Методические рекомендации по реализации образовательных программ...с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД39/04 "О направлении методических рекомендаций"
23 марта 2020
В целях принятия мер но снижению рисков распространения повой
корон а вирус ной инфекции в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, Минпросвещения России направляет для
учета и использования в работе Методические рекомендации по реализации
образовательных программ начальною общего, основного общего, среднею
общего образования, образовательных программ среднею профессионального
образовании и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
Д.Е. Глушко
Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
1.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 9, ст. 1137), а также
Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226), в целях оказания
методической помощи при реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.

1

2. В настоящих Методических рекомендациях приведены:
примерная модель реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
рекомендации по реализации программ среднего профессионального
образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
примерная модель реализации образовательных программ среднего
профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
особенности реализации учебной и производственной практик при
реализации программ среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
I. Примерная модель реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, а
также дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
3. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования и (или) по дополнительным
общеобразовательным программам с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий:
3.1. разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об
организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе
порядок
оказания
учебно-методической
помощи
обучающимся
(индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового
контроля по учебным дисциплинам;
3.2. формирует расписание занятий на каждый учебный день в
соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая
дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30
минут;
3.3. информирует обучающихся и их родителей о реализации
образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий (далее дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий,
2

графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным
дисциплинам, консультаций;
3.4. обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса
в электронной форме.
4. Выбор родителями (законными представителями) обучающегося
формы дистанционного обучения по образовательной программе начального
общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по
дополнительным общеобразовательным программам подтверждается
документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного
представителя).
5. При реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, а также по дополнительным
общеобразовательным программам с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий образовательной организации
рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в
рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция,
онлайн консультация), технических средств обучения.
6. В соответствии с техническими возможностями образовательная
организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций,
вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием
различных электронных образовательных ресурсов (в приложении к
настоящим Методическим рекомендациям приводится пример организации
урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп).
7. Педагогическим работникам образовательной организации при
реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, а также при реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с
учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные
для обучающихся, ресурсы и задания;
выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или
аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
8. При реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
3

дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному
уполномоченному должностному лицу образовательной организации
рекомендуется взять на себя организацию ежедневного мониторинга
фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном
процессе (заболевшие обучающиеся).
При необходимости допускается интеграция форм обучения, например
очного и электронного обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий.
II. Рекомендации по реализации программ среднего
профессионального образования с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
9. При реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий допускается использование специально оборудованных
помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать
общие и профессиональные компетенции.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные
технологии должны предусматривать возможность приема-передачи
информации в доступных для них формах.
10. При реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий допускается работа обучающихся в "виртуальных группах",
которая происходит при удаленности друг от друга практически всех
субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видеоконференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть
"Интернет".
11. При реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно
отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с
использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
12. Образовательная организация самостоятельно определяет набор
электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в
4

образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом
ресурсов, необходимых для реализации программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
13. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с
применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям)
образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность
доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной
библиотеке) для каждого обучающегося.
В период временного перевода на обучение по программам среднего
профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы
групповые работы (практикумы, проекты).
14. Образовательная организация самостоятельно определяет
требования к процедуре проведения промежуточной и государственной
итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения, в том числе для
лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и может
проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.
15. Для поддержки технологии дистанционного и смешанного обучения,
в частности для управления образовательным процессом и учебными
группами, предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным
материалам при реализации программ среднего профессионального
образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий могут быть использованы цифровые платформы
центров опережающей профессиональной подготовки.
Перечень центров опережающей профессиональной
расположен по ссылке: http://profedutop50.ru/copp.

подготовки

16.
В
случае
невозможности
применения
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения, образовательным
организациям, реализующим программы среднего профессионального
образования, рекомендуется рассмотреть возможность предоставления
каникул - плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных
социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и
календарным учебным графиком образовательной организации, с учетом
положений статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации о времени
простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, либо
перевода обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам.
5

III. Примерная модель реализации образовательных программ
среднего профессионального образования с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
17. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий:
издает организационный приказ о временном переходе на реализацию
образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в связи с особыми
обстоятельствами;
назначаем ответственного за консультирование педагогических
работников и обучающихся по использованию электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
актуализирует имеющиеся в электронном виде методические материалы
по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий для обучающихся, педагогических и административных
работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также
инструкции по размещению учебных материалов,
обеспечивает создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор
письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и
промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса.
18. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий размещает на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" инструкцию для обучающихся и
педагогических работников о том, как получить или восстановить логин и
пароль (в случае использования личных кабинетов), а также инструкции по
организации работы в "виртуальных" и "совместных" группах.
19. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий самостоятельно отбирает и рекомендует для проведения
вебинаров, онлайн консультирования, коллективного обсуждения и

6

коллективного
коммуникации.

проектирования

список

инструментов

виртуальной

20. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий определяет какие учебные дисциплины и междисциплинарные
курсы могут быть реализованы с помощью онлайн курсов, а также какие
учебные дисциплины и междисциплинарные курсы требуют присутствия в
строго определенное время обучающегося перед компьютером, а какие могут
осваиваться в свободном режиме.
21. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий размещает на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" расписание онлайн-занятий,
требующих присутствия в строго определенное время.
22. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий вправе перенести на другой период времени занятия, которые
требуют работы с лабораторным и иным оборудованием.
23. Образовательной организации, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий вправе локальным актом определить, какие элементы учебного
плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и
внести соответствующие изменения в основные профессиональные
образовательные программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.
24. Образовательной организации, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
необходимо
обеспечивать
постоянную
дистанционную
связь
с
обучающимися, а также проводить мониторинг фактического взаимодействия
педагогических работников и обучающихся, включая элементы текущего
контроля и промежуточной аттестации.
7

IV. Особенности реализации учебной и производственной практик
при реализации программ среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
25. Практика может быть проведена непосредственно в организации,
осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
В указанном случае образовательной организации, осуществляющая
образовательную деятельность по программам среднего профессионального
образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий рекомендуется обеспечить возможность
прохождения учебной и производственной практик с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том
числе скорректировав график учебного процесса образовательной
организации.
26. В случае необходимости образовательная организация вправе внести
изменение в календарный график учебного процесса в части определения
сроков прохождения учебной и производственной практик без ущерба по
общему объему часов, установленных учебным планом образовательной
организации.
Изменения, вносимые в график учебного процесса, утверждаются
локальным актом образовательной организации, осуществляющей
образовательную деятельность по программам среднего профессионального
образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.

8

Приложение
к Методическим рекомендациям по
реализации образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования,
образовательных программ среднего
профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных
технологий
Пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи с
использованием платформы Скайп
Шаг 1. Зайти по ссылке https://www.skype.com/ru/free-conference-call/
Шаг 2. Создать бесплатную уникальную ссылку нажимаем на кнопку
"Создать бесплатное собрание" (рисунок 1):

Рисунок 1.
Шаг 3. Скопировать ссылку на собрание и отправьте ее участникам.
Затем нажмите на кнопку "Позвонить" (рисунок 2):

9

Рисунок 2.
Шаг 4. Нажмите кнопку "Присоединиться как гость" (рисунок 3):

10

Рисунок 3.
Шаг 5. Ввести свое имя и нажать на кнопку "Присоединиться" (рисунок
4):

11

Рисунок 4.
Шаг 6. Нажать на кнопку "Позвонить" и начать занятие (рисунок 5).

12

Рисунок 5.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».