Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования «Бичурский дом детского творчества» Утверждена приказом директором ДДТ _____ ____ ___20______г Директор ДДТ _________________ Н.В Тимофеева Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативное творчество» Направленность: художественная Для обучающихся :14-16 лет, 1 года обучения Составитель: Т.А Васильева педагог дополнительного образования. Бичура 2020г Пояснительная записка Общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенир» по обучению (основам различных видов декоративно-прикладного творчества). Программа модифицированная, составлена с учетом современных требований и с опорой на нормативные источники: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; 3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»; 4. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»; 5. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»; 7. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиП 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, per. № 33660); 8. Образовательная программа дополнительного образования детей «Сувенирная мастерская» разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995№233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в редакции от 07.12.2006№752) письмом Минобразования России от 11.2006№061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов; посильны детям 14-16 летнего возраста. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор детей, но и позволяет каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии, выбору любимого дела (хобби). Направленность программы Тип программы - муниципальная по значимости. Художественная - по основному содержанию и направлению деятельности. Вариативная – поисковая - по срокам реализации программы в зависимости от возраста и способностей, широкому выбору возможностей приобретения знаний. Инновационная - использование основных принципов личностноориентированной педагогической технологии развивающего обучения направленной на повышение уровня самообразования детей. Профессионально-ориентированная – по созданию условий для овладения учащимися определенной совокупности умений и способов деятельности. Интегрированная – объединяющая в целое; целостность личности и образования как технология, соединяющая освоение знаний, способности к деятельности, опыт творчества, общения). Актуальность Данная программа является актуальной на сегодняшний день она связана использованием комплексного метода обучения, направлена на развитие во взаимосвязи и взаимодействии. В программе четко соблюдаются принципы наглядности, последовательности. Программа опирается не только на опыт предыдущих поколений, но и на современные тенденции, а также пробуждает интерес учащихся к созданию авторских неповторимых изделий декоративно-прикладного творчества народных промыслов. Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственной неповторимости и индивидуальности. Задачи: научить обучающихся различным техникам декоративно-прикладного научить учащихся грамотно описывать ход работы, оформлять полученные результаты работы в виде реферата, презентации с использованием ИКТ; организовать практическое участие учащихся в творческом проектировании и успешной презентации полученных результатов на конкурсах различного уровня. 1. Образовательные: обучить воспитанников основам декоративно-прикладного искусства; обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий; обучить основам технологического процесса изготовления изделий. 2.Развивающие: развивать индивидуально- творческие способности воспитанников; Развивать коммуникативные способности. 3.Воспитательные: воспитать эстетический вкус, трудолюбие; воспитать уважительное отношение к труду, формировать духовную культуру и устойчивый интерес к декоративно- прикладному искусству; воспитать уважение к работающему человеку; привить любовь к традиционному народному искусству, к культуре и традициям декоративно-прикладного творчества Республики Бурятии, малой Родины. 4.Профориентационные: обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях. Отличительные особенности программы: Данная программа отличается от других наличием разнообразных тем отвечающая современным запросам молодежи, а также характером и способом изложения материала, взаимосвязью разных по структуре тем, доступностью изложения. Программа позволяет учащемуся, не пройдя первого года обучения, начать обучение со второго года. Но имеющие знания и умения первого года обучения, с успехом применяют их для декоративной отделки изделий различного направления. Кроме того, «особенность данной программы состоит в том, что связь теории с практикой строится на базе не только умений автора программы, но и на базе «местного» опыта – изучение. Программа разработана таким образом, что во время работы студии дети не только осваивают тайны мастерства ремесла, но и пытаются найти новые оригинальные соединения традиций и современных стилей». Логика построения содержания заключается в последовательном обучении обучающихся различным техникам и изучении особенностей творческого проектирования в области декоративно – прикладного творчества. Для учащихся 14-16 лет педагог является коллегой по работе – это отношения равноправных партнёров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опытом. Главное для педагога – увлечь воспитанников, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год. 1 год -144часа в год (4часа в неделю) Занятия 2 часа с 15 минутным перерывами через 45 минут для отдыха детей и проветривания помещения. Формы занятий: Основные формы проведения занятий – групповая, индивидуальная работа, проектная деятельность, мастер-классы. Ожидаемые результаты: В результате прохождения программы у учащихся сформированы основные компетенции: Предметные результаты приобретение опыта работы различными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах деятельности ДПИ; формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; Мета предметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения образовательной задачи, собственные возможности её решения. Информационно-коммутативные: владение современными средствами информации (компьютер, принтер и т.п.) и информационными технологиями, способами корректного взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы. Личностные: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Формы отслеживания результативности: ФОРМЫ ПРОВДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В ходе реализации программы ведется систематический учет знаний и умений учащихся, их личностное развитие. Для оценки результативности применяется аттестация (входящая диагностика, промежуточная и итоговая аттестация) и текущий контроль. Входящая диагностика проводится в начале первого года обучения (сентябрь) с целью выявления у ребят склонностей, интересов, ожиданий от программы, имеющихся у них знаний, умений и опыта деятельности по данному направлению деятельности. Текущий контроль – систематическая проверка учебных достижений, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной общеобразовательной программы по завершению всего образовательного курса программы. Промежуточная (и итоговая) аттестация обучающихся по программам проводится по итогам учебного года (май). Если обучающийся в течение учебного года добивается успехов на мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях и др.) различного уровня, то он считается аттестованным и освобождается от процедуры промежуточной аттестации. Формы аттестации и текущего контроля: опрос, собеседование, игра, наблюдение, специально подготовленные задания, контрольные вопросы, участие в викторинах, решение кроссвордов, отгадывание ребусов, выполнение творческих индивидуальных и групповых заданий, а также участие в мероприятиях разного уровня и другие на усмотрение педагога. Также отслеживается творческий рост каждого ребенка. Заполняются карточки «Учет творческого роста, результатов обучения и личностного развития учащихся». Результаты освоения программы определяются по трем уровням. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Критерии уровней сформированной образовательной деятельности учащихся. уровень – учащийся освоил практически весь объем знаний и овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. Способен самостоятельно организовать рабочее место, соблюдает правила техники безопасности в течение работы, аккуратно оформляет работу. Терпелив, активен, постоянно проявляет интерес к творчеству. уровень - учащийся освоил половину объема знаний и овладел половиной умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период, выполняет задания на основе образца. Ему необходимо побуждение извне для приобщения к делам Центра. уровень - учащийся освоил менее половины объема знаний и овладел менее половины умений и навыков, чем предусмотрено программой за конкретный период, в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога. Программное обеспечение предполагает собственную систему оценки. Педагог ведет оценку с использованием таблиц мониторингов «Показатели успешности освоения образовательной программы» и «Показатели успешности Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: 1. входящий контроль (сентябрь - анкета); 2. текущий контроль (в течение всего учебного года – мониторинг знаний и умений, выставка работ); 3. промежуточный контроль (январь – тесты, выставка); 4. итоговый контроль (май – выставка работ, итоговый тест). Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. Учебно-тематический план № 1 2 Тема урока Кол/час Практическое Теоретическое занятие занятие Вводное занятие. История 2 развития ремесла Материаловедение Формы контроля 1 1 4 2 2 Наблюдение 40 37 3 Наблюдение 20 18 2 Анализ сделанных работ с указанием недочетов и ошибок. 40 38 2 Анализ сделанных работ с указанием недочетов и ошибок. 38 36 2 Анализ сделанных работ с указанием недочетов и ошибок. 144 130 14 Закон цветоведения Декупаж. 3 Изделия из фетра 4 5 Поделки из бечевки, джутового шпагата 6 Паперкрафт Итого Содержание программы 1ТЕМА: Вводное занятие Введение в образовательную программу. Знакомство с обучающимися, анкетирование, собеседование, тестирование, правила поведения и содержание программы занятий, инструктаж по охране труда Теория. Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе. Игра на знакомство, анкетирование. Экскурсия по ДДТ. 2Тема Материаловедение Дизайнерские возможности. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами, которые используются в работе. 3 Тема Цветоведения Понятие цвета, цвет ведение Практика: Познакомить учащихся с основами цвет ведения; дать понятия основных, составных цветов; холодного и теплого цветов; цветового контраста. 4 Тема Прямой декупаж на стекле Оформление (бутылки, вазы, подсвечника Теория: Правила прямого декупажа на стекле Практика: Правильная подготовка стеклянной поверхности. Соединение рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями. 5 Тема «Роскошь и старина. Обратный декупаж. Понятие обратного декупажа Теория: Понятие обратного декупажа. Практика: Секреты и нюансы декора в обратном порядке. Освоение техники. 6 Тема Ажурный декупаж Теория: Знакомство с различными приемами декорирования Практика: Использование дополнительных средств (декоративная паста для декупажа, стразы, бусы и др.); 7 Тема Украшение из фетра Теория: Разновидности украшений. Практика: Изготовления украшения «цветок» Тема Шкатулки, баночки-карандашные, сувенирные сумочки Теория: Технология изготовления. Подбор материала. Практика: Изготовление шкатулки, баночки-карандашные, сувенирные сумочки Изделие с национальным колоритом использования основной символики: Зарисовка отдельных элементов и полных орнаментальных композиций. Тема Работа с Бурятским национальным орнаментом Практика: Стилизация. Тема Изготовление медальонов и оберегов. Теория: история оберегов и медальонов. Практика: Медальоны-обереги, кулоны, сувенирные подвески, рукавичка. Тема Русский национальный узор. Теория: значение русских узоров. Практика: выполнение русских узоров в технике аппликации. Тема Куклы обереги Теория: история оберегов. Практика: изготовление куклы оберега. Тема Куклы скрутки Теория: история русских кукол. Практика: изготовление куклы. 8 Тема Паперкрафт Графическая подготовка в бумажном моделировании Теория. Графическая подготовка в бумажном моделировании Конструирование из плоских деталей Конструирование из объемных деталей Проектирование и создание вариативных моделей. Использование компьютерных технологий. Литература для педагога: Алексеев С.С. О цвете и красках. – М.:Искусство. 2004 Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 2006 Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества - Волгоград: Учитель, 2008. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-6 лет – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. История ремесел. Детская энциклопедия. – М., 2000. М.С. Кочев «Секреты бересты», Сыктывкар, 2000 В.Г Махнюк Береста. Техника, приёмы, изделия: Энциклопедия. - М.АСТПРЕСС ЕНИГА. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику - М.: Педагогическое общество России, 2005. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2005. Ф. Ускова «Береста. Русское золото» - М.: Профиздат, 2007 Немов Н.С. Психология, 2т., - М, 1997 . Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. 1996. Литература для обучающихся: История ремесел. Детская энциклопедия. – М., 2000 Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М., 1994. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Фирма «Т-Око», 1992. Клевенская Т.М., Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. – М.: Агропромиздат, 1988. М.С. Кочев «Секреты бересты», Сыктывкар, 2000 Максимук, А.М. Предметы интерьера, сувениры и украшения из природных материалов [Текст] / А.М.Максимук. - Р- н- Д.: ФЕНИКС, 2005.- 208с. Малахова, Е. Изготовление искусственных цветов [Учебный курс] / Е. Малахова. - Р-н- Д.: ФЕНИКС, 2000.- 20 с. В.В. Финягин «Изделия из бересты» АСТ «Астрель» Москва 2001 Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.: Просвещение, 1991. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: Академия развития, 1997. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Просвещение, 1985. Филенко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение, 1976. Список электронных ресурсов и литературы История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriyadekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/ Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0 Декоративно-прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-4124/ Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/ Дизайн http://www.excentrika.ru/design URL: http://www.7ya.ru/article/Psihologiya-obucheniya-risovaniyu/ Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства: [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/214267/