Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006

Примерные требования к дополнительным образовательным
программам 06-1844 от 11.12.2006
Руководителям
органов управления образованием
субъектов Российской Федерации
В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки
России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств
по выполнению Программы социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий
Правительства Российской федерации по ее реализации в 2006 году
направляем примерные требования к программам дополнительного
образования детей для использования в практической работе (прилагаются).
Директор Департамента А.А. Левитская

1

Приложение к письму
Департамента молодежной
политики, воспитания и
социальной поддержки детей
Минобрнауки России
от 11.12.2006 № 06-1844
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к программам дополнительного образования детей
Нормативно-правовой аспект.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об
образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет
содержание образования определенных уровня и направленности. В системе
общего
образования
реализуются
основные
и
дополнительные
общеобразовательные программы, направленные на решение задач
формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ.
К
дополнительным
образовательным программам относятся
образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях
профессионального образования за пределами определяющих их статус
основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей,
где они являются основными (Типовое положение об образовательном
учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных
учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в
конкретном образовательном учреждении определяется образовательной
программой
(образовательными
программами),
разрабатываемой,
принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением
самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и
социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
2

 обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации;
 формирование у обучающегося адекватной современному уровню
знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения)
картины мира;
 интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
 формирование человека и гражданина, интегрированного в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование
этого общества;
 воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных
программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса,
качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение
в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно
пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в
первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ
должно:
соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному
общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ
(научно-технической,
спортивно-технической,
художественной,
физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической,
военно-патриотической,
социально-педагогической,
социальноэкономической, естественно-научной);
- современным образовательным технологиям, отраженным в
принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности,
результативности); формах и методах обучения (активных методах
дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях,
конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и
управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности
детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования,
3

инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в
объединении).
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его
интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает
следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое
программы.

обеспечение

дополнительной

образовательной

6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных
дополнительного образования детей.

элементов

программы

1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная
программа;
4

- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная
программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной
программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется
дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования
детей следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебноисследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический
программы может содержать:

план

дополнительной

образовательной

- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и
практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей
возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и
практических видов занятий).
5

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования
детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции
(разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по
постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по
исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской
работы и т.д.
6. Список использованной литературы.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».