18.03.2021
Здоровый образ жизни учащегося
На современном этапе развития человеческого общества
проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться
актуальной.
Проведённые в последние годы исследования
свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи
России. Одной из основных причин такого положения является то, что у
подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ
жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье.
Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны
окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни
также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их
адаптационным способностям. Важными факторами поддержания здоровья являются
качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и
заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, личная
гигиена, экологически грамотное поведение, психическая и эмоциональная
устойчивость, сексуальное воспитание, отказ от вредных привычек, безопасность
труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.
Основными задачами родителей и педагогов
являются сформировать у учащихся убежденность в необходимости ведения здорового
образа жизни:
- Позитивных
факторах, влияющих на здоровье, правильном (рациональном) питании, о
полезных продуктах, рациональной организации режима дня учебы и отдыха,
двигательной активности;
- Дать
представление о негативных факторах риска здоровью детей, такие как
(гиподинамия, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.);
- Существовании
и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и
других психоактивных веществ, их вредном влиянии на здоровье;
- Влиянии
позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от
общения обучающихся с компьютером, мобильным телефоном, просмотром
телепередач;
- Научить
детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня, делать
осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять
здоровье, выполнять правила личной гигиены, элементарным навыкам
эмоциональной разгрузки (релаксации);
Сформировать: представление об основных
компонентах здорового образа жизни, потребность ребёнка безбоязненно
обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным
с особенностями роста и развития.
Режим дня, учебы и
отдыха
Режим дня – это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим –
это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя
обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию
своего времени.
Ритмичность свойственна человеческому
организму, отдельным его органам и системам. Поэтому организация и строгое
соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и
наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности,
отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными
особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей
и подростков.
Физиологический режим дня обоснован
выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю
жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на
функции организма: привычка ложиться спать в одно и то же время
способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы; прием
пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучше
усвоению пищи и т.д.
Установить единый распорядок дня для
всех учащихся, естественно, невозможно, но основные его моменты должны
соблюдаться каждым:
- Каждый
свой день необходимо начинать с утренней гимнастики (зарядки). Она
облегчает переход от сна к рабочему состоянию, позволяет «зарядить»
организм бодростью на целый день. Родители и педагоги должны понимать, что
кроме утренней гимнастики, физкультпаузы, подвижных игр на переменах,
необходимы регулярные занятия спортом и физическим трудом;
- Соблюдение
личной гигиены – обязательный компонент режима дня;
- Содержать
свое тело и одежду в чистоте необходимо каждому человеку. Ежедневно после
сна и перед сном следует умываться и чистить зубы;
- Руки
необходимо мыть с мылом перед каждым приемом пищи;
- Питаться
надо 4-5 раз в день в строго определенное время.
Формирование позитивного отношения к
режиму дня, как и воспитание любых гигиенических навыков, успешнее проходит в
начальной школе. От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения
режима ежедневно без принуждения, т.к. вызывает у большинства из них внутреннее
сопротивление. Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов
ребенка не столь трудно. Труднее научит школьника выполнить его.
Разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны
родителей помогут ребенку соблюдать режим и это станет обязательным в
поведенческом стереотипе ребенка.
Одним из важнейших моментов режима дня
является отдых, так называемый активный, который заключается в смене одного
вида деятельности другим занятие физкультурой и спортом, прогулки, игры,
пребывание на свежем воздухе.
Правильный режим дня школьника залог
крепкого здоровья и хорошей учебы.