Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Лазерная обработка дерева и коровьего рога

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Бичурский Дом детского творчества»

Утверждена приказом директора ДДТ «_____
От «____» ___________20___г
Директор ДДТ___________________
Н.В.Тимофеева

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Лазерная обработка дерева и коровьего
рога»
Направленность: художественно техническая
Для обучающихся 13-16 лет,
1 года обучения
Составитель: Гаврилов Михаил Климович
педагог дополнительного образования

Бичура 2020

Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности «Художественная обработка древесины и коровьего рога
лазером»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа художественной
направленности «Художественная обработка древесины и коровьего
рога лазером» разработана на основе: - Федерального закона от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», - Концепции развития дополнительного образования
детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), - Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».При разработке
дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Художественная обработка древесины и коровьего
рога лазером» были использованы «Методические рекомендации по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей,
включая детей-инвалидов с учётом особых образовательных
потребностей», утверждённые распоряжением Правительства
Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р и письмо
комитета общего и профессионального образования Ленинградской
области от 1 апреля 2015 года № 19- 2174/15-0-0 «О методических
рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ различной направленности».
Настоящая программа составлена с учетом требований
действующих учебных программ общеобразовательных
учреждений по столярному делу для 5-9 классов, опыта
работы кружков декоративно-прикладного искусства. Цель
дополнительной обще развивающей программы художественной
направленности «Художественная обработка древесины и коровьего
рога лазером» создание условий для личностного и
интеллектуального развития обучающихся, формирования у них
практических умений и навыков художественной обработки
древесины и рога. Задачи дополнительной общеразвивающей
программы художественной направленности «Художественная
обработка древесины и рога лазером»
Обучающие:
обработки древесины и рога;

ы
и рога для создания художественных образов и предметов быта;
работы, способы хранения древесины;
чить технологию работы лазером;
обработки коровьего рога;
работать различными инструментами,
приспособлениями работа на токарных станках. Развивающие:
– творческие способности
обучающихся;
эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям
действительности;
Развивать моторику рук,
Повышать познавательную и творческо-поисковую активность
детей.
Воспитывающие:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к
народному творчеству и к новым,
современным направлениям народного творчества;
где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим. Актуальность
дополнительной
общеразвивающей
программы
художественной
направленности «Художественная обработка древесины и коровьего рога
лазером» заключается в реализации прав детей на участие в программах
дополнительного образования. Принимая во внимание «Методические
рекомендации по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в
возрасте от 13 до 16 лет, обучающихся по дополнительным образовательным
программам, в общей численности детей этого возраста до 70- 75 %» ,
утверждённые Министерством образования и науки 1 июля 2014 года № ВК102/09 данная программа имеет важное значение в решении одной из
важнейших задач государственной образовательной политики на
современном этапе. Педагогическая целесообразность дополнительной
общеразвивающей
программы
художественной
направленности
«Художественная обработка древесины и рога лазером» состоит в том, что
она направлена на расширение знаний, умений и навыков обучающихся
по программе профессионально-трудового обучения (столярное дело), на
формирование основных компетенций, на коррекцию познавательной
деятельности, мышления, моторики
учащихся,
на
развитие их
творческих способностей, эстетическое воспитание, профориентацию через
усвоение традиций народа.
Среди самых распространенных видов
декоративно – прикладного
искусства по художественной обработке
древесины в нашей стране были выпиливание, выжигание, резьба по
дереву.Много вековая культура художественной обработки древесины

имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в
поколение при украшении жилища, создании бытовых декоративных
изделий.
Несложность оборудования, наличие инструментов и
приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься
выпиливанием, выжиганием, резьбой по дереву. Изучение
курса
художественной обработки древесины позволяет детям и подросткам
приобрести обще трудовые и частично специальные знания, а также
обеспечит им интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие. В
процессе занятий на кружке у школьников Формируются представления
о месте и роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, в
создании материальной среды, развивается пространственно образное
мышление, зрительная память, творческие способности и эстетический вкус,
расширяется кругозор. Дети приобретают трудовые умения и навыки,
которые могут стать основой для будущего профессионального
самоопределения. В процессе работы по программе осуществляется
исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности,
воображения,
пространственной ориентировки. Программа содержит
установку на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои
возможности.
Отличительной
особенностью
дополнительной
общеразвивающей
программы
художественной
направленности
«Художественная обработка древесины и коровьего рога лазером» в том, что
она разработана с учетом современных технологий обработки специфики
усвоения знаний, умений и навыков обучающимися
- «пошаговом» предъявлении материала,
- дозированной помощи взрослого,
- использовании адекватных возможностей и потребностей обучающихся
современных технологиях, методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающихся, так и компенсации индивидуального
развития. Наряду с общими задачами профессионально-трудового обучения
решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной
деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в
формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы
работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о
проделанной работе);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
Новизна данной программы заключается в объединении традиций народа в
изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и коровьего
рога и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося.
Темы программы помогают обучающимся ознакомиться с особенностями
профессий, связанных с деревообработкой: столяр-плотник, резчик по

дереву,
а так же способствуют развитию и раскрытию творческих
(индивидуальных) способностей обучающихся.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности «Художественная обработка древесины и рога лазером»
рассчитана на обучающихся 5-9 классов в возрасте 13 – 16 лет, обладающие
необходимыми способностями и проявившие личное желание, не имеющие
медицинских противопоказаний.
Минимальный возраст детей для
зачисления на обучение 13 лет. Зачисление обучающегося в объединение
производится с согласия родителей (законных представителей). Сроки
реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Художественная обработка древесины и коровьего рога
лазаром» - 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
II.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности
«Художественная обработка древесины и коровьего рога» (4часа в неделю)
№ Название разделов, тем
Кол-во часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
I Введение. 4 ч. – Опрос
II Основы материаловедения. 4 ч. – Опрос
III Выпиливание лазером. 50 ч. Наблюдение за работой
IV Обработка коровьего рога. 30ч Наблюдение за работой
V Токарная обработка дерева. 52 ч. Наблюдение за работой
VI Подведение итогов 4 ч.
- Выставка работ
Итого 144ч
5
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Охрана труда, электро и пожарная безопасность
при работе в столярной мастерской.
Теория (1 час).Знакомство с кружковцами.Цели и задачи кружка.
Обсуждение плана работ. Правила поведения в мастерской,правила работы с
инструментами, оборудованием.Первичный инструктаж по технике
безопасности.
Тема 2. Мастерство и деятельность человека. Общие сведения о народных
ремеслах. Теория (1 часа).Сведения об истории возникновения и развития
деревообрабатывающих промыслов художественной обработки материалов.
Тема 3. Рабочее место мастера. Теория (2 час).Создание мастерской для
творческой работы. Оборудование мастерской рабочим местом. Наличие
столярных,
специальных
электрифицированных
инструментов
и
приспособлений.

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (4 часа)
Тема 1. Строение древесины. Классификация древесных пород. Теория (1
час).Изучение
строения древесины
по торцевому
срезу ствола.
Классификация пород повидам (хвойные, лиственные);твердости (твердые,
мягкие, очень мягкие);строению (ядровые, заболонные).Рассматривание
образцов разных пород древесины.
Тема 2. Характеристики некоторых пород древесины. Теория (2 час).
Характеристика хвойных и лиственных пород распространенных в нашей
полосе (цвет древесины, техническая характеристика, промышленное
применение, область распространения). Изучение характерных признаков
пород по образцам.
Тема 3. Основные свойства и пороки древесины. Теория (1 час).Основные
свойства дерева и древесины. Пороки древесины.Сучки. Трещины. Пороки
строения (наклон волокон, смоляные кармашки, прорость). Гниль.
Червоточины. Рассматривание и классифицирование пороков по образцам.
ВЫПИЛИВАНИЕ НА ЛАЗЕРНОМ СТАНКЕ (50 часов)
Тема 1. ЛАЗЕРНОЕ УСТРОЙСТВО, назначение.Заправка. Теория (6 час).
Устройство, назначение. Подготовка
к работе. Способы заправки .
Практическая работа (44 час). Подготовка к работе. Теория.Назначение и
виды орнамента. (симметрия ;орнаментальные розетты и полосы ;сетчатый
орнамент).Плоские и объёмные изделия, изделия округлённой формы;
изделия со сложным орнаментом. Практическая работа .Задание программы
рисунка и различных орнаментов для выполнения.
Тема 3. Технические приёмы выполнения. Теория. Технология выпиливания
как разновидность оформления изделия. Особенности работы , исправимый и
неисправимый брак при выпиливании. Стандартные приемы выпиливания.
Практическая работа.
Тема 4. Рамка для фотографии. Практическая работа Выбор рисунка,
подготовка основы для выпиливания . Оформление изделия.
Тема 5. Корзиночка для конфет. Практическая работа.Выбор рисунка,
подготовка основы для выпиливания .Подготовка заготовки. .Выпиливание
деталей по внешнему контуру к корзиночке для конфет. Выпиливание
деталей по внутреннему контуру к корзиночке для конфет. Зачистка деталей
изделия. Подгонка. Сборка и отделка изделия.
Тема 6. Изготовление изделия по выбору. Практическая работа .Выбор
тематики работ. Работа над объектом по образцу: подготовка основы.
.Выпиливание деталей по внутреннему и внешнему контуру. Отделка,
шлифовка, склеивание деталей, лакирование.
Обработка коровьего рога (30 часов)
Тема 1. Инструменты и приспособления для выполнения работ. Правила
безопасной работы. Инструменты и приспособления для выполнения работ
по обработке рога. ТБ при работе Охрана труда.
Тема 2.Способы и технология декорирования изделий. Теория . Подготовка
материалов.

Тема 3. Теория Технология изготовления изделий. Основные приёмы
выполнения. Практическая работа Освоение приёмов работы с рогом.
Тема 4. Работа над объектом. Практическая работа .Подготовка основы к
работе, выбор изделия .Работа над объектом. Отделка изделия. Лакирование.
Тема 5. Изготовление изделия по выбору и декорирование. Практическая
работа.Выбор тематики работ ,общественно-полезная направленность
изделия .Подбор материала для изделия. Обработка основы изделия .Отделка
изделия. Лакирование поверхности изделия.
ТОКАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА на токарно- копировальном станке (52
часа) Тема Назначение и применение. Виды обработки.Токарная обработка
— это обработка древесины с целью придания ей особой формы.
Рассматривание различных изделий, украшенных резьбой. Изучение
образцов. Нахождение характерных признаков различных видов
. Тема 2. Материалы, применяемые для токарной обработки дерева , условия
их выбора..
Теория. Осина, тополь, береза – материалы для обработки. Их «плюсы»
и «минусы».
Тема 3. Организация рабочего места. Оборудование, инструменты и
приспособления, применяемые для работы
. Теория. Охрана труда при выполнении токарных работ. Инструменты
общего назначени. Приспособления
для
закрепления заготовки.
Оборудование Основные правила обращения с инструментом по дереву.
Практическая работа. Подготовка заготовки .Освоение приемов крепления
заготовки.
Тема 4.
Практическая работа. Выбор шаблона. Подборка материала. Изготовление
основы изделия. Обработка основы изделия. Составление резной композиции
и перенос её на заготовку. Шлифовка. Отделка изделия лаком. Правила
безопасности при работе с лаком.
Тема 7Практическая работа Выбор изделия. Подборка материала.
Изготовление основы изделия .Вытачивание деталей. Составление резной
композиции и перенос её на заготовку. Выполнение резьбой самостоятельно
выбранного орнамента из различных геометрических элементов. Отделка
изделия.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (4 часа) Выставка детского творчества. Выставка
работ и их обсуждение. Подведение итогов кружка. Анкетирование
IV. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические
условия
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
художественной
направленности «Художественная обработка древесины и коровьего рога»
обеспечивают её реализацию в полном объеме, качество подготовки
обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения
и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам и потребностям обучающихся. Создание

специальных условий, способствующих освоению программы: • обеспечение
психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей
ребёнка
соблюдение
комфортного
психоэмоционального
режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательной
деятельности, повышения его эффективности, доступности); • обеспечение
здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,
соблюдение санитарногигеенических правил и норм);
Обязательным требованием к организации образовательного процесса по
дополнительным общеобразовательным программам является обучение без
домашних заданий и бального оценивания знаний детей. Форма обучения:
очная. Занятия проводятся в столярной мастерской, которая отвечает
требованиям санитарии и противопожарной безопасности, оснащена
необходимым количеством оборудования и инструментов. В мастерской
много опасных предметов, которые требуют правильного и умелого
обращения. Поэтому здесь нужно строго соблюдать правила поведения.
Учащиеся обязаны знать, строго и точно выполнять все инструкции по
безопасности труда и санитарной гигиене. Кружковцы во время занятий
должны работать в рабочей форме. Программа предусматривает проведение
теоретических и практических занятий. Форма занятий:
Беседы.
Объяснения Рассказы Практические работы Выставки Творческие отчеты
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная; коллективная
(групповая). Методы обучения: Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические
занятия;
Репродуктивные,
проблемно-поисковые:
повторение,
конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы. В
структуре программы приоритетными направлениями являются: выполнение
практических упражнений по отработке приёмов и техники художественной
обработки древесины и рога; изготовление разнообразных изделий из
древесины и коровьего рога. Особое внимание придается получению
законченного изделия с приданием ему товарного вида. Условия набора:
кзанятиям допускаются дети, посещающие общеобразовательную школу,
проявившие личное желание, не имеющие медицинских противопоказаний.
Наполняемость группы: не более 10 человек Срок освоения программы: 1
год обучения (с 01 сентября 2020 года по 25 мая 2021 года) - 29 учебных
недель Объем нагрузки в неделю: 4 часа в неделю Продолжительность
занятия: 45 мин. Перерыв меду занятиями 10 минут.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ходе
обучения
по
дополнительной общеразвивающей программе
художественной направленности «Художественная обработка древесины и
рога» обучающиеся приобретут совокупность знаний, умений, навыков,
личностных качеств и компетенций. Будет знать: Будет уметь: Сможет

решать следующие жизненно практические задачи: -Инструменты и
материалы для художественной обработки рога и древесины. Устройство и
применение лобзика и резака. – Строение и свойства древесины. Материалы, используемые для резьбы. – Основные виды резных орнаментов.
– Организовать рабочее место. Безопасно пользоваться инструментами. Выбирать и разрабатывать с помощью учителя рисунки для художественной
обработки
изделия.
-Подготавливать
поверхность
изделия
для
художественной обработки; осуществлять художественную отделку
поверхности
изделия.
-Самостоятельно
разрабатывать
варианты
художественного оформления изделий. -Применять основные средства
художественной
выразительности
в
самостоятельной
творческой
деятельности. -Самостоятельно оформлять изделия в повседневной жизни. Выражать себя в доступных формах
Способы переноса изображения на заготовку. - Способы отделки готовых
изделий. -Основы столярной (ручной и механической) подготовки
поверхности древесины к отделке. -Особенности отделки древесины и рога
лакокрасочными материалами.
- Составить план работы над будущим изделием. Переносить изображение на
заготовку. Использовать стандартные приемы резьбы. Исправлять дефекты
материала изделия. Правильно соединять детали готовых изделий. –
Использовать лаки, красители в соответствии правилами техники
безопасности. – Анализировать качество работы изделий.
Художественно прикладного творчества. - Применять комплекс качеств для
безопасной жизнедеятельности во время работы с ручными инструментами.
Личностные результаты:
• повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и
любознательности;
• формирование ценностных ориентаций;
• формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и
сотрудничеству со сверстниками и педагогами
; • навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
• развитие жизненных, социальных компетенций;
• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной
отзывчивости, понимание и сопереживание, эмоционального отношения к
искусству;
• воспитание эстетического вкуса и духовных качеств: настойчивость,
выдержка, трудолюбие, целеустремленность;
• удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении
дополнительного образования.
VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Система оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы художественной направленности «Художественная обработка
древесины и коровьего рога» состоит из следующих видов контроля: текущий контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем

программы; - итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения
содержания программы в целом. Текущий контроль по овладению
содержанием программы осуществляется непосредственно на занятиях,
устно отмечается результат достижений каждого конкретного ученика, его
индивидуальный рост и достижения. Оцениваются устные ответы и
продукты деятельности. Отметки не выставляются.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Форма
подведения итогов реализации программы: отчетная выставка творческих
работ для педагогов и родителей. Основной показатель работы творческого
объединения – участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества
различного уровня. В мониторинге для отслеживания результативности
обучения по дополнительным общеразвивающим программам с учетом
планируемых результатов освоения программы используются:
• карта оценки результатов освоения программы
•
анкета
степени
удовлетворенности
обучающихся
качеством
дополнительного образования
• учет творческих достижений обучающихся(участие в конкурсах, выставках
декоративно-прикладного творчества).
Анкета
степени
удовлетворенности
обучающихся
качеством
дополнительного
образования
Название
творческого
объединения_____________________________________________
Цель: определить степень удовлетворенности обучающихся качеством
образовательного процесса дополнительного образования
Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить
степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 — совершенно
согласен; 3 — согласен; 2 — трудно сказать; 1 — не согласен; 0 —
совершенно не согласен.
Приложение №3
Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной
программе
№ п/п
Показатели (оцениваемые параметры)
Критерии Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное кол-во баллов
Методы диагностики (примерные)
I Теоретическая подготовка: 1.1. Теоретические знания, предусмотренны е
программой Соответствие теоретических знаний ребенка программным
требованиям
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний
предусмотренных программой)
1 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. средний уровень
(объем усвоенных знаний составляет более ½) 5 максимальный уровень
(ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период) 10
1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность терминологии
минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять
специальные термины) 1 Собеседование средний уровень (ребенок сочетает
специальную терминологию с бытовой) 5 максимальный уровень
(специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием) 10
II Практическая подготовка: 2.1. Практические умения и навыки
,предусмотренные программой
Соответствие практических умений и
навыков программным требованиям
минимальный уровень(ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой)
1 Контрольное задание
средний уровень (объем усвоенных умений и
навыков составляет более ½) 5 максимальный уровень (ребенок освоил
практически весь объем знаний, предусмотренных программой за
конкретный период) 10
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением
Отсутствие затруднений в использовании оборудования и оснащения
минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при
работе с оборудованием) 1 Контрольное задание средний уровень (работает
с оборудованием с помощью педагога) 5 максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 10
2.3. Творческие навыки и личные достижения
Креативность в выполнении практических заданий
минимальный уровень (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагога)
1 Контрольное задание средний уровень (выполняет в основном задания на
основе образца) 5 максимальный уровень (выполняет практические задания с
элементами творчества, участвует в конкурсах) 10
III Личностные результаты: 3.1. Личностное развитие Соответствие
планируемым личностным результатам
минимальный уровень умений (обучающийся нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога)
1 Наблюдение
средний уровень(обучающийся действует в основном самостоятельно, в
случаях затруднения может обратиться за помощью к педагогу или
обучающимся)
максимальный уровень(обучающийся действует самостоятельно и может
организовать других) 10
История художественной обработки древесины Художественная обработка
дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране
деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные
предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из
важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной
культуре народа. Подлинных памятников древнерусского искусства

относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным
источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно,
что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из
древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь, которую
украшали геометрической и контурной резьбой. XV век стал веком расцвета
национального искусства и ремесла. Произведения декоративно-прикладного
искусства XV в. стали образцами для мастеров многих последующих
поколений. Примером тому могут служить резные иконостасы, в ясной и
законченной композиции в которых преобладает плетеный орнамент,
состоящий из форм, напоминающих растительные мотивы. В
деревообрабатывающих мастерских Оружейной палаты изготовляли
различные изделия, украшенные резьбой, в которой преобладал
растительный узор, состоящий из побега с листьями сложных очертаний,
цветов и гроздей винограда. Резные украшения выполнялись на массиве и
накладными в технике плоскорельефной и горельефной резьбы. Для отделки
применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми
красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику,
смоляные лаки. В XV–XVI вв. во многих русских городах было широко
развито производство деревянной точеной и резной посуды. Посуду
отделывали серебром и золотом, расписывали, пропитывали олифой. Один из
таких промыслов сохранился до наших дней – это знаменитая хохлома. Для
русского искусства XVII в. характерны творческий размах, смелость,
жизнерадостность, стремление к реализму. Представление о виртуозном
мастерстве русских плотников дает сохранившийся до наших дней шедевр
деревянного зодчества – ансамбль построек на острове Кижи Онежского
озера, среди которых самой ранней (1714 г.) является двадцатидвуглавая
Преображенская церковь (см. рис. 1, с. 27). Хотя этот ансамбль относится к
более позднему времени по стилю, композиции, декоративности общего
решения и приемам строительного мастерства, он очень близок деревянной
архитектуре XVII в. Во второй половине XVII в. в царском дворце
появляется мебель, привезенная из-за границы, в основном из Германии и
Голландии. В Россию приглашаются также мастера «разных художеств», в
том числе и мебельщики. В Оружейной палате осваивают изготовление
художественной мебели. На рубеже XVII и XVIII вв. произошло разделение
столяров на белодеревцев и краснодеревцев. К бело деревному промыслу
относили производство столярных изделий из древесины преимущественно
хвойных пород. Такие изделия либо оставляли в неотделанном «белом» виде,
либо окрашивали краской, которая полностью закрывала поверхность
древесины. К краснодеревному промыслу относили производство столярных
изделий, изготовленных из твердолиственных пород или из хвойных, менее
ценных пород, но облицованных ценными породами. Начиная с XVIII в. в
русском искусстве ясно обозначаются два направления: народное,
преимущественно крестьянское искусство, и искусство господствующих
классов. Если

в искусстве народных мастеров, тесно связанном с патриархальным
крестьянским бытом, изменения происходили медленно и постепенно, то в
искусстве господствующих классов с выходом России на Европейскую
арену, развитием экономических и культурных связей произошли
сравнительно быстрые и решительные перемены. В русском искусстве
первой половины XVIII в. сложился стиль барокко, для которого характерны
пышность и повышенная динамичность форм, беспокойный ритм линий,
праздничный декор с пенками, раковинами, головками купидонов и др.,
прославляющий власть и богатство. Развитие художественной обработки
дерева в первой четверти XVIII в. связано со строительством Петербурга,
куда из многих городов страны, а также из-за рубежа были собраны лучшие
мастера – плотники, столяры и резчики. Основным средством украшения
интерьеров, как в дворцовых помещениях, так и в храмах, остается резьба,
искусство которой достигает в середине XVIII в. наивысшего расцвета. Затем
в России наступил период классицизма, возродившего художественные
идеалы античности. Так, к середине XIX в. русскими мастерами были
освоены практически все способы художественной обработки древесины, все
приемы декорирования изделий, основные виды столярных соединений и
конструкций, самые разнообразные виды деревянных изделий, которые в
последующие годы лишь повторялись с незначительными добавлениями. В
свою очередь кустарные производства, связанные с обработкой древесины,
развивались во многих районах России, в частности в Нижегородской и
Вятской губерниях. Мастера-кустари выпускали различные деревянные
изделия – домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т.п. Изделия
народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных
ярмарках кустарной промышленности. В конце XIX в. в связи с развитием
промышленного производства кустарные промыслы постепенно приходят в
упадок. Самодельная утварь и посуда даже в условиях сельской жизни
заменяется готовыми фабричными изделиями. Выходит из моды резная
мебель, резные ларцы и другие изделия. Все больше и больше мастеров
уходят работать на фабрики и заводы. После войны 1914–1918 гг., на которой
погибло немало талантливых мастеров, многие промыслы практически
прекратили существование. После октябрьской революции предприятия
мелкой и кустарной промышленности были объявлены неприкосновенными,
не подлежащими национализации. Кустарям разрешалось свободно
торговать своими изделиями. Они стали объединяться в артели и
товарищества. В 30-е годы многие промыслы располагали крупными
производственными цехами, их изделия экспортировались за рубеж и
широко распространялись на внутреннем рынке. При промыслах были
организованы школы обучения ремеслу, где готовились кадры мастеров
декоративно-прикладного искусства. В послевоенные и последующие годы
развитие промыслов, связанных с художественной обработкой дерева, шло
по-разному. Одни из них расширяли свое производство, другие, в связи с
оттоком молодежи в крупные города, – сокращали. Однако интерес к
изделиям народных художественных промыслов никогда не иссякал, а в

последние годы он заметно усилился. Скажем больше, на сегодняшний день
спрос на художественные изделия из дерева растет и полностью пока не
удовлетворяется. Следовательно, работа, проведенная мною в этом
направлении, будет актуальна и востребована.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013341684, 89503988200

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».