Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г

Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
г. Москва
"Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период
до 2025 года"
Дата подписания: 29.05.2015
Дата публикации: 08.06.2015 00:00
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Минобрнауки России:
 с участием заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план
мероприятий по реализации Стратегии и внести его в
Правительство Российской Федерации;
 совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.
Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

1

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года
I. Общие положения
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в
части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.
Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, указов Президента Российской Федерации,
постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования,
физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной,
национальной политики, а также международных документов в сфере защиты
прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным
законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует
обеспечение
воспитания
как
неотъемлемой
части
образования,
взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме
самостоятельной деятельности.
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса
мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и
психологический контекст их развития, формирует предпосылки для
консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на
воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей,
сложившихся в процессе культурного развития России, таких как
человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство,
вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим
собой, своей семьей и своим Отечеством.
2

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов
воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и
дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта,
культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций,
современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического,
системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной
политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений
и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественногосударственной системы воспитания детей в Российской Федерации,
учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного
российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития
страны в мировом сообществе.
Воспитание
детей
рассматривается
как
стратегический
общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных
институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях.
Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:
создание условий для консолидации усилий социальных институтов по
воспитанию подрастающего поколения;
обеспечение
поддержки
семейного
воспитания,
содействие
формированию ответственного отношения родителей или законных
представителей к воспитанию детей;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе
образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психологопедагогической поддержки социализации детей;
создание условий для повышения ресурсного, организационного,
методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности
за ее результаты;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей
успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные
возможности образовательных, культурных, спортивных, научных,
экскурсионно-туристических и других организаций;

3

создание условий для повышения эффективности воспитательной
деятельности
в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность, находящихся в сельских поселениях;
повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых
категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без
попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот),
способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в
общество;
обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и
педагогической компетентности родителей.
Приоритетами государственной политики в области воспитания
являются:
создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,
ориентированной на труд личности;
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного
развития, чувства причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России;
поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
поддержка общественных институтов, которые являются носителями
духовных ценностей;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности
россиян и главным фактором национального самоопределения;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого
ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования,
физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
формирование внутренней позиции личности по отношению к
окружающей социальной действительности;
развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения
прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания
(семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных
религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой
информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и
условий воспитания подрастающего поколения России.
4

III. Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания включает:
содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей
на воспитание детей перед всеми иными лицами;
повышение социального статуса и общественного престижа отцовства,
материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе
традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе
многодетных и приемных;
возрождение
значимости
профессиональных династий;

больших

многопоколенных

семей,

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и
работающих с детьми;
расширение
инфраструктуры
семейного
отдыха,
семейного
образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в
каникулярное время;
поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и
родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению
и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и
традиционной культуры местных сообществ;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по
правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным
вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования предполагает:
обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов,
основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и
способствующих
совершенствованию
и
эффективной
реализации
воспитательного компонента федеральных государственных образовательных
стандартов;

5

полноценное
использование
в
образовательных
программах
воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного,
естественно-научного, социально-экономического профилей;
содействие разработке и реализации программ воспитания
обучающихся
в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к
другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на
подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой
деятельности;
развитие вариативности воспитательных систем и технологий,
нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности
ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и
формирования личности;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных
детей;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую,
физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе
использования потенциала системы дополнительного образования детей и
других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским
языком, языками народов России, иностранными языками, навыками
коммуникации;
знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов
предусматривает:
создание условий, методов и технологий для использования
возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационнотелекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации
детей;
информационное
организационно-методическое
оснащение
воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

6

содействие популяризации в информационном
традиционных российских культурных, в том числе
нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

пространстве
эстетических,

воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях
возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и психическому развитию.
Поддержка
предполагает:

общественных

объединений

в

сфере

воспитания

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных
общественных объединений с образовательными организациями общего,
профессионального и дополнительного образования в целях содействия
реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с
другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах
физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
поддержку ученического самоуправления и повышение
организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

роли

поддержку
общественных
объединений,
содействующих
воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
привлечение детей к участию в социально значимых познавательных,
творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных
проектах, в волонтерском движении;
расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания
детей.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки и на основе отечественных традиций
Гражданское воспитание включает:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской
позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных
культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы,
равенства, взаимопомощи народов;

7

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и
социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых
установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих
правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из
семей мигрантов.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
предусматривает:
создание системы комплексного методического сопровождения
деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании
подрастающего поколения, по формированию российской гражданской
идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину,
готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России
на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе
военно-патриотического воспитания;
повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов,
обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественнополитических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную
выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам
государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества;

8

развитие поисковой
познавательного туризма.

и

краеведческой

деятельности,

детского

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам;
расширения сотрудничества между государством и обществом,
общественными организациями и институтами в сфере духовнонравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными
общинами;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров
и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
эффективное использование уникального российского культурного
наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного,
театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным
ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение
детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным
и мировым произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры
для детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
9

поддержку мер по созданию и распространению произведений
искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных
на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных
ценностей;
создание и поддержку производства художественных, документальных,
научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на
нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе
образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной
культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических
культурных традиций и народного творчества.
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего
поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных
познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения
к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивации к
активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и
спортом, развитие культуры здорового питания;
создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом,
развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития
спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику
наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных
привычек;
предоставление обучающимся образовательных организаций, а также
детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического
10

совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в
соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
использование потенциала спортивной деятельности для профилактики
асоциального поведения;
содействие
проведению
массовых
общественно-спортивных
мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется
посредством:
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания,
потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого
отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и
выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия
своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание включает:
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного
отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов,
умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к
действиям, приносящим вред экологии.
IV. Механизмы реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационноуправленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические
и информационные механизмы.
Правовые механизмы включают:
развитие и совершенствование федеральной, региональной
муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;

и

совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов
семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;
11

развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных
конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также
при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;
нормативно-правовое
регулирование
порядка
предоставления
участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых
условий в части ресурсного (материально-технического, финансового,
кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и
направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.
Организационно-управленческими механизмами являются:
совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для
обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее
ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и
общественного контроля;
консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и
региональном уровнях;
эффективная организация
системе воспитания;

межведомственного

укрепление сотрудничества
организаций в воспитании детей;

семьи,

взаимодействия

образовательных

и

в

иных

системное изучение и распространение передового опыта работы
педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей,
продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;
формирование показателей, отражающих эффективность системы
воспитания в Российской Федерации;
организация мониторинга достижения качественных, количественных и
фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.
Кадровые механизмы включают:
повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей,
как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду,
разработка мер по их социальной поддержке;
развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности
педагогических и других работников на основе разработки и введения
профессионального стандарта специалиста в области воспитания,
совершенствования
воспитательного
компонента
профессиональных
12

стандартов других категорий работников образования, физической культуры
и спорта, культуры;
модернизацию содержания и организации педагогического образования
в области воспитания;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников
образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях
обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам
современного общества и задачам Стратегии.
Научно-методические механизмы предусматривают:
формирование системы организации научных исследований в области
воспитания и социализации детей, процессов становления и развития
российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и
дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта,
культуры;
изучение влияния новых информационных и коммуникационных
технологий и форм организации социальных отношений на психическое
здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное
развитие и формирование личности;
проведение прикладных исследований по изучению роли и места
средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной
сети Интернет в развитии личности ребенка;
проведение
психолого-педагогических
и
социологических
исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях
в области личностного развития современных российских детей.
Финансово-экономические механизмы включают:
создание необходимых организационно-финансовых механизмов для
развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за
счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за
счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих
организаций;
создание гибкой системы материального стимулирования качества
воспитательной работы организаций и работников.
Информационные механизмы предполагают:
13

использование современных информационных и коммуникационных
технологий, электронных информационно-методических ресурсов для
достижения цели и результатов реализации Стратегии;
организацию информационной поддержки продвижения положений и
реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных
средств массовой информации.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии обеспечит:
укрепление общественного
воспитания детей;

согласия,

солидарности

в

вопросах

повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и
укрепление традиционных семейных ценностей;
создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в
воспитание детей;
развитие
общественно-государственной
системы
воспитания,
основанной на межведомственной и межрегиональной координации и
консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной
развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных
механизмах управления;
повышение роли системы общего и дополнительного образования в
воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности
организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
повышение общественного авторитета и статуса педагогических и
других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
доступность для всех категорий детей возможностей для
удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов
в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального
положения семьи и состояния здоровья;
создание условий для поддержки детской одаренности, развития
способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том
числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и
муниципальных целевых программ;

14

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы,
развитие эмпатии;
снижение уровня негативных социальных явлений;
развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и
родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
повышение уровня информационной безопасности детей;
снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
формирование системы мониторинга показателей,
эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
Материал
опубликован
http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

по

отражающих
адресу:

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».