Программ Креативное творчество

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Бичурский дом детского творчества»
Утверждена приказом директором ДДТ _____
____ ___20______г

Директор ДДТ _________________
Н.В Тимофеева

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Креативное творчество»
Направленность: художественная
Для обучающихся :14-16 лет, 1 года обучения

Составитель: Т.А Васильева педагог дополнительного образования.

Бичура 2020г

Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенир» по обучению
(основам различных видов декоративно-прикладного творчества). Программа
модифицированная, составлена с учетом современных требований и с опорой
на нормативные источники:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах
по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О
национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;
5. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
6. письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013
№ 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств»;
7. постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиП
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
(зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, per. № 33660);
8. Образовательная программа дополнительного образования детей
«Сувенирная мастерская» разработана в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 07.03.1995№233 «Об
утверждении Типового положения об образовательном учреждении
дополнительного образования детей (в редакции от 07.12.2006№752)
письмом Минобразования России от 11.2006№061844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
В основу программы положено обучение, основанное на развитии
интереса и
творческих возможностей детей. Все объекты труда
подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование
допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую
значимость; давали представление о традиционных художественных

видах обработки различных материалов; посильны детям 14-16 летнего
возраста. Широкий набор деятельности и материалов для работы
позволяет не только расширить кругозор детей, но и позволяет
каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти
свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет
благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать
осознанному выбору профессии, выбору любимого дела (хобби).
Направленность программы
Тип программы - муниципальная по значимости.
Художественная - по основному содержанию и направлению деятельности.
Вариативная – поисковая - по срокам реализации программы в зависимости
от возраста и способностей, широкому выбору возможностей приобретения
знаний.
Инновационная - использование основных принципов личностноориентированной педагогической технологии развивающего обучения
направленной на повышение уровня самообразования детей.
Профессионально-ориентированная – по созданию условий для овладения
учащимися определенной совокупности умений и способов деятельности.
Интегрированная – объединяющая в целое; целостность личности и
образования как технология, соединяющая освоение знаний, способности к
деятельности, опыт творчества, общения).
Актуальность
Данная программа является актуальной на сегодняшний день она связана
использованием комплексного метода обучения, направлена на развитие во
взаимосвязи и взаимодействии. В программе четко соблюдаются принципы
наглядности, последовательности. Программа опирается не только на опыт
предыдущих поколений, но и на современные тенденции, а также
пробуждает интерес учащихся к созданию авторских неповторимых изделий
декоративно-прикладного творчества народных промыслов.

Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в
творчестве, воплощение в художественной работе собственной
неповторимости и индивидуальности.

Задачи:





научить обучающихся различным техникам декоративно-прикладного
научить учащихся грамотно описывать ход работы, оформлять
полученные результаты работы в виде реферата, презентации с
использованием ИКТ;
организовать практическое участие учащихся в творческом
проектировании и успешной презентации полученных результатов на
конкурсах различного уровня.

1. Образовательные:




обучить воспитанников основам декоративно-прикладного искусства;
обучить работе различными видами технологий художественной
обработки и декорирования изделий;
обучить основам технологического процесса изготовления изделий.

2.Развивающие:



развивать индивидуально- творческие способности воспитанников;
Развивать коммуникативные способности.

3.Воспитательные:






воспитать эстетический вкус, трудолюбие;
воспитать уважительное отношение к труду, формировать духовную
культуру и устойчивый интерес к декоративно- прикладному
искусству;
воспитать уважение к работающему человеку;
привить любовь к традиционному народному искусству, к культуре и
традициям декоративно-прикладного творчества Республики Бурятии,
малой Родины.

4.Профориентационные:


обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях.
Отличительные особенности программы:

Данная программа отличается от других наличием разнообразных тем
отвечающая современным запросам молодежи, а также характером и
способом изложения материала, взаимосвязью разных по структуре тем,
доступностью изложения.

Программа позволяет учащемуся, не пройдя первого года обучения, начать
обучение со второго года. Но имеющие знания и умения первого года
обучения, с успехом применяют их для декоративной отделки изделий
различного направления.
Кроме того, «особенность данной программы состоит в том, что связь теории
с практикой строится на базе не только умений автора программы, но и на
базе «местного» опыта – изучение. Программа разработана таким образом,
что во время работы студии дети не только осваивают тайны мастерства
ремесла, но и пытаются найти новые оригинальные соединения традиций и
современных стилей».
Логика построения содержания заключается в последовательном обучении
обучающихся различным техникам и изучении особенностей творческого
проектирования в области декоративно – прикладного творчества.
Для учащихся 14-16 лет педагог является коллегой по работе – это
отношения равноправных партнёров, которые увлечены общей работой и
взаимно обогащаются знаниями и опытом. Главное для педагога – увлечь
воспитанников, показать им значимость их деятельности и вселить
уверенность в своих силах.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год.
1 год -144часа в год (4часа в неделю)
Занятия 2 часа с 15 минутным перерывами через 45 минут для отдыха детей
и проветривания помещения.
Формы занятий:
Основные формы проведения занятий – групповая, индивидуальная работа,
проектная деятельность, мастер-классы.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программы у учащихся сформированы основные
компетенции:
Предметные результаты


приобретение опыта работы различными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах деятельности ДПИ;










формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; развитие эстетического,
эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса
и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы
эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной
деятельности, решения творческих задач, моделирования,
конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения
сохранности продуктов труда;
Мета предметные результаты:









умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения образовательной задачи,
собственные возможности её решения.
Информационно-коммутативные:





владение современными средствами информации (компьютер, принтер
и т.п.) и информационными технологиями, способами корректного
взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
владение способами совместной деятельности в группе, приемами
действий в ситуациях общения; умениями искать и находить
компромиссы.
Личностные:






формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.

Формы отслеживания результативности:
ФОРМЫ ПРОВДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
В ходе реализации программы ведется систематический учет знаний и
умений учащихся, их личностное развитие. Для оценки результативности
применяется аттестация (входящая диагностика, промежуточная и итоговая
аттестация) и текущий контроль.
Входящая диагностика проводится в начале первого года обучения
(сентябрь) с целью выявления у ребят склонностей, интересов, ожиданий от
программы, имеющихся у них знаний, умений и опыта деятельности по
данному направлению деятельности.
Текущий контроль – систематическая проверка учебных достижений,
проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности
в
соответствии с образовательной программой.
Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися
содержания конкретной общеобразовательной программы по завершению
всего
образовательного курса программы.
Промежуточная (и итоговая) аттестация обучающихся по программам
проводится по итогам учебного года (май).
Если обучающийся в течение учебного года добивается успехов на
мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях и др.) различного
уровня,
то он считается аттестованным и освобождается от процедуры
промежуточной
аттестации.
Формы аттестации и текущего контроля: опрос, собеседование, игра,
наблюдение, специально подготовленные задания, контрольные вопросы,
участие в викторинах, решение кроссвордов, отгадывание ребусов,
выполнение
творческих индивидуальных и групповых заданий, а также участие в
мероприятиях разного уровня и другие на усмотрение педагога. Также
отслеживается творческий рост каждого ребенка. Заполняются карточки
«Учет творческого роста, результатов обучения и личностного развития
учащихся».
Результаты освоения программы определяются по трем уровням.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Критерии уровней сформированной образовательной деятельности
учащихся.
уровень – учащийся освоил практически весь объем знаний и
овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными
программой за конкретный период. Способен самостоятельно организовать
рабочее место, соблюдает правила техники безопасности в течение работы,
аккуратно оформляет работу. Терпелив, активен, постоянно проявляет
интерес
к творчеству.
уровень - учащийся освоил половину объема знаний и овладел
половиной умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный
период, выполняет задания на основе образца. Ему необходимо побуждение
извне для приобщения к делам Центра.
уровень - учащийся освоил менее половины объема знаний и
овладел менее половины умений и навыков, чем предусмотрено программой
за
конкретный период, в состоянии выполнить лишь простейшие практические
задания педагога.
Программное обеспечение предполагает собственную систему оценки.
Педагог ведет оценку с использованием таблиц мониторингов «Показатели
успешности освоения образовательной программы» и «Показатели
успешности
Для
отслеживания
результативности
образовательного
процесса
используются следующие виды контроля:
1. входящий контроль (сентябрь - анкета);
2. текущий контроль (в течение всего учебного года – мониторинг знаний
и умений, выставка работ);
3. промежуточный контроль (январь – тесты, выставка);
4. итоговый контроль (май – выставка работ, итоговый тест).
Для определения результативности в течение учебного года между
учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное
участие в тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить
сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не
травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную
мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.

Учебно-тематический план

№

1

2

Тема урока

Кол/час Практическое Теоретическое
занятие
занятие

Вводное занятие. История 2
развития ремесла
Материаловедение

Формы
контроля

1

1

4

2

2

Наблюдение

40

37

3

Наблюдение

20

18

2

Анализ
сделанных
работ с
указанием
недочетов и
ошибок.

40

38

2

Анализ
сделанных
работ с
указанием
недочетов и
ошибок.

38

36

2

Анализ
сделанных
работ с
указанием
недочетов и
ошибок.

144

130

14

Закон цветоведения
Декупаж.
3

Изделия из фетра
4

5

Поделки из бечевки,
джутового шпагата

6
Паперкрафт

Итого

Содержание программы
1ТЕМА: Вводное занятие
Введение в образовательную программу. Знакомство с обучающимися,
анкетирование, собеседование, тестирование, правила поведения и
содержание программы занятий, инструктаж по охране труда
Теория. Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по
программе. Игра на знакомство, анкетирование. Экскурсия по ДДТ.
2Тема Материаловедение
Дизайнерские возможности. Основные материалы и инструменты.
Знакомство с материалами, которые используются в работе.
3 Тема Цветоведения
Понятие цвета, цвет ведение Практика: Познакомить учащихся с основами
цвет ведения; дать понятия основных, составных цветов; холодного и
теплого цветов; цветового контраста.
4 Тема Прямой декупаж на стекле Оформление (бутылки, вазы,
подсвечника
Теория: Правила прямого декупажа на стекле
Практика: Правильная подготовка стеклянной поверхности. Соединение
рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями.
5 Тема «Роскошь и старина. Обратный декупаж. Понятие обратного
декупажа
Теория: Понятие обратного декупажа.
Практика: Секреты и нюансы декора в обратном порядке. Освоение техники.
6 Тема Ажурный декупаж
Теория: Знакомство с различными приемами декорирования
Практика: Использование дополнительных средств (декоративная паста для
декупажа, стразы, бусы и др.);

7 Тема Украшение из фетра
Теория: Разновидности украшений.
Практика: Изготовления украшения «цветок»
Тема Шкатулки, баночки-карандашные, сувенирные сумочки
Теория: Технология изготовления. Подбор материала.
Практика: Изготовление шкатулки, баночки-карандашные, сувенирные
сумочки Изделие с национальным колоритом использования основной
символики: Зарисовка отдельных элементов и полных орнаментальных
композиций.
Тема Работа с Бурятским национальным орнаментом
Практика: Стилизация.
Тема Изготовление медальонов и оберегов.
Теория: история оберегов и медальонов.
Практика: Медальоны-обереги, кулоны, сувенирные подвески, рукавичка.
Тема Русский национальный узор.
Теория: значение русских узоров.
Практика: выполнение русских узоров в технике аппликации.
Тема Куклы обереги
Теория: история оберегов.
Практика: изготовление куклы оберега.
Тема Куклы скрутки
Теория: история русских кукол.
Практика: изготовление куклы.
8 Тема Паперкрафт
Графическая подготовка в бумажном моделировании
Теория. Графическая подготовка в бумажном моделировании
Конструирование из плоских деталей
Конструирование из объемных деталей

Проектирование и создание вариативных моделей.
Использование компьютерных технологий.

Литература для педагога:
Алексеев С.С. О цвете и красках. – М.:Искусство. 2004
Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М.:
Просвещение, 2006
Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества - Волгоград:
Учитель, 2008.
Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-6
лет – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
История ремесел. Детская энциклопедия. – М., 2000.
М.С. Кочев «Секреты бересты», Сыктывкар, 2000
В.Г Махнюк Береста. Техника, приёмы, изделия: Энциклопедия. - М.АСТПРЕСС ЕНИГА.
Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику - М.:
Педагогическое общество России, 2005.
Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: учебное
пособие - М.: Педагогическое общество России, 2005.
Ф. Ускова «Береста. Русское золото» - М.: Профиздат, 2007
Немов Н.С. Психология, 2т., - М, 1997 .
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. 1996.
Литература для обучающихся:
История ремесел. Детская энциклопедия. – М., 2000
Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М., 1994.
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Фирма «Т-Око»,
1992.
Клевенская Т.М., Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. – М.:
Агропромиздат, 1988.
М.С. Кочев «Секреты бересты», Сыктывкар, 2000
Максимук, А.М. Предметы интерьера, сувениры и украшения из природных
материалов [Текст] / А.М.Максимук. - Р- н- Д.: ФЕНИКС, 2005.- 208с.

Малахова, Е. Изготовление искусственных цветов [Учебный курс] / Е.
Малахова. - Р-н- Д.: ФЕНИКС, 2000.- 20 с.
В.В. Финягин «Изделия из бересты» АСТ «Астрель» Москва 2001
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.:
Просвещение, 1991.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: Академия
развития, 1997.
Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Просвещение, 1985.
Филенко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение, 1976.
Список электронных ресурсов и литературы
История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriyadekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0
Декоративно-прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php
Особенности преподавания декоративно-прикладного
искусства http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm
Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-4124/
Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/
Дизайн http://www.excentrika.ru/design
URL: http://www.7ya.ru/article/Psihologiya-obucheniya-risovaniyu/
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках
декоративно-прикладного искусства: [Электронный ресурс].
URL: http://festival.1september.ru/articles/214267/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013341684, 89503988200

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».