
вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры.
Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить
новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать
засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение
пейзажей,
предметов
быта,
фантастических животных и растений из засушенных листьев.
6. Бумажная пластика
Третий
год
обучения. Закрепление
навыков
работ
с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания закручивания,

20

надрезания бумаги. Работа над объёмной, выполненной на плоскости из белой
бумаги пластической композицией, в которой используются различные
приёмы сминания бумаги.
Практическая
работа: создание
образов
танцующих
фигур, фигур в движении.
7. Работа с природным материалом
Третий год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным
материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами
учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске
картона ,в
картонной
крышке,
а
также
в
маленькой
металлической(пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительно
ограничение пространства обусловит более мелкую работу способствующую
развитию более сложной моторики пальцев
Практическая работа: оформление уголков природы с включением
небольшого пространства воды, различных построек.
8. Народное искусство
Третий год обучения . Определение и подробное
изучение основных видов национальной росписи. Характеристика общих
национальных особенностей всех видов росписи, выделение характерных
элементов Городецкой росписи, Гжельской росписи. Хохломской
росписи, Жостовской росписи, Мезенской росписи. Изучение истории
возникновения и географии промысла. Изучение характерных элементов и
особенностей композиции росписи. Определение сюжетов изображения.
Изучение последовательности ведения работы и технических
особенностей выполнения росписи.
Практическая работа: краткосрочные зарисовки, украшение народной
росписью на выбор плоских предметов усложненной формы - итоговая работа.
9. Композиция
Третий год обучения Формировать дальнейшие навыки композиционного
построения изображения на плоскости. Знакомить с понятием
«Дизайн»,основными правилами и законами композиции в дизайне книг,
журналов, открыток. На примере иллюстрирования передавать
выразительность изображаемого сюжета на плоскости.
Практическая работа: выполнение упражнений, выполнение дизайна
несложных макетов полиграфической продукции, композиций на тему
иллюстрирования текстов.
10. Итоговое занятие

21

Третий год обучения. Обсуждение и анализ творческих успехов и
возможностей дальнейшего развития. Школьники вспоминают
темы, изученные в течение года.
Практическая работа: выполнение коллективного
панно (коллаж) «Смотрю на мир глазами художника».
11. Организация и обсуждение выставки детских работ
Третий год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет
подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных
его членов.
В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с
помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших
результатов в отдельных видах станкового
искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать
свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка
художественной выразительности изобразительного искусства. Анализируют
свой вклад в подготовку и оформление своих работ к выставке.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При реализации программы используются различные методы обучения:
словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения,
программированного, алгоритмический метод, метод взаимообучения.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность
занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые
занятия, индивидуальные, практические, игровые, конкурсы, выставки.
Для реализации программы разработаны и применяются следующие
дидактические материалы:






иллюстративный и демонстрационный материал:
схемы;
таблицы;
репродукции с картин художников;
образцы работ.
раздаточный материал:

22







карточки с заданиями, шаблоны;
материалы для проверки освоения программы:
тесты по разделам программы;
диагностические карты;
кроссворды.

При обучении по программе, рисунки должны выполняться на различных
форматах листа, так как выбранный формат напрямую зависит от
художественной техники, в которой воплощается рисунок.
Если для работы в технике живописи лучше использовать большие листы
бумаги, то для рисунков, выполняемых в графических техниках (карандаш,
тушь, палочка, восковые мелки, грифель), больше подходят совсем небольшие
форматы для выполнения работ в объемной пластике воспитанники при меняют
пластилин, при конструировании и аппликации - бумагу, картон, клей и т. Д.
Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у
ребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая
графическая работа учит лучшей координации движений, лепка
развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках,
способствуют большей свободе и раскованности всей руки.
Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа
с такими материалами, как пластилин, глина и бумага (объемное
моделирование). Малыши этого возраста с большим успехом передают
движение в осязаемом объеме, нежели на плоскости листа. Поэтому
необходимо чередовать один вид деятельности с другим.
Педагог строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку дети
развивали умение видеть в природе многообразие формы и цвета, ценили
красоту простых, обыденных явлений. В работе с детьми младшего школьного
возраста необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой
темы.
Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической
линии, освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой,
карандашом и т. л., В первую очередь должны нравственно-эмоциональную
нагрузку.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного
творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства:

23

художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и
идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в
реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о
богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные
музеи России: ГТГ., Русский музей, Эрмитаж - и региональные музеи.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в
повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь,
пастель, мелю и т. д. Приемы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и
разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет —
основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для
создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании
выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин,
глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа
языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов
для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага,
картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для
создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема,
вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).
Представление о возможностях использования навыков художественного
конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного
искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере
народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,
костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека
в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте,

24

отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в
народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в
природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы,
раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и
т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в
России (с учетом местных условии).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты)
Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении
композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе —
больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции:
низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое,
спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр
композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и
асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение
цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и
выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета, Практическое
овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые,
плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер.
Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии
эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости
и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.
Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на
представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи
объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный
и т.д.), Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании
композиции в живописи
и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов
Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

25

ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
1. .Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго
поколения/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов – М.:
«Просвещение» 2010
2. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. - М. Коротеева Е.
И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. М., 2009.
3. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
4. Коротеева Е. Коротеева И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте ева. М., 2009.
5. Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для
учащихся 1-4 классов Е. И. Короте ева. -М., 2003.
6. Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся 1-4
классов. Методы, инструментарий, организация оценивания/ сост. И.В. –
Волгоград: учитель,2015.
7. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие
для 1--4 классов / Е. И. Коротеева. - М., 2003.
8. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие
ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М., 1987.
9. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4
класс. Книга для учителя М.: Просвешение, 1991
10. Полунина В. Н. Одолень-трава: эстетическое воспитание детей и
подростков в общении с народным искусством / В. Н. Полунина. - М.,
1989.
11. Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры/ Л. Г.
Савенкова. - М., 2000.
12. Фаворский В. А. Теория графики / В. А. Фаворский. - М., 1988.
Для учащихся :
1. Павлов, М.А. Развитие творчества у детей/ М.А. Павлов. – Белгород,

26

2005. – 200 с.
2. Дорожин Ю.Г. Искусство детям: Матрёшки. Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2011.
3. Дорожин Ю.Г., Знатных О. Искусство детям: Жостовский букет. Рабочая
тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.:
МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
4. Дорожин Ю.Г., Лебедев М. Искусство детям: Жостовский букет. Рабочая
тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.:
МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
5. Дорожин Ю.Г., Межуева Ю. Искусство детям: Сказочная гжель. Рабочая
тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.:
МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
6. Дорожин Ю.Г, Назарова А., Бабурова Г. Искусство детям: Цветочные
узоры Полхов-Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2008.
7. Дорожин Ю.Г., Орлова Л. Искусство детям: Хохломская роспись. Рабочая
тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.:
МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2013.
8. Дорожин Ю.Г, Соломенникова О., Евсеева Т. Искусство детям:
Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2008.
9. Дорожин Ю.Г, Фёдоров Ю., Миневич Р. Искусство детям: Узоры
Северной Двины.. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.
Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
10. Дорожин Ю.Г, Фёдоров Ю., Люскин Л. Искусство детям: Лубочные
картинки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное
издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
11. Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер / пер. Скурко Е. Приключения в
мире Живописи. – М.: ЗАО «Издательский дом «Гамма», 1998.
12. Лыкова И.А. Рисование красками: технологические карты. Наглядно-

27

методическое пособие. – Карапуз, 2010.
13. Фиона Уотт, Анна Милборн, Роузи Диккенс Творческая мастерская
юного художника. – Робинс, 2013.
Для родителей:
1. Алёхин А.Д. Когда начинается художник: книга для учащихся. – М.:
Просвещение, Владос, 1994.
2. Антипова М.А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения.
Красивые вещи своими руками. – М.: Издательский дом «РИПОЛ
Классик», 2007.
3. Барбара Айзенбарт / пер.Панкратова Н. Полный курс Акварели. Для
начинающих и студентов художественных вузов. – М.: издательство
«Внешсигма», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
4. Богатова И.В. Оригами. – М.: Мартин, 2008.
5. Воловик А.Ф. Всё о рисовании. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО
«Издательство АСТ», 2000.
6. Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. –
М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
7. Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик. – М.: АСТПРЕСС, 1998.
8. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. 2-е издание – М.: Айриспресс, 2006.
9. Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М.: Айрис-пресс, 2007.
10. Тюрина Н.А. Чудо-кожа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
11. Федотов Г.Я. Когда оживает камень. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 144с.: ил.
– (Основы художественного ремесла).
12. Федотов Г.Я. Лесная пластика. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 176с.: ил. –
(Основы художественного ремесла).
13. Федотов Г.Я. Послушная глина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
14. Федотов Г.Я. Сухие травы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
15. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ- ПРЕСС,

28

2001.
16.Черныш И.В. Удивительная бумага. – М.: АРС-ПРЕСС, 1998.
17. Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными
карандашами для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.
18. Мир математики: в 40 т. Т. 1: Фредерик Корбалан. Золотое сечение.
Математический язык красоты. / Пер. с англ. – М.: Де Агостини, 2014.
19. Художественная школа. Основы техники рисунка. Развитие творческого
потенциала. Ред. Кондрашова Л., сост. Калинина С. – М.: Эксмо, 2013.

Нормативно правовая литература :
1. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» - М.,
2007
2. О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Об образовании». – Уфа,
2008
3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях: Сан Пин 2.4.2. 1178-02. М., 2003 (2011г.)
4. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.
5. Комплексная программа развития РБ на 2009 -2013 гг. – Уфа, 2009.
• Одаренные дети;
• Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные,
девиантные;
• Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.
6. Концепция и программа развития национального образования. – Уфа, 2004
(2010 г.)
7. Концепция и программа формирования гражданина. – Уфа, 2004 (2011г.)

29

8. Программа духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.
– Уфа, 2004.
9. Программа профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. – Уфа,
2005
10.Приказ Минестерства образование науки России от 23.08.2017 №816
«Об утверждении порядка применения организациями ,осуществляющими
Образовательную деятельность ,электронногообучения дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Материально техническая база :
Компьютер с выходом в интернет .
Интернет-ресурсы
https://youtu.be/Eg9E8T1fM2s
https://youtu.be/VjPbBhFNaTs
https://youtu.be/HLc7zXXAZyE
https://youtu.be/haZA16XUDPs
https://youtu.be/z1XQHmR8Z28
https://youtu.be/sB-W5Cq0Ta0
https://youtu.be/Dsq0Ewkh8u0
https://youtu.be/fYHUyJY6Aqs
https://youtu.be/Atz5_2ZyTIY

30

ПРИЛОЖННИЯ
Методическое обеспечение программы
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной
программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
Оценка результативности программы проводится по методике
Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников».
№
п\
п

Ф. Технич
И.
еские
реб навык
енк
и
а

н

к

Точно
сть
движе
ний

н

к

Средст
ва
вырази
тельнос
ти
(цвет,
форма,
композ
иция и
др.)
н
к

1
2
3
4
5
6
7
8
«н» - начало года, «к» – конец года

Налич
ие
замыс
ла

Н

к

Проявле
ние
самостоя
тельност
и

н

к

Отнош
ение к
рисова
нию

н

к

Речь в
процес
се
рисова
ния

Н

к


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013341684, 89503988200

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».